Москва - третий Рим. 500 лет спустя
"Москва – третий Рим, а четвертому не быти...". Теория, о которой еще недавно вспоминали, большей частью, на уроках истории. Но случилось так, что этой идее полутысячной давности стало тесно в учебниках, и она вновь ожила. И не только в речах политиков и статьях журналистов. Накануне в Сарове прошел Международный научно-богословский форум "Москва - Третий Рим", на который съехались более ста экспертов из России и Украины. Как сообщили Накануне.RU организаторы форума, свое слово сказали "физики и лирики, богословы, и атеисты". Да и место выбрано было интересное – почитаемый православными Саров и одновременно Российский федеральный ядерный центр.
Сразу оговорюсь, кому-то возрождение давнишней идеи в нынешних условиях может показаться полным бредом, зародившимся в умах неадекватных церковных деятелей. Но тот факт, что на форум собрались заместитель председателя Госдумы РФ Любовь Слиска, директор Российского федерального ядерного центра – ВНИИЭФ академик Радик Илькаев и более ста экспертов, свое приветственное слово сказали министр культуры РФ Александр Соколов, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, да и мероприятие прошло по благословению Патриарха Алексия II, заставляет серьезно задуматься над прозвучавшими мнениям. Не о появлении ли новой национальной идеи идет речь?
Профессор Московского авиационного института Валерий Ильин представил "термодинамическое обоснование" теории Филофея, являющееся новым подходом к истории и социологии, основанном на универсальных законах Вселенной. Данный подход заключён в постулате, что законы действуют не только в царстве неживой материи, но и в социумах. Профессор рассматривает закономерности, по которым любые идеи приобретают созидательную или наоборот, разрушительную силу.
"Идеологическим обеспечением решения задачи возрождения державной и духовной мощи России может стать идея "Россия – третий Рим", организационным – конституционная диктатура и мобилизационная экономика, научно-теоретическим – фундаментальные законы Природы ", - уверен Валерий Ильин.
Саму теорию о "Третьем Риме", во многом определившую направление русской церковной и политической жизни на несколько веков, изложил писатель-публицист, инок Елеазаровского монастыря старец Филофей. Теория возникла на фоне возросших в 15-16 веках настроений, связанных с ожиданиями конца света. В основе идеи "Москва - Третий Рим" лежит мысль о богоизбранности народов и преемственности царств. Обоснование данной теории существует в словах пророка Даниила о последних временах, где мировая история предстает как смена одного царства другим. Согласно пророчеству, два царства падут, а третье "вовеки не разрушится", "будет стоять вечно", после него наступит вечное царство Божие.
Филофей дал пророчеству конкретное толкование. Первое царство - это Римская империя, которая пала после того, как единая христианская вера распалась на католическую и православную. Второе царство - это Византийская империя, которую победили иноверные. А "Третий Рим", по мнению Филофея, - это Российское государство, а русский православный царь является духовным преемником римского и константинопольского владык.
В том, что данная теория применима к нынешней российской действительности не сомневается один из организаторов форума, глава фонда "Андреевский флаг" Александр Мельник. "Мы считаем, что история – это не крепость, не замкнутая дисциплина, а открытое пространство для дискуссий. Только при таком подходе можно надеяться отделить зёрна от плевел, наносное и сиюминутное – от истинного", - заявляет он.
Пусть сейчас вместо царя президент, но на фоне духовного кризиса западной цивилизации тезис, что Россия чуть ли не последний оплот нравственности, звучит уже не в первый раз. |
В апреле нынешнего года эта мысль о противостоянии западным псевдоценностям стала лейтмотивом Х Всемирного Русского Народного Собора, куда приехали представители всех конфессий. Тон задал доклад митрополита Кирилла, который сводился к тому, что православные не вправе молча наблюдать, "как на месте тысячелетней отечественной духовной традиции пытаются насадить исторически чуждые нашему народу стандарты поведения, нормы жизни". "Россия, - продолжил митрополит, - будучи страной многонациональной и многоконфессиональной, обладает уникальным многовековым опытом построения собственной многоукладной цивилизации. Полагаю, наше право и обязанность состоят в том, чтобы поделиться им со всем миром".
Так удивительно ли, что спустя полгода вспомнили о "Москве – Третьем Риме"?
"Содержание идеи современно и актуально в наши дни. Оно напоминает ныне живущим, от каких пороков рухнули Рим первый и Рим второй, предупреждает о сложностях и величии пути к совершенству, но и дарит надежду на то, что оно возможно", - заявил в своем приветственном слове участникам форума министр культуры РФ Александр Соколов.
Со многим здесь можно поспорить, и, в первую очередь, с фразой о современности и актуальности данной теории. Ее историческое обоснование сильно устарело. Ни падение Византии, ни, тем более, Римской империи не является устрашающим примером для среднестатистического россиянина. Однако о том, что России нужна идеология, которая, в общем-то, сейчас отсутствует, говорят многие ученые, общественные деятели, политики. Вопрос в том, какая идеология.
Известный политолог и философ Сергей Кара-Мурза уверен, что Россия переживает тяжелый и длительный кризис. "Главная его составляющая – кризис идентичности, разрушение и болезненная перестройка системы координат, в который люди осознают себя в мире и различают Добро и зло ", - говорит философ.
По его словам, религиозный взгляд на мир неустраним, как ни бьются над его искоренением в некоторых культурах. Христианство сыграло важнейшую роль в становлении европейских народов, включая народы России. Но после советского периода, во время которого народ был скреплен верой в коммунизм, вся система связей народа переживает кризис и находится в неустойчивом равновесии. Философ добавляет, что "укрепление русской этничности может стать тем чрезвычайным, хотя и рискованным средством, которое на время может компенсировать обрывы и разрыхление других связей".
Здесь же вспоминаются общественные колебания в российском пространстве, когда масса людей сказала "Мы – русские!". Сказала без намека на национализм, сказала открыто, собравшись и пройдя Русским маршем. И не важна здесь национальность, ее вообще сегодня, будь ты чистокровный еврей или татарин, или грузин, или казах, сегодня можно выбирать самому. И вправду, путь укрепления русской этничности похож на путь по лезвию ножа: шаг вправо - и дорога уже начинает выводить к заборам, исписанным фашистскими лозунгами, шаг влево - и впереди улицы, наполненные воинствующими борцами с бритоголовыми. Церковь же не признает национальностей.
Однако, по мнению Кара-Мурзы, существует риск, что, навязав религиозному сознанию и религиозному чувству политические и социальные функции, можно помешать выполнять миссию православия. "Православие – невидимый стержень, без которого в нынешнем кризисе русский народ рассыплется и исчезнет, как человеческая пыль. Но на этот стержень нельзя нагружать работы, для выполнения которых нужны другие механизмы, причем много разных. Другое дело, что строительство этих связей и механизмов надо вести, сверяя их с теми нравственными ценностями, которые Православие излучает в мир", - заключает Сергей Кара-Мурза. |
Пусть сила и роль церкви возрастает (с этим, думаю, никто спорить не будет), достаточно ли она оправилась от коммунистического удара, в состоянии ли она потянуть миссию по спасению России и, более того, мира? В 16 веке этот вопрос даже не мог возникнуть, поскольку власть и церковь были, фактически, одним целым. Но если теорию "Москва – третий Рим" возьмет за идеологическую основу власть, это может быть, по мнению кандидата социологических наук, противника мыслей Филофея Михаила Ельчанинова, крайне опасным. "Опасность состоит в том, что, в конечном итоге, доктрина "Москва – Третий Рим" будет служить идеологическим оправданием олигархического режима, который под мессианскими лозунгами будет продолжать свою антинациональную политику", - заявляет Ельчанинов но с одной оговоркой: поскольку идея разрабатывается не властными структурами, а общественным форумом, тесно связанным с православными силами России, возможно, что "новая идеология будет работать на благо народа". Только без активного участия власти сложно себе представить, что эта новая идеология может стать жизнеспособной.
Теория "Москва – третий Рим" - всего лишь один из возможных векторов развития общества. Пока большинству кажется, что вряд ли воплотится в жизнь, уж слишком глобальна идея. Впрочем, участники форума и не задавались целью ее воплощения. "Определённость и устойчивость сложившегося поля политико-идеологических ориентаций – только кажущаяся. Страна продолжает жить без ясной позитивной идеологии. Народ безмолвствует – до поры до времени", - заявляет глава фонда "Андреевский флаг" Александр Мельник.
Но похоже, что поиск национальной идеи начался: форум "Москва – третий Рим", Всероссийская организация родительских комитетов, Русский марш… Не получается у нас жить без идеи...