Предлагается мозговой штурм...
Аналитики ведущих инвестиционных компаний озабочены будущим российской экономики. Они направили обращение к премьер-министру РФ Михаилу Фрадкову и членам правительства, в котором критикуют нынешнюю бюджетную политику и даже предлагают свою интеллектуальную помощь в решении ключевых экономических задач. Письмо это не содержит конкретных предложений, поскольку конкретика заняла бы сотни страниц, в первую очередь, к чему аналитики призывают министров - не "раздувать" расходы бюджета и серьезно подумать, прежде чем "разморозить" стабилизационный фонд страны.
Экономистов беспокоит, в частности, запланированный на следующий год рост государственных социальных инвестиций. Напомним, расходы бюджета на образование составят 206 млрд рублей (рост в 26% к этому году), культуру, кинематографию, СМИ – 50 млрд (+9%), здравоохранение и спорт - 146 млрд (+66%), в том числе на здравоохранение уйдет 127,5 млрд рублей (+72,8%). Кроме того, глава государства объявил о четырех национальных проектах: "Доступное и комфортное жилье гражданам России", "Здоровье нации", "Образование" и "Развитие агропромышленного комплекса", на которые в 2006 году предусмотрено 148,7 млрд рублей. Медикам и ученым, как известно, планируется существенно поднять зарплаты, а учителям добавят за классное руководство. Однако эти весьма впечатляющие социальные инвестиции, предупреждают аналитики в своем обращении к правительству, без продолжения структурных реформ всех секторов бюджетной сферы и создания новых рабочих мест в частном секторе, приведут к банальному "проеданию" накопленного финансового резерва страны.
"Бюджет на 2006 год показывает, что правительство, по известным политическим мотивам, все больше отступает от стратегии реформ и идет в сторону увеличения государственных расходов. Да, растут и доходы, учитывая мировую конъюнктуру мировых цен на сырье, но мы считаем, что это не тот путь, по которому должна идти Россия, - говорит в интервью Накануне.RU один из авторов письма, главный экономист "УралСиба" Владимир Тихомиров, - Это не значит, что мы не должны финансировать врачей и учителей, но мы можем финансировать врачей и учителей и одновременно проводить реформы, требуя от них большей отдачи, большей эффективности". То есть, отмечает эксперт, повышение зарплат бюджетникам абсолютно не гарантирует, что уровень медицинского обслуживания или качество образования в стране повысится. "Вот в чем наша большая тревога. Мы считаем, что повышение зарплат - один из путей, а других путей для улучшения ситуации в этих секторах мы пока не видим. Должна идти комплексная реформа. Пока же правительство, исходя из публичных заявлений, склоняется к повышению зарплат в бюджетной сфере в течение трех лет на 50% в реальном выражении... и всё. Мы против того, чтобы только этим ограничивалась реформа", - заявляет Владимир Тихомиров, и с ним согласны аналитики еще девяти ведущих инвестиционных компаний.
Уровень инфляции в стране, напоминают эксперты, на конец августа превышал 12%, а увеличение расходов бюджета неизбежно ухудшит ситуацию. Опыт самой России, как и многих других стран показывает, что повышение расходов на зарплаты госслужащим ведет к росту инфляции и, в конечном счете, к снижению покупательной способности населения. То есть, рост доходов населения быстро нивелируется инфляцией, а это снова вызывает необходимость повышения бюджетных расходов и приводит к замкнутому кругу роста зарплат, пенсий и цен.
При этом инфляция, в первую очередь, бьет по малоимущим слоям населения и одновременно снижает конкурентоспособность российских предприятий. "Простым повышением зарплат проблему благосостояния населения, к сожалению, не решить. Как правило, повышение зарплат в бюджетной сфере и неизбежный в этом случае рост инфляции приводит к тому, что уровень расслоения в обществе увеличивается еще больше: инфляция бьет по наиболее бедным слоям населения, а богатые не знают, как защитить свой капитал от инфляции", - отмечает в интервью Накануне.RU начальник аналитического отдела "Банк Москвы" Кирилл Тремасов.
Вот почему, собственно, аналитики и призывают правительство воздержаться от ослабления бюджетной политики и не тратить доходы от высоких нефтяных цен на потенциально инфляционные цели. Гораздо полезнее, считают эксперты, не ограничиваться простым повышением зарплат, а, продолжая структурные реформы, инвестировать в создание социальных объектов, оснащение школ и больниц современным оборудованием, привлекать квалифицированный персонал. В противном случае, Россия банально "проест" весь свой финансовый резерв.
Кстати, совсем недавно Михаил Фрадков признался, что "соблазн" расходовать Стабфонд внутри страны есть и "удержаться от этого соблазна будет очень сложно" (по данным Минфина, в сентябре объем Стабфонда составил 832,1 млрд рублей, против 522,3 млрд на начало года). Аналитики же призывают власти последовать народной мудрости и семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать.
"Мы ни в коем случае не призываем к тому, чтобы не тратить Стабфонд, чтобы "сидеть" на этих деньгах и копить их, - объясняет Кирилл Тремасов из "Банка Москвы", – Мы, наоборот, считаем, что эти деньги должны быть использованы на благо страны. Но это должно быть сделано максимально эффективно и в допустимых пределах. Во-первых, мы ни в коем случае не отрицаем необходимость социальных инвестиций: медицина, образование и наука - те отрасли, куда государство должно инвестировать. Но по возможности делать это надо безинфляционным образом, например, если мы закупаем оборудование для больниц за рубежом, то это не оказывает никакого влияния на уровень инфляции внутри страны. Во-вторых, инвестиционные проекты. Но пока государство не определилось с критериями отбора таких проектов, мы призываем не спешить". Словом, аналитики советуют правительству сконцентрироваться на качестве расходов, а не на их количестве. Госинвестиции должны быть тщательно продуманы, нацелены на долгосрочный эффект, а главное, не должны "подогревать" инфляцию. В противном случае, власти создают предпосылки к кризисной ситуации, когда при низкой эффективности (производительности) труда население имеет неоправданно высокие доходы.
Как известно, из средств Стабфонда Россия планирует досрочно рассчитаться с Парижским клубом по советским заимствованиям (долг бывшего СССР не погашен полностью, а лишь сократился в августе до $28 млрд). Так вот, далеко не все аналитики были согласны с тем, что это самый разумный способ - направлять доходы от экспорта нефти, превышающие сегодня все самые оптимистичные прогнозы, на досрочные выплаты по внешним долгам. Деньги могли бы быть успешно вложены и в развитие различных проектов в самой России (тогда как долг можно погашать и в традиционные сроки), о чем мы уже писали . Теперь же, когда правительство едва сдерживается от соблазна расходовать Стабфонд внутри страны, аналитики задаются встречным вопросом: а где стратегия?
"Правительство фактически размораживает Стабфонд - создается инвестиционный фонд и уже идет речь о выделении средств на какие-то тендеры. Однако стратегии, с точки зрения того, что необходимо нашей экономике в первую очередь, нет. Речь идет о том, что, мол, выделяем сумму, а потом решаем, что с ней делать. Мы против, - заявляет Владимир Тихомиров из "УралСиба", - Сначала надо определить стратегические области и направления, которые следует развивать, а потом уже договариваться о суммах и источниках этих сумм (это может быть стабфонд, профицит или чистый бюджет). Надо говорить о суммах при наличии стратегии реформ. Пока же мы видим разговоры вокруг необходимости удвоения ВВП, ускорения роста, создания рабочих мест, но конкретных программ нет". То есть, аналитики призывают к разработке долгосрочной стратегии государственного инвестирования, ориентированной не столько на количество, сколько на эффективность(экономическую, социальную) вложений. И наряду с конкретными проектами необходимы четкие критерии их отбора и контроля, механизмы ответственности за их выполнение.
Под письмом Михаилу Фрадкову подписались эксперты из первых 10-ти ведущих инвестиционных компаний, но что примечательно, их инициативу поддерживают и "младшие" коллеги. Так, в ИК "Файненшл Бридж" (которая входит в 20-ку лидеров) начальник аналитического отдела Станислав Клещев отметил, что беспристрастными зрителями как раз являются рыночные аналитики, которые рассуждают о будущем экономики, а не о судьбе конкретного человека, который, конечно, выигрывает от дополнительных рублей в кармане. "Эффект от проводимой правительством бюджетной политики исчисляетсядаже не годами, а месяцами", - говорит он, подчеркивая, что от бюджета-2006 следует ожидать тех же темпов инфляции (10-11%), что и в нынешнем году, тогда как правительство надеется выйти на уровень 4-х процентов в 2008 году. "Главная цель письма - обратить внимание правительства на то, что в экономике есть проблемы и их необходимо решать, без разницы - с привлечением аналитиков или своими силами. Исправлять ситуацию надо", - уверен аналитик.
Независимые эксперты, заметим, предлагают свой "аналитический ресурс" не только Правительству, но и Госдуме. Причем, на "регулярной основе", то есть, речь идет о регулярных встречах для обсуждения насущных экономических проблем.
Ответа, правда, на эти инициативы пока нет. Так, в Минэкономразвития РФ Накануне.RU заявили, что письма не видели и "поручений от правительства по этому поводу не поступало", а потому от каких-либо комментариев в министерстве решили воздержаться. В пресс-службе самого Правительства РФ получить комментарии нам также не удалось.
По всей видимости, рука помощи, протянутая аналитиками, так и останется невостребованной. Власти просто не прислушаются к их голосу и, тем более, не пойдут на публичную дискуссию о стратегии России, которой по-прежнему нет...
Правительство РФ с необъяснимым упорством стоит на позиции "сами с усами" и совершенно безосновательно, как показывает практика, считает, что у него хватит собственных мозгов для решения всех многочисленных экономических проблем. Не хватает никак. При этом чиновники тоскливыми глазами смотрят на темпы роста соседней китайской экономики, но никак не использует опыт главного "азиатского тигра". В то время как опыт элементарен – опора на науку. Когда экономические решения принимаются не на основе красивой популистской идеи, а просчитаны, и последствия каждой реформы смоделированы учеными. Глава КНР Ху Цзиньтао лично назначил руководство Академии общественных наук "мозговым центром правительства страны" , выделил необходимые объемы финансирования, которые окупаются с лихвой. Китайские ученые экономисты нон-стоп консультируют правительство, какие именно действия, финансовые характеристики и т.п. позволят государству наиболее уверенно и динамично развиваться сейчас и в будущем.
В результате громадный и отсталый Китай стремительно превратился в экономического монстра, которого теперь опасаются во всем развитом мире. Россия же продолжает шагать по темному коридору, пренебрегая не только примерами других стран, но и предложениями о помощи, которую наперебой, кто тихо, кто во всеуслышанье предлагают и фундаментальные отечественные ученые, и рыночные аналитики. Власти, то ли в силу болезненной амбициозности, то ли еще по какой причине, в своем интеллектуальном одиночестве продолжают который год искать и не находить ответ в том числе и на самый главный вопрос - а что есть экономическая политика России и куда она ведет?