Монополисты связи сдерживают доступ в интернет
Развитие широкополосного доступа в интернет в России ограничивается Москвой и несколькими другими крупными городами. Основными препятствиями на пути broadband-революции является неподъемная для большинства россиян плата за подключение, оборудование и трафик. В числе прочих, серьезной проблемой является "неповоротливость" монополистов в лице структур "Связьинвеста".
Игра цифр
По данным консалтинговой компании J'son & Partners, сейчас в России насчитывается около 3,5 млн. пользователей широкополосного доступа1, что составляет почти половину (около 45%) всех российских пользователей интернета. Под широкополосным доступом здесь и далее подразумеваются все подключения на скорости более 128 кбит/с. За счет более высокой, чем у пользователей коммутируемого доступа активности подписчиков на широкополосные услуги последние генерируют почти две трети всего интернет-трафика.
Из этой статистики напрашивается вывод: дело с распространением широкополосного доступа (ШПД) в интернет обстоит в России совсем неплохо (в США, например, число широкополосных подключений составляет около 60% всех видов доступа в интернет). Однако, это всего лишь игра цифр. По мнению Бориса Овчинникова из J'son & Partners, относительно высокий процент распространенности широкополосных услуг в России объясняется низким уровнем проникновения интернета в целом, в том числе и низким уровнем развития услуг коммутируемого доступа (dial-up). По оценке J'son & Partners, регулярно пользуются интернетом лишь 6-7% потенциальной интернет-аудитории России. Основными потребителями услуг высокоскоростного доступа являются корпоративные пользователи, которые получают эти услуги на работе и, следовательно, их не оплачивают. На их долю приходится около 80% всех широкополосных подключений.
Налицо и диспропорция развития услуг на различных российских территориях. Так, если в Москве доля офисных широкополосных подключений превышает 90% всех подключений, то в ряде регионов, например в южных областях России, до сих пор господствует dial-up. В этом и других регионах доля высокоскоростных соединений из офиса не превышает 60-65%. Что касается частных пользователей выделенного доступа, то на их долю приходится всего около 17% всех домашних подключений к интернету. При этом без учета московских подписчиков этот показатель в целом по России падает ниже отметки 10%. Только одно из каждых 110-120 домохозяйств в нашей стране имеет широкополосный доступ в интернет.
Спецификой российского рынка ШПД, по словам г-на Овчинникова, является то, что те технологии, которые получили наибольшее распространение в других странах для обеспечения выделенного доступа в секторе частных пользователей, в нашей стране имеют весьма ограниченное применение. Более того, по мнению аналитиков J’son & Partners, эти технологии не будут популярны у нас и в дальнейшем. Например, сети кабельного телевидения (КТВ), которые в ряде стран являются основным каналом широкополосных подключений, в России мало распространены. К тому же большая часть из них практически не приспособлена (по своему техническому уровню и состоянию) для передачи данных.
Существует также и мобильный интернет, который может решать задачи не только доступа с ноутбука, с КПК, но и использоваться как альтернатива фиксированному доступу. Однако реально в России работает только технология GPRS, и предвестник сетей третьего поколения – технология IMT-MC-450 (CDMA 1X), которая используется оператором "Скайлинк" на ограниченной территории. Появления же полноценных сетей 3G в России стоит ожидать, по-видимому, не раньше начала 2007 года.
Медленнее, чем в других странах (в том числе и в странах Центральной Европы) происходит в России развитие ADSL-доступа в интернет. Основные тормозящие факторы, как считает Борис Овчинников, – это высокая цена подключения, «неповоротливость» традиционных операторов и пр. В перспективе может возникнуть проблема, связанная с недостаточной пропускной способностью телефонной сети на "последней миле".
Москва лидирует
Среди других регионов России московский рынок услуг ШПД является как наиболее развитым, так и наиболее изученным. По оценкам J’son & Partners в Москве насчитывается более 200 тысяч домохозяйств, имеющих выделенные подключения в интернет. Таким образом, на столицу приходится примерно половина всего российского рынка домашнего "бродбэнда". К концу этого года - началу следующего этот показатель, как ожидается, вырастет до 250 тысяч. Рост количества подключений в этом году составил около 100%. В следующем 2005 году, по прогнозам J’son & Partners, существенный рост числа пользователей услуг ШПД сохранится на уровне 80% в год. В последующие годы относительные темпы роста начнут замедляться, однако количество ежегодно подключаемых домохозяйств будет расти и в дальнейшем. В результате к 2008 году оно достигнет пиковой отметки 300-350 тысяч в год. При этом доля Ethernet-сетей, хотя и будет сохранять лидерство, постепенно сократится с нынешних 75% до 50-55%.
Действительно, мировой опыт показывает, что для оператора, который имеет сеть доступа, основанную на медной инфраструктуре, наиболее экономически выгодный способ решения задачи ШПД связан с использованием технологии ADSL. Такими операторами в России являются компании, входящие в холдинг "Связьинвест". Что же препятствует росту числа широкополосных подключений базе этой технологии в целом по стране?
За исключением нескольких городов, у традиционных операторов фактически нет конкурентов, и они продолжают занимать монопольное положение на рынке широкополосного абонентского доступа по медным кабелям. В условиях постоянного роста абонентской платы за стационарный телефон, темпы роста которой существенно опережают темпы инфляции, межрегиональным компаниям (МРК) "Связьинвеста" нет особой нужды развивать широкополосный доступ. На сегодняшний день абонентская плата за телефон без НДС составляет около 150 рублей. Монополисты мотивируют ее повышение тем, что себестоимость эксплуатации одной телефонной линии составляет около 200 рублей, и предлагают увеличить ежемесячные платежи примерно до $10. В результате минимальная абонентская плата за ADSL у региональных компаний, по данным Института развития информационного общества, более чем в 3 раза превышает абонентскую плату в Москве и Санкт-Петербурге. А с учетом существенно более низких доходов в регионах "широкополосный разрыв" между центром и регионами еще более увеличивается.
Ожидать всплеска активности от МРК следует ожидать, по-видимому, не раньше 2006 года, когда в "Связьинвесте" обозначится какая-то единая стратегия в области DSL-доступа. Это, по мнению некоторых экспертов, позволит в течение последующих пяти лет приблизительно в 2 раза увеличивать количество установленных DSL-линий и в итоге довести их количество до 3,2 млн. к 2010 году. Впрочем, результаты могут совсем иными, как в большую, так и в меньшую сторону. Оптимистичный сценарий может реализоваться в случае более активного продвижения альтернативных технологий, например беспроводных (3G, WiMAX, спутниковые); пессимистичный – в случае очередного экономического кризиса.
Спрос есть, но рынка нет
Спрос на высокоскоростной доступ в интернет в России есть, более того – возник он еще несколько лет назад. Об этом свидетельствует, в частности, относительно высокое распространение домовых сетей, основанных на протоколе Ethernet. Впрочем, этот рынок является, большей частью, полулегальным: большая часть таких небольших, но многочисленных сетей нигде не зарегистрирована, не имеет отлаженных бизнес-процессов, не гарантирует высокого качества предоставляемых услуг и пр.
По оценкам J’son & Partners, на текущий момент в России насчитывается более 400 тыс. домохозяйств, подключенных к домовым сетям, которые "генерируют" около $10 млн. ежемесячных платежей. При этом этот рынок растет впечатляющими темпами: к примеру, в этом году число подключенных по "широкой полосе" домохозяйств увеличилось, по крайней мере, на 80%. По данным Бориса Овчинникова, домовые сети "держат" как минимум три четверти всего рынка домашнего ШПД (по количеству подключенных домохозяйств).
Домовые сети выигрывают у провайдеров ADSL во многом благодаря большей известности. По данным онлайнового опроса, проведенного службой VoxRu.Net в марте этого года, на вопрос "Слышали ли вы о домовых сетях?" положительно ответили 49% опрошенных, отрицательно – 23%. На вопрос о знании технологии ADSL положительно ответили 40%, отрицательно – 35%.
Две трети домашних интернет-пользователей (68%) используют для выхода в интернет коммутируемый доступ; при этом для 60% пользователей он является единственным каналом для "домашнего выхода". По прогнозам J’son & Partners, только к 2007 году dial-up утратит лидирующие позиции, уступив первое место другим технологиям доступа в интернет.
По доле широкополосных подключений среди всех подключенных домохозяйств (более 20%) лидируют такие города, как Москва, Екатеринбург, Челябинск, Томск, Красноярск и др. Вместе с тем, в список городов-аутсайдеров, в которых выделенный доступ в интернет из дома по-прежнему остается экзотикой (менее 5% среди всех подключенных домохозяйств), попали такие относительно развитые в экономическом плане города, как Нижний Новгород, Самара, Пермь и др. По мнению Бориса Овчинникова, этот результат является, прежде всего, следствием низкого уровня развития домовых сетей в этих регионах.
Способы подключения к интернету в России
Способ подключения | % от всех опрошенных | % от определенных ответов |
Коммутируемый доступ | 52,2 | 68,3 |
ISDN | 3,1 | 4,0 |
Домовые/районные сети | 14,1 | 18,4 |
ADSL | 3,0 | 3,9 |
Сеть кабельного ТВ | 1,4 | 1,9 |
GPRS | 9,0 | 11,8 |
Другое | 2,8 | 3,8 |
Не знаю | 9,1 | |
Нет интернета дома | 14,4 |
Источники: J’son & Partners, VoxRu.Net
Как и следовало ожидать, широкополосным доступом дома или на работе пользуются, в основном, наиболее обеспеченные жители России. Они более активны, чем пользователи коммутируемого доступа, в плане пользования интернетом, что также не вызывает удивления.
Ставка на DSL
Опираясь на данные исследований российского рынка услуг на основе технологий доступа xDSL, Вячеслав Давыдов, заместитель директора по новым технологиям компании "ИскраУралТел" (г. Екатеринбург) отметил существование выраженной потребности в этих сервисах в крупных и средних городах России. По его мнению, имеется тенденция расширения сегмента частных пользователей DSL.
На начало 2004 года услуги ШПД на базе DSL были доступны более чем в 100 городах России. Темпы роста абонентской базы составляют порядка 250% в год. Прогноз совокупного дохода на 2004 год составляет более $80 млн. Распределение плотности ADSL-каналов, достаточно традиционно: на Москву и Санкт-Петербург приходится около 60% задействованной емкости. Анализ рыночных сегментов также показывает значительное преобладание делового сектора, который приносит более 80% всех доходов на этом рынке. Средняя стоимость подключения к услуге широкополосного доступа по технологии ADSL находится в пределах $100-125; при этом уровень абонентской платы в среднем составляет $30 в месяц. В большинстве случаев тарифные планы подразумевают отдельную плату за объем передаваемого трафика. Средняя стоимость 1 Гб трафика составляет примерно $90.
По результатам телефонного исследования, проведенного по заказу компании "ИскраТел" в Москве, 33% домохозяйств в Москве готовы потреблять как минимум одну из услуг "Высокоскоростной интернет" ("Fast Internet"), "Всегда в интернет" ("Always on Internet"), услуги видеонаблюдения. Оптимальный размер абонентской платы, которая может генерировать наибольший кумулятивный доход, составляет около $17 за услугу "Fast Internet".
Однако это не означает, что провайдеры услуг доступа в интернет не должны использовать стратегию "снятия сливок" с сегментов с устойчивым спросом. По мнению г-на Давыдова предоставление услуг ШПД является наилучшей возможностью для традиционных операторов фиксированной телефонии во-первых, увеличить свои доходы, а во-вторых – противостоять массированному замещению их услуг услугами мобильной связи. После введения к услуге высокоскоростного доступа к интернет провайдеры могут рассчитывать на удвоение доходов от интернет-сервисов.
При этом следует четко понимать, что абоненты не любят скрытых затрат, предупреждает г-н Давыдов. Лучшим вариантом, по его мнению, будет являться фиксированная абонентская плата, а устранение высокого барьера в виде высокой стоимости подключения услуги может стимулировать значительный рост абонентской базы. Например, оператор широкополосного доступа в Словении после введения субсидированной стоимости подключения добился удвоения абонентской базы в течение 2-х месяцев при том, что для достижения предыдущего уровня ему потребовалось 3 года.
Результаты маркетинговых исследований российского рынка услуг ШПД свидетельствуют об их высоком рыночном потенциале. Г-н Давыдов отметил два момента, которые являются значимыми для успешного бизнеса провайдеров этих услуг. Первое и наиболее важное – это возможность эффективно использовать существующую "медную инфраструктуру". Второе – это использование современных технологий как на уровне ядра сети, так и на уровне сетей доступа.
Виталий Солонин / CNews.ru 2
-------------------------------------------------------------------
1В этой статистике учитывались только те пользователи, которые выходят в интернет не реже 1 раза в неделю
2При подготовке статьи использованы материалы 1-й российской международной конференции "Телекоммуникации, широкополосные сети связи, спутниковые, мобильные и беспроводные технологии" (Braoadband Russia & CIS Summit). 3-4 ноября, Москва