О назначении монетизации
Вот как-то так странно получается, что большинство отечественных пиарщиков-политологов воспринимает работников самого главного здания страны едва ли не как "самое слабое звено" в российской политике. Вот и Украину "пролажали", и Курилы отдаем "за так", и с монетизацией Кремль "подставили". Про Украину, надо сказать, потом задумались – хоть Янукович и не президент, зато украинский восток всколыхнулся, поднялся и почесал репу: как это на его горбе запад в светлое будущее едет? О Курилах шумели-шумели, а вопрос висит, как век до этого висел. На монетизацию навесили ярлык "провокации" и обвинили в ее затее и провале либеральную часть правительства. Но, чтобы понять, что есть провал, необходимо хотя бы приблизительно представлять, что должно было стать победой.
Заявленная цель монетизации – экономия денег – пока что однозначно провалена. Вот только кто верил, что затевали замену льгот на монеты ради призрачной экономии? Никто. Поэтому и появилась версия о том, что либералы во власти с оглядкой на заокеанье подложили президенту монетизационную "свинью", замаскировав ее под симпатичную копилку. Историю эту иезуитские умы журналистов проглотили, переварили и растиражировали. И, может быть, действительно, она имеет место быть. Вопрос только в том, что в сегодняшних российских верхах группировка "либералов" вполне сопоставима по численности с "силовиками". А вот кто кого по весу - еще вопрос. Между тем, силовые структуры от реформы пострадали ничуть не меньше пенсионеров, и вряд ли их руководство заранее не предвидело, какой удар наносит по своим починенным. А, если видело, то почему не встало на дыбы? Ведь кадровый вопрос в армии, милиции, спецслужбах - стоит крайне остро и льготы играли немаловажную роль в его решении. То, что силовики угрозы закона №122 "недоглядели" или попросту "съели" либеральную оплеуху – бред. Скорее, тоже видели в происходящем какой-то больший стратегический смысл.
Монетизация, да и почти все, что связано с деньгами, российским менталитетом воспринимается, скорее, как отрицательное, значит, можно предположить, что закон должен был сработать не в плюс, а в минус, не для кого-то, а против. Вот тут-то по законам математики в условии задачки и должен появиться объект, тот, кто от закона должен был пострадать. И это не столько обездоленные российские пенсионеры, которые в неизвестно какой раз стали заложниками политических игрищ и совсем не президент, который завсегда может сыграть партию "царь хороший - бояре плохие", а как ни странно, на наш взгляд, губернаторы.
Именно региональные элиты, а не березовские-ходорковские и не немцовы-чубайсы та последняя еще активно действующая сила, которая может сплотить, собрать вокруг себя недовольных. Аргументировать антигубернаторскую направленность монетизации можно несколькими фактами. Во-первых, синхронность рождения вроде бы совсем не связанных политических телодвижений центра – назначаемости губернаторов и отмены льгот. И то, и другое возникло минувшей осенью вроде бы на ровном месте, ни с чего. Но, учитывая, что федеральные-то льготы сохранены, можно не без уверенности предположить, что в глазах пенсионеров и милицонеров именно регионалы, не справившиеся с монетизацией, могли бы стать "козлами отпущения". Тут важно не забыть, что регионы-доноры по пальцам пересчитать можно, а значит, шанс не справиться, был очень у многих. Вот вам и оправдание, и повод к скорейшей /а, может, даже и досрочной/ реализации закона о назначаемости.
Во-вторых, прелюбопытно, что губернатор города самых массовых протестов против монетизации Валентина Матвиенко, не получила от кремля ни грамма неудовольствия. И дело тут, как нам видится, вовсе не в том, что воспринимают ее в Москве как "свою". Питерские власти никак в отличие от всех прочих регионалов не "страховались" в предновогодье, а забабахали монетизацию такой, как она должна быть: нет льгот – будут деньги. Если оглянуться на УрФО, то каждый губернатор изобрел свой способ "подстелить соломки": так Ханты-Мансийский автономный округ готовит к реализации уникальный проект "социально-платежная карта Югры", сельчане небогатого Зауралья от монетизации ждут не столько минусов, сколько денег, Средний Урал рука об руку с Южным льготы пока сохранил в натуральном виде, ямальцы ждут от властей округа ежемесячные надбавки к компенсациям. Так вот на фоне этой региональной суеты, цель которой снять социальное напряжение, беспечность Питера кажется недальновидной, но, похоже, очень соотвествующей задачам монетизации. Другой вопрос, что позиция Матвиенко "делай, что должно и будь что будет" не слишком подходит для остальных региональных лидеров, их будущее не столь однозначно радужно. А потому они страховались, как могли.
В-третьих, еще один региональный лидер, чье мнение также нередко становится лакмусовой бумажкой федеральных настроений – глава Тюменской области Сергей Собянин, заявил накануне буквально следующее: " То, что мы получили ряд проблем в реализации закона о монетизации льгот, связано не столько с отсутствием финансов, сколько с разногласиями среди ветвей власти. Каждый регион сделал так, как считает нужным, и не всегда эти действия были адекватны. Мы только начали путь социальных реформ, и отсутствие единой методики в реализации этих вопросов скажется, прежде всего, на населении. Это недопустимо". Из чего следует, что действия по обстановке, а не "по уставу" не слишком удовлетворяет столицу. И опять же актуализирует грядущее исполнение закона о назначаемости губернаторов. К слову сказать, Сергей Семенович вот-вот станет первым назначенным губернаторов в России 21 века.
Еще одним лыком в строку "губернаторской" версии, выглядит временной фактор. Понятно, что федеральная власть стремится обезопасить себя во многом из-за приближающегося 2008 года. "Назначенческий" закон растянут во времени и потому затевать его позднее смысла не имело, ну, а монетизация – катализатор и обоснование назначений, еще один повод посетовать, что без общего знаменателя вертикали регионы работают, э-э-э… не всегда адекватно.