23 Декабря 2024
search

Сохранит ли Россия базы в Сирии?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBb4Q7
Рекомендуем: http://remont.youdo.com/repair/country-house/brick-house/interior-finish/, лучшие цены по ссылке.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Монетизация с южно-уральской пропиской - тише едешь, дальше будешь

Закон о монетизации льгот, радужные перспективы которого в течение года посредством федеральных телеканалов и газет пытались донести до нас чиновники различных уровней и рангов в то время, как полстраны замерло в тоскливом предчувствии "ой, что-то будет", с 1 января вступил в силу. И сразу же стало очевидным: взлелеянная ведомствами господ Зурабова, Кудрина и Грефа реформа, сопровождающаяся волной забастовок и нешуточными потасовками в трамваях и автобусах, провалилась. Тысячи людей вышли на улицы российских городов с транспарантами в руках, красочно иллюстрирующими неготовность народа к напрямую его касающейся реформе. Под воздействием негодующего населения кое-где местные власти даже были вынуждены пойти на попятную. В ряде областей, решившихся на монетизацию, льготы были частично возвращены если не "де юре", то "де факто", что, кстати, для власть предержащих есть весьма опасный прецедент.

Между тем, регионам, которые изначально отказались от слепого следования рекомендациям "сверху" и воспользовались данным им правом полностью или частично сохранить на своей территории ранее действующую систему льгот, удалось избежать пенсионных бунтов и митингов. В числе таких регионов оказалась и Челябинская область, на территории которой проживают порядка 650 тысяч льготников: 250 тысяч – федеральных и 400 тысяч - отданных на откуп областному бюджету.

В прошлом году южноуральские власти порешили, что система льготного обеспечения жителей области в 2005 году отчасти останется в том виде, в каком она существовала на протяжении последних четырех лет. То есть денежную компенсацию, размер которой прописан в законе, взамен льгот будут получать только федеральные льготники, за региональными же льготы сохранятся в их натуральном виде. Все до одной. Таким образом, заметьте, льготы остались почти у двух третей от общего числа имеющих право на их получение – это ветераны труда /304 тысячи человек/, труженики тыла /70 тысяч человек/, репрессированные /20 тысяч человек/ и еще несколько категорий.

Из каких-таких соображений было принято это решение? Челябинские чиновники после долгой и кропотливой подготовительной работы пришли к выводу, что бюджет далеко не самой бедной, кстати, области не потянет свалившиеся на него расходы, тем паче в свете грядущей передачи большей части региональных доходов центру. Даже при наличии крепко затянутого пояска, те суммы, которые область может гарантировать челябинцам в обмен на льготы, не способны покрыть образовавшиеся в результате монетизации расходы.

Когда принимался закон, - пояснил Накануне.RU заместитель министра социальных отношений Челябинской области Валерий Лугинин- мы произвели порядка 60 расчетов и на их основании сумели убедить губернатора в том, что не следует пока переходить на полную монетизацию, учитывая совсем небольшой размер компенсаций, которые мы можем предложить людям. Мы решили отложить реформу в области минимум на год, посмотреть, как она пойдет в других регионах России. Кроме того, мы хотим еще разок пересчитать все расходы, необходимые для ее реализации. Если со временем необходимые средства найдутся в областном бюджете, то область, безусловно, пойдет по этому пути. Люди должны получать взамен льгот нормальные деньги”.

Теперь давайте представим, что Челябинская область уже в 2005 году решилась на монетизацию льгот. Ежемесячная компенсация, которая по закону положена ветеранам труда, составляет примерно 200 рублей, при этом за ними сохраняются 50% льготы по оплате ЖКХ, телефона и зубопротезирования. Труженикам тыла положено 250 рублей в месяц, тогда как за ними оставлено только два вида натуральных льгот - лекарственное обеспечение и зубопротезирование. Теперь считайте: проезд на общественном транспорте в том же Челябинске стоит шесть рублей, абонентская плата за телефон составляет 160 рублей. Применив нехитрые арифметические действия, получим столь же бесхитростный арифметический результат.

Приблизительно так, наверное, рассуждали в 2004 году и челябинские чиновники, в то время как с экранов телевизоров чиновники федерального уровня с уверенностью в голосе неустанно рапортовали о том, что ими все уже давно считано-пересчитано и никаких проблем с реализацией реформы быть не должно. Каким уж способом - в уме или столбиком - они там все просчитывали, сидя в своих уютных кабинетах с кожаными диванами, им одним ведомо, однако, уже в середине января /!/ президент вынужден был публично признать, что, мол, не продуман до конца вопрос реализации реформы-то был. Во как!

Регионы, безусловно, ответственны перед населением за степень готовности к реформе, но как быть с тем, что, например, соседней с Челябинской Свердловской области Москва пообещала компенсировать лишь менее половины всех расходов на монетизацию. Это один момент. Другой момент заключается в том, что некоторые регионы и этих-то денег до сих пор не получили. Ведь митинги и забастовки в ряде случаев спровоцировала ситуация, когда "льгот уже нет, а компенсаций еще нет".

В Челябинской области проблем с выплатой компенсаций федеральным льготникам не было. Все они получили денежные выплаты вместе с пенсиями еще до нового года. Самый большой размер компенсации по закону положен инвалидам войны и несовершеннолетним узникам концлагерей, имеющим инвалидность, - 1550 рублей, за ними следуют участники войны и узники концлагерей без инвалидности - 1050 рублей, на третьем месте инвалиды первой группы - 950 рублей, инвалидам второй и третьей группы полагается 550 и 350 рублей соответственно. Детям инвалидам - 550 рублей. 650 рублей составляет компенсация жителям блокадного Ленинграда, такая же сумма предназначена для ветеранов боевых действий. Более всех из федеральных льготников проиграли родственники погибших. Правительство отвело им всего 150 рублей ежемесячной компенсации.

Плюс к компенсации всем льготникам полагается соцпакет, стоимость которого определена в размере 450 рублей. Туда входят санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд к месту лечения - туда и обратно, медикаменты и поездки на пригородном железнодорожном транспорте. Это в двух словах что касается компенсационной части реформы.

Помимо своевременных  денежных выплат, челябинские власти договорились с транспортниками о том, чтобы в течение января кондукторы не выгоняли льготников-неплательщиков из трамваев и автобусов, а предупреждали их, мол, закон-то уже вступил в силу. Все эти меры правительства в значительной мере способствовали тому, что волна социального протеста обошла Южный Урал стороной.  

Теперь давайте посмотрим, как изменилась на Южном Урале с этого года система оплаты услуг обеими категориями льготников.

Оплата проезда в общественном транспорте – “федералы” налево, “областники” направо 

Здесь все просто. Федеральные льготники оплачивают проезд наравне со всеми, областные – ездят бесплатно по соответствующим удостоверениям или социальным карточкам. При этом, ни в каких дополнительных печатях на удостоверения, как это придумали, например, в Свердловской области, челябинские льготники не нуждаются.  

Пару слов о том, что такое социальная карта. Это обыкновенная пластиковая карточка, с помощью которой льготник может рассчитаться за проезд, заплатить за квартиру, телефон и даже расплатиться в магазине. В ней содержится вся информация о льготах, туда же можно перевести компенсационные выплаты. В автобусах, да и не только, установлены специальные считывающие устройства. Правда, стоит эта карточка 300 рублей, из-за чего многие пенсионеры не хотят ее покупать. Кстати, подобные карточки с 2006 года начнут действовать и в ХМАО. 

Хотели было на Южном Урале льготные проездные ввести, как это сделали тюменские власти, но не рискнули, уже имея за плечами подобный опыт – уж больно часто подделывают их наши находчивые сограждане.

Коммунальные платежи - и нашим, и вашим

Льготы на ЖКХ в 2005 году сохранятся для обеих категорий льготников в том виде, в каком они существовали в 2004 году. Это обоюдное решение Москвы и Челябинской области. Примерно 10 февраля область получит январскую отчетность, и уже с учетом ее показателей будет проплачивать коммунальщикам жилищную "недостачу".

Услуги связи - как ведь договоришься

Областное правительство и тут подсуетилось, накануне Нового года заключив соглашение с "Уралсвязьинформом" и другими операторами связи. Суть этого соглашения сводится к тому, что область будет проплачивать поставщикам услуг 50% от стоимости абонентской платы за месяц вперед, а льготники будут получать квиточки уже с вычтенными 50%. Связисты уже получили предоплату за январь. Дело в том, что по закону операторы связи не имеют права выставлять половинчатые счета, посему челябинские чиновники и решили перейти на систему авансовых платежей. "Федералы" за телефон будут полностью платить из своего кармана.

Лекарственное обеспечение - каждому по потребностям

Больше всего хлопот местных властей связано именно с лекарственным обеспечением льготников. То рецептов не хватает, то с программным обеспечением аптек проблемы.  Местные власти уверяют, что весь этот бардак через месяц-полтора закончится. Правда, что-то с трудом в это верится, следуя логике современного отечественного бытия. Ну, да ладно, не об этом речь. Механизм предоставления льготных медикаментов таков: каждый льготник, придя на прием к врачу, имеет право на льготный рецепт. Врач решает, в каком лекарстве пациент нуждается: стоимостью 50 рублей или 1000 рублей. Льготник идет с выписанным рецептом в аптеку, а аптека уже выставляет счет страховой компании. Это касается федеральных льготников.

Льготные медикаменты, как уже было отмечено, входят в соцпакет, но это не значит, что врач не может выписать лекарство больному на сумму свыше 450 рублей, заверили Накануне.RU в челябинском министерстве социальных отношений. Тем не менее смутное подозрение, что продажи копеечных лекарств в аптеках в этом году существенно возрастут, даже после этих заверений никуда не исчезло.

Льготники, которые находятся в ведении региональных властей, будут по-прежнему покупать медикаменты по рецептам за полцены, а недостающую сумму аптека будет получать через соцзащиту. В этом вся разница. “Механизм достаточно отлажен, к тому же мы планируем 50% авансирование аптек, однако, надо сказать, что суммы, заложенные на эти цели в областном бюджете, не сравнимы с федеральными. В этом смысле федеральным льготником быть выгоднее”, - замечает заместитель министра социальных отношений Челябинской области Валерий Лугинин.

И тут же добавляет:Но за счет того, что те же труженики тыла зачастую относятся еще и к другим категориям льготников, которых финансирует центр, этих сумм, мы надеемся, будет достаточно. Кроме того, в начале осени традиционно появляются дополнительные доходы в областном бюджете, часть которых планируется направить на обеспечение жителей льготными медикаментами”.

В качестве ремарки отметим, что челябинские власти в этом году в общем и целом намерены увеличить объем финансирования социальных льгот на 500-550 млн рублей. Всего из областной казны на соцзащиту населения планируется потратить почти три миллиарда рублей. Ни больше, ни меньше.

Санаторно-курортное лечение  

В числе положительных итогов монетизации челябинские власти отмечают, что в 2005 году воспользоваться путевками в санатории смогут гораздо больше людей, чем в предыдущие годы. Как поведал в интервью Накануне.RU первый вице-губернатор Челябинского области по социальным вопросам Андрей Косилов, в 2004 году на эти цели было выделено 100 миллионов федеральных средств, в этом году запланировано 1,125 миллиардов. Он также выразил уверенность, что в этом году воспользоваться курортным лечением смогут 15 тысяч южноуральцев супротив 3,5 тысяч прошлогодних. Другое дело, что пообещать выделить средства из федеральной казны, это еще не значит выделить, ведь так?

Подытоживая сказанное, нельзя не вернуться к тому, с чего мы, собственно говоря, и начали: саму по себе идею монетизации льгот на Южном Урале поддерживают, но не торопятся с ее реализацией, чтобы еще разок все хорошенько просчитать и обдумать.

Взаимодействие напрямую с населением это не то же самое, что взаимодействие с поставщиками услуг, в последнем случае условия расчетов совсем иные. Вот в чем принципиальная ошибка российского правительства, мне кажется, оно этот фактор не учло”, - считает зам. министра социальных отношений Валерий Лугинин. "Опыт показал, что нельзя всю массу льготников сразу вовлекать в этот процесс. Надо дать им время адаптироваться", - такое убеждение высказал  Андрей Косилов.

На данном этапе челябинское правительство решило подготовить и передать в правительство очередной пакет предложений по усовершенствованию механизма реализации федерального закона под номером 122. Повлияет ли это хоть как-то на ход наступившей на хребет российскому народу "монетизации”, уверенности нет. Как не было ее и до сих пор. До сих пор никакие доводы, разумные и эмоциональные, на федеральное правительство действия не возымели. Посему уповать народу остается только на региональные власти, в силах которых, как показывает челябинский опыт, хоть как-то смягчить последствия очередного грандиозного эксперимента над народом... 

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС