МОТИВ: Ценовые войны закончены, борьба за абонента выйдет на уровень сервиса
1 апреля Сотовая Связь МОТИВ отмечает свой День Рождения – 9-летие на рынке услуг сотовой связи Свердловской области. Сегодня МОТИВ входит в первую десятку сотовых операторов в России и контролирует более 25% регионального рынка. Причем МОТИВ - единственный в области оператор, предоставляющий абонентам на выбор два стандарта связи – D-AMPS и GSM-1800. МОТИВ охватывает 85% населенной территории области, имеет свыше 300 базовых станций и свыше полумиллиона абонентов. Радикально изменив стратегию своего развития, МОТИВ успешно осваивает "уральскую глубинку" и позиционирует себя как "домашний" сотовый оператор, ориентируясь, в своей работе, исключительно на жителей Свердловской области. О планах развития компании в интервью Накануне.RU рассказали коммерческий директор компании "Сотовая Связь МОТИВ" Сергей Пирогов и директор по маркетингу компании "Сотовая Связь МОТИВ" Константин Брызгалов.
Вопрос: Сергей Анатольевич, МОТИВ - единственный в регионе оператор, предоставляющий абонентам на выбор два стандарта связи – D-AMPS и GSM-1800. Почему же устаревший стандарт поколения D-AMPS решено было сохранить, какие преимущества он имеет в сравнении с популярным GSM?
Сергей Пирогов: Во-первых, это ни в коем случае не устаревший стандарт и не первого поколения. Это неправильное мнение. DAMPS – стандарт связи второго поколения, точно такой же как и GSM.Только GSM- европейский цифровой стандарт связи, а D-AMPS – американский. Во–вторых, на сегодняшний день, на стандарте D-AMPS в нашей компании обслуживается порядка 40 тысяч абонентов – из месяца в месяц это стабильная цифра. То есть, сколько людей уходит, столько примерно и приходит. Причем, в основном, абоненты уходят не в другие компании, а остаются у нас, но переходят на стандарт GSM.
Причины востребованности D-AMPS в том, что для людей, предпочитающих, скажем так, голосовое общение в пределах области, этот стандарт - лучшее решение. D-AMPS по своему покрытию достаточно хорош, в принципе он предназначен для покрытий больших расстояний. В свое время в США D-AMPS был придуман как раз для передачи голоса на большие расстояния. Тем более, сегодня этот стандарт тоже полностью цифровой, как и GSM. Поэтому переход абонентов на стандарт GSM в большей степени связан с его медийными возможностями: это полифонические мелодии, цветные картинки (хотя сейчас есть терминалы и в D-AMPS с цветными дисплеями), мультимедийные сообщения, игры, фотографии, видео, возможность выхода в Интернет и т.п. То есть, из-за всех тех развлекательных функций, которые предоставляет стандарт GSM. А для тех людей, которые на 99% общаются голосом и проводят свое временя на территории области, я повторюсь, D-AMPS – лучшее и самое выгодное решение для того, чтобы быть всегда на связи.
Вопрос: Какие тарифы предлагает МОТИВ на стандарте D-AMPS?
Сергей Пирогов: Сопоставимые с тарифами на стандарте GSM. На D-AMPS все входящие звонки тоже бесплатны. Вообще на D-AMPS сейчас два тарифа, оба предусматривают предоставление городского номера. Один тариф называется "Безлимитный", то есть за абонентскую плату в 1490 рублей в месяц, вы можете разговаривать без каких либо ограничений во времени, оплата осуществляется по факту. Второй – без абонентской платы, предоплатный, все исходящие звонки 1,5 рубля за минуту с учетом налогов, а все входящие соединения бесплатны.
Вопрос: В ноябре прошлого года МОТИВ запустил новые тарифы "МОБИ NEXT GSM", благодаря чему число абонентов компании стремительно выросло. Сказалось ли это на качестве связи?
Сергей Пирогов: Несомненно. Глупо было бы это скрывать. Дело в том, что реалии превзошли наши прогнозы относительно числа привлеченных абонентов примерно в 2 раза. То есть, мы привлекли абонентов почти вдвое больше, чем рассчитывали. Естественно, это не могло не сказаться на качестве связи – оно ухудшилось. Также, были перебои с поставками SIM-карт, с выделением нумерации, но наша техническая служба очень оперативно отреагировала.
Так, мы уже заменили SMS-центр – его производительность выросла в 3,5 раза, то есть передача SMS-сообщений стала быстрее. Мы запускаем новый контроллер. В скором времени расширим коммутатор. Недавно были подключены новые каналы на междугородку, словом, работа идет. И мы надеемся, что в ближайший месяц-два наши абоненты почувствуют на себе все эти положительные изменения. Мы надеемся, что качество связи будет такое же, каким было полгода назад, которым мы так гордились.
Вопрос: Насколько часто, для поддержания надежности и качества связи, необходимо обновлять и модернизировать оборудование?
Сергей Пирогов: Основному оборудованию (базовым станциям, ресиверам) частой модернизации не требуется. Необходима модернизация коммутационного оборудования в связи с увеличением числа абонентов, потому что коммутатор рассчитан на определенное количество соединений. Но мы думаем о будущем. Так например, все вновь устанавливаемые базовые станции стандарта GSM-1800 уже пригодны для передачи данных по технологии EDGE, которую мы запустим в скором времени.
Вопрос: Какова динамика роста числа базовых станций и количества абонентов МОТИВа за последние годы?
Сергей Пирогов: Два года назад в стандарте GSM мы закрывали Екатеринбург, сегодня МОТИВ закрывает территорию, на которой проживает 85% (!) населения Свердловской области. МОТИВ присутствует в тех местах, где нет даже дорог... Например, на самом севере области - в поселке Пелым, расположенном в 90 км от Ивделя. Запустили там базовую станцию.
Вопрос: А в чем целесообразность?
Сергей Пирогов : ...а там с обычной телефонной связью проблемы. Жители поселка практически не имеют возможности общаться друг с другом по телефону.
Вопрос: В сравнении с западными странами, Россия в области развития сотовой связи идет по собственному, уникальному пути?
Сергей Пирогов: Я так не думаю. Просто там люди могут позволить себе тратить больше. Но то, что Россия отстает от Запада, зачастую позволяет операторам не совершать ошибок, которые были там. В частности, несколько лет назад многие операторы в Западной Европе за очень большие деньги приобрели лицензию на предоставление услуг связи в стандарте третьего поколения, так называемом 3G. Но, не все так просто, массового распространения этот стандарт так и не получил. Оборудование разных производителей не совместимо, нет достаточного количества терминалов, да и люди, на самом деле, не готовы платить за те сервисы, которые эта технология нового поколения предоставляет. Она просто пока не нужна.
Что касается стандартов третьего поколения в России, решение в Минсвязи РФ по этому вопросу пока не принято. Я так понимаю, что Россия пока присматривается. Считаю, это правильно. Очень много различных стандартов, какой будет основным и окажется лучшим, сложно сказать. Сейчас уже есть стандарт четвертого поколения. Так что, может быть Россия и третье поколение внедрять не будет, а сразу перейдет к четвертому.
Вопрос: Как вы оцениваете идею закрепления номера за абонентом при переходе от одного сотового оператора к другому?
Сергей Пирогов: Думаю, это очень хорошая услуга. Вопрос весь в том, кто за это будет платить? По экспертным оценкам, проект этот будет стоить около $100 млн, при этом должен быть какой то координирующий оператор. Пока не понятно, кто в нашей стране возьмет на себя эту функцию. Вообще достаточно много абонентов за свой номер держатся... существует некая психологическая зависимость. Хотя, с другой стороны, практика показывает, что за два-три недели все контакты восстанавливаются.
Вопрос: Входит ли экспансия в соседние регионы в планы развития компании?
Сергей Пирогов: Во-первых, лицензией Минсвязи РФ территория МОТИВа как сотового оператора ограничена границами Свердловской области. Во-вторых, МОТИВ позиционирует себя как местный оператор сотовой связи, работающий для жителей области. Думаю, четырех с лишним миллионов жителей области нам хватит. Что же касается экспансии в соседние регионы, этот вопрос по большей части к акционерам компании... но речи об этом, так скажем, пока не идет.
Вопрос: Сергей Анатольевич, рано или поздно все сотовые операторы, присутствующие в регионе, окажутся примерно в равных условиях по охвату территории, возможно, и по тарифам, и по качеству связи. Какой тогда станет борьба за абонента?
Сергей Пирогов: Вы совершенно правы, в ближайшие несколько лет насыщение рынка произойдет. Дальше борьба за абонента будет вестись не за счет цен, ни за счет качества связи, которые к тому времени будут примерно одинаковыми у всех операторов. Борьба за абонента выйдет на уровень сервиса и конечно, за счет бренда, его эмоциональной составляющей.
Мы считаем нашу торговую марку – МОТИВ - достаточно эмоциональной, начиная от цвета, заканчивая названием. И в своей рекламе мы также стараемся достучаться, скажем так, до эмоциональных ноток. Что же касается сервиса, здесь наш принципиальный подход – персонально ориентированный маркетинг. То есть, это сервис, позволяющий абоненту чувствовать себя в компании одним-единственным. В этом году в наших подразделениях, связанных с обслуживанием, идет подготовительная работа к тому, чтобы в 2006 году внедрить систему управления взаимоотношением с клиентами, так называемый CRM. CRM – это прежде всего сама идеология (взаимоотношениями с клиентами нужно управлять), а также программное обеспечение, позволяющее отслеживать историю обслуживания клиентов компании (пожелания, претензии и потребности абонентов). А уже на основе этих знаний программа позволяет прогнозировать изменение потребностей клиентов и предвосхищать эти изменения.
Вопрос: Чем к 9-летию МОТИВ порадовал своих абонентов?
Сергей Пирогов: Мы приурочили к этой дате запуск новой услуги - ММS. До 15 апреля эта услуга предоставляется абонентам бесплатно. Одновременно, мы ее еще и проверяем, тестируем.
Вопрос: Константин Юрьевич, расскажите подробнее о новой услуге ММS.
Константин Брызгалов: ММS дословно обозначает - мультимедийные сообщения. Сейчас новые аппараты мобильных телефонов снабжены, к примеру, фото- или видеокамерами. Так вот, подключившись к услуге ММS, абоненты смогут отправлять и получать видеоклипы, фотоснимки, снятые с помощью своего мобильного телефона или скаченные с Интернета, это же касается мелодий и т.п. ММS поддерживают аппараты последних двух лет, поэтому популярность этой услуги на рынке сотовой связи нарастает по мере обновления парка аппаратов мобильных телефонов.
Вопрос: Какие дополнительные услуги МОТИВ предоставляет своим абонентам? И что такое "мобильный контент"?
Константин Брызгалов: Для ответа на этот вопрос давайте сначала определимся в терминах. Есть дополнительные услуги, которые, условно говоря, предусмотрены стандартом связи, ее технологическими возможностями, как впрочем и ваш мобильный телефон. Так вот, SMS, условно говоря, - "транспорт", который сотовый оператор может предоставить и контент-провайдеру в том числе, чтобы тот переслал текстовое сообщение абоненту. GPRS - тоже "транспорт", позволяющий пересылать различные виды информации: голосовое или текстовое сообщение, различные данные. Все это предусмотрено стандартом, технологической возможностью связи.
Так называемый "мобильный контент" - это абсолютно отдельный бизнес, который осуществляют не сотовые операторы, а компании, специализирующиеся на этом сегменте рынка. Это некий, я бы сказал, креативный бизнес, который мы называем контент. Контент-провайдеры генерируют, создают, покупают мелодии и игры, картинки и прочее, предназначенные для мобильных телефонов, и перепродают нашим абонентам, используя наши каналы связи. МОТИВ – оператор сотовой связи, мы предоставляем услуги связи. Словом, каждый должен делать то, что он хорошо умеет делать.
Теперь, что касается дополнительных услуг. У МОТИВа это - "Супер SMS", "Любимый номер", "Тайм-Аут" и т.д. Так вот, к дополнительной услуге абонент может подключиться, а может и не подключиться. К примеру, услуга "Супер SMS" выгодна тем абонентам, кто интенсивно пользуется SMS-сообщениями. "Тайм-Аут" предоставляет при небольшой абонентской плате скидку в 50% на звонки в выходные дни. Что же касается картинок, игр, мелодий и всего остального, как я уже сказал, в нашем понимании это так называемые услуги с добавленной стоимостью(VAS). Или, по-другому, контент-услуги - их предоставляют контент-провайдеры - это отельный бизнес, они его продвигают и рекламируют...
Вопрос: Как известно, недавно МОТИВ создал собственную информационно-справочную службу "МОТИВ-ИНФО", почему?
Константин Брызгалов: Позвонив в "МОТИВ-ИНФО" по номеру ##007 абоненты могут оперативно получить ответ практически на любой интересующий вопрос. А информационно-развлекательные сервисы позволяют получить по SMS- запросу массу полезной и развлекательной информации: курс валют, новости, справку о пробках на дорогах города и многое другое.
Ранее МОТИВ работал в качестве партнера с одной из местных компаний, которая предоставляла нашим абонентам справочную информацию. Однако со временем эта компания нас перестала удовлетворять, мы посмотрели и прочие информационные службы, которые работают в Екатеринбурге, они нас также не устроили. Разница, условно говоря, в подаче информации. В одной службе на вопрос абонента с каким счетом закончился матч "Манчестер Юнайтед"-"Челси" ответят, например, с улыбкой, да еще и прокомментируют игру, а в другой скажут "3:0" и все. Ответ абсолютно не удовлетворяющий абонента, а он ведь за это платит деньги.
Недовольство абонентов, сами понимаете, в конечном счете сказывается на имидже компании. Абоненты звонили в нашу абонентскую службу и высказывались, что с ними плохо обошлись в справочной службе и тому подобное. То есть, вольно или невольно, но часть негатива клиенты переносят и на саму компанию. Поэтому, собственно, и было принято решение о создании собственной такой службы, которая сейчас называется "МОТИВ-ИНФО". Это наше подразделение, наш продукт. Прочие операторы сотовой связи, кстати, собственных подобных служб не имеет.
Вопрос: SMS-голосование, которое МОТИВ проводил среди своих абонентов уже дважды, что это – PR-акция или своего рода игра, развлечение для клиентов?
Константин Брызгалов: Это разовые PR-акции, направленные исключительно для поддержания обратной связи с абонентами, поощрения их активности. 14 февраля в День Святого Валентина в акции "14 слов о любви" на радио "Максимум" поступило более 500 SMS от наших абонентов, а в акции "Улица имени меня" приняли участие свыше трех тысяч человек. По этим данным, я думаю, можно судить какова обратная связь с нашими абонентами, какова их активность.
Вопрос: Дополнительные услуги, которые МОТИВ предоставляет своим абонентам, это серьезная составляющая бюджета компании или, скажем, некая имиджевая вещь?
Константин Брызгалов: Чтобы понять, что интересует абонентов, наша компания проводит постоянные опросы, специальные исследования, существует, как уже было сказано, обратная связь с клиентами. Все эти данные фиксируются, на основании чего мы оцениваем не только интересы и потребности наших абонентов, но и нагрузку сети. Например, смотрим, сколько людей отправляют до десяти SMS в день, сколько свыше десяти и так далее. Думаем, что мы можем предложить такого, ради чего люди пришли бы к нам, в том числе и из другой компании. Безусловно, не будем кривить душой, вводить услугу, которая для нас нерентабельна, мы не станем. Если наши интересы и интересы рынка сходятся, соответственно, та или иная дополнительная услуга запускается.
Так, замена парков мобильных телефонов в любом случае происходит: телефоны ломаются, устаревают морально, теряются и т.д. Естественно, растет и популярность, к примеру, услуги ММS. SMS-сообщения по-прежнему пользуются популярностью в среде молодежи. Или, например, в выходные дни люди разговаривают меньше, поэтому у нас базовые станции загружены наполовину. И мы, в принципе без особого для себя ущерба, можем дать людям возможность больше разговаривать, стимулируя скидкой в 50% на звонки в выходные дни. Словом, мы учитываем все: и интересы наши абонентов, и экономический эффект от запуска той или иной дополнительной услуги.
Вопрос: Константин Юрьевич, в основе разработки дополнительной услуги так или иначе лежит идея. Были ли случаи "воровства" идей на рынке сотовой связи?
Константин Брызгалов: Нет, о плагиате здесь речи идти не может. Я скажу так: во всем мире существует всего несколько десятков драматургических ситуаций, то есть за 2000 лет люди их больше придумали. Все остальное творчество в разных уровнях экспрессии крутится вокруг этих вот ситуаций. Здесь та же самая история. У многих операторов сотовой связи есть похожие услуги. Плагиатом это сложно назвать. Весь креатив все равно опирается на какие-то практические вещи. Ночами, например, люди мало разговаривают. Так почему бы не предоставить скидки на звонки в ночное время, если система простаивает, а ее можно загрузить... Разница лишь в том, как подать эту услугу абоненту, и соответственно, как он ее воспримет.
Вопрос: МОТИВ воспринимается в регионе не только как местная, но и как молодая компания, несмотря на то, что ей исполняется уже 9 лет. Напомните, чем был вызван отказ от общефедерального бренда и переход на собственную торговую марку МОТИВ?
Константин Брызгалов: Когда в 1996 году выбирался бренд чужой компании, эта компания была обычным московским оператором без федеральных амбиций. Просто, в свое время он сделал очень мудрый маркетинговый шаг, предложив региональным операторам по стране, работающим в том же стандарте, использование своего бренда. Мол, возможен роуминг, возьмете нашу торговую марку, денег за это мы брать не будем. Единственным требованием было - соблюдение стандартов качества связи. Тем самым, каждый получил что хотел: московский оператор стал восприниматься в сознании людей, как федеральная компания, а региональный оператор получал дополнительное продвижение на федеральных каналах.
Это был 1996 год, тогда была и иная стратегия развития компании. В 2001 году, когда стали понятны амбиции москвичей, была определена и наша дальнейшая стратегия развития, стало ясно, что существование под чужой торговой маркой нас уже не интересует. Началась разработка собственной торговой марки, которая бы отвечала нашим новым задачам. В это время мы уже строили и собственную сеть GSM-1800, а летом 2003 года была презентована марка МОТИВ, под которой мы сегодня работаем. Поэтому достаточно много людей воспринимают МОТИВ как молодую компанию, хотя МОТИВ работает на рынке сотовой связи Свердловской области вот уже 9 лет, наша компания с огромным опытом. Впрочем, для абонента по большому счету не столько важно как молода и опытна компания, сколько важна ее энергичность, напорство и профессионализм, а именно это и еще многое другое есть у компании Сотовая Связь МОТИВ.