28 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Муниципальные газеты: на всякий закон довольно простоты

Привычка взахлеб и от корки до корки прочитывать районные газеты с портретами односельчан на первой странице и некрологами на последней, с заголовками времен "Правды" и "Звезды" до сих пор сохранилась в небольших городах и селах. При этом, полусовковые "районки" зачастую являются чуть ли не единственным источником информации для местных жителей. В больших городах их давно уже заменили десятки телевизионных каналов и дорогостоящие глянцевые журналы с мало или широко известными красавцами и красавицами на обложках, не имеющими ничего общего с соседями по лестничной клетке. 

Между тем, не исключено, что многие местные газеты в ближайшее время прекратят свое существование. 131 ФЗ, реализация которого намечена на 2006 год, лишил органы местного самоуправления полномочий учреждать и финансировать печатные СМИ. Редакторы "районок" утверждают, что, если и этот финансовый ручеек будет перекрыт, издания просто-напросто не выживут, и сотни людей останутся без работы, а миллионы жителей российcкой глубинки без привычного незатейливого, но родного печатного слова. Однако в Тюменской и Челябинской областях отыскали способ, как сохранить дотации городским и районным газетам, не вступая в противоречие с законом.

                                             *  *  *

Прежде необходимо отметить, что некоторые коррективы в процесс взаимоотношений госорганов и СМИ внес еще 95 ФЗ, принятый в июне 2003 года и определивший перечень изменений в закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ". В законе прописано 41 полномочие, закрепленное за регионами, в том числе полномочие учреждать печатное СМИ - но только для обнародования правовых актов. Это принципиальный момент. То есть региональные власти, по сути, лишились полномочий учреждать и финансировать общественно-политические издания, коими является большая часть ныне издающихся газет. Это право целиком и полностью перешло к муниципалитетам.

Другое дело, что отсутствие выраженного запрета на осуществление этих полномочий позволило большинству регионов сохранить существующий порядок - что не запрещено законом, то разрешено. В Тюменской области поступили по-умному - чтобы не было никаких недоразумений, внесли поправки в Устав, согласно которым областные власти вправе обеспечивать жителям доступ к объективной информации. И таким образом, не только не сократили, а наоборот, увеличили финансирование средств массовой информации. Ежегодно на поддержку СМИ в Тюменской области тратится порядка 170 млн рублей. 

Что касается 131 ФЗ, то, в сущности, речь идет о том же. Отметим, что 131 закон регулирует деятельность муниципальных властей. В нем определены полномочия органов местного самоуправления, в том числе и учреждение печатного издания с теми же целями, что прописаны в 92 ФЗ. Это означает, что все районные газеты должны либо переквалифицироваться в чисто официозные издания (что, несомненно, повлечет за собой сокращение тиража и снижение спроса), либо выживать за счет собственных средств (что в большинстве случаев приведет к банкротству).

"Без господдержки нам не выжить, - утверждает, например, редактор тюменской газеты "Голышмановский вестник" Мария Глазунова, - Сегодня дотации составляют половину всех средств редакции. Продажи газеты не окупают расходы на ее издание. Подписная цена составляет всего 72 рубля. Если повысить стоимость, то газету вообще никто покупать не будет, потому что для сельчан 70 рублей – уже большие деньги. За две недели до окончания подписки мы продали всего 3,5 тысячи экземпляров из 7 тысяч".

Между тем, 131 закон содержит те же самые пробелы, что и 95 ФЗ. Во-первых, в тексте закона вновь не прописан четкий запрет на финансирование других печатных СМИ. "Закон двусмысленный. Но я лично не вижу запрета на учреждение и финансирование муниципалитетами общественно-политических изданий", - отмечает и юрист Главного управления по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области Иван Романенко .

Во-вторых, формулировка "для публикации правовых актов и иной официальной информации" предполагает некоторую свободу действий. Как рассказал Накануне.RU источник в правительстве Тюменской области, под определение "иной информации" вполне подходят, скажем, интервью или комментарии официального лица.

Вместе с тем, в регионах не исключают, что пробел в скором времени будет восполнен - многое зависит от того, каким будет новый закон о СМИ. Поэтому те, кто попрозорливее, все же подыскали альтернативные механизмы господдержки "районок". 

Что касается необходимости и целесообразности такой поддержки, то руководители уральских регионов об этом  заявляли неоднократно. "Мы добиваемся взаимных партнерских отношений со СМИ. Я согласен с Петром Михайловичем (уральский полпред - прим. авт.) в том, что сегодня ни одна реформа в стране не сможет нормально пройти, если она не будет объективно освещаться. Но это, разумеется, только в том случае, если журналисты сами хорошо понимают тему, разбираются в ней", - заявил накануне губернатор Тюменской области Сергей Собянин.

Тюменская область оказалась в числе тех, кто "подстелил соломку" задолго до начала реализации муниципальной реформы. Местные власти пошли по пути изменения организационно-правовой формы редакций, преобразовав их в автономные некоммерческие организации (АНО). Кстати говоря, по этому же пути пошли и на Южном Урале. Правда, прежде чем говорить о том, чем же так приглянулись регионам АНО, нужно оговориться, что изначально в Тюменской и Челябинской областях процесс преобразования муниципальных редакций в АНО никак не был связан с вопросом их финансирования из бюджета.

                                                  *  *  *

Редакции муниципальных газет по своему статусу традиционно были приравнены к госучреждениям: их политику - кадровую, финансовую, организационную - регламентировала вышестоящая государственная структура. В Тюменской и Свердловской областях - это областной департамент информационной политики. В Челябинской области - Управление по делам печати и массовых коммуникаций.

Однако, как рассказал Накануне.RU заместитель директора Департамента информационной политики правительства Тюменской области Сергей Белкин, из-за этого нередко возникали трудности с бухгалтерским учетом. С одной стороны, деятельность редакций приносит им определенный доход, поэтому она не вписывается в свод правил бюджетного учета. С другой стороны, сотрудники редакций приравнены к бюджетникам – их зарплата, подобно учительской, привязана к тарифной сетке. "Назрела необходимость в реорганизации редакций и придании им нового статуса. Мы нашли наиболее удобный вариант, преобразовав их в автономные некоммерческие организации", - отметил Сергей Белкин.

Отметим, что автономная некоммерческая организация, по-сути, является некой промежуточной формой между государственным учреждением и коммерческой фирмой. Если воспользоваться более точными формулировками, то разница между фирмой и АНО заключается в том, что целью коммерческой организации является исключительно получение прибыли. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, культурных, образовательных и иных целей. В отличие от коммерческой организации, они вправе заниматься предпринимательской деятельностью только для достижения тех целей, для которых они созданы. Государственные же структуры извлечением прибыли не занимаются вовсе.

На сегодня в Тюменской области в АНО преобразованы 23 районные и городские газеты. Процесс реорганизации редакций начался в апреле прошлого года. Однако он затянулся до октября - понадобилось время, чтобы решить имущественные вопросы. Согласно закону об АНО, недвижимость была передана редакциям в безвозмездное пользование, а движимое имущество - в качестве взноса учредителей.

А вот, что касается механизма учредительства АНО, то в нем-то как раз и кроется соль вопроса. Дело в том, что в Тюменской области учредителями всех новоиспеченных АНО являются региональные власти. Быть учредителем юридического лица, коим является автономная некоммерческая организация, ни региональным, ни муниципальным властям закон не запрещает. С точки зрения юриспруденции - учредительство СМИ и учредительство юридического лица - две абсолютно разные вещи.

Повторюсь, что процесс реорганизации редакций в Тюменской области затевался исключительно с целью выровнять учетную политику. Однако в какой-то момент власти сообразили, что у этого процесса есть и другие положительные стороны, а именно - эта организационно-правовая форма дает возможность управлять и поддерживать СМИ на вполне законных основаниях, давая им, при этом, определенную свободу в решении ряда вопросов, в том числе финансовых.

Механизм же управления муниципальными газетами, в сущности, остался прежним. Во всех АНО сформированы органы управления, куда входят три человека, два из которых - представители Департамента информационной политики (состав определяется  учредительными документами АНО). От их решения зависит, например, назначение редактора газеты и отстранение его от должности.

Что касается святая святых любого уважающего себя СМИ – творчества, представители тюменских СМИ в один голос заявляют, что ни о каком вмешательстве в творческий процесс речи не идет. "Мы были ЗАО, ТОО, сейчас вот АНО - для журналистов это ничего не меняет, мы, как работали, так и работаем, - утверждент заместитель главного редактора газеты "Тюменская область сегодня" Раиса Ковденко,Нам не говорят, про что можно писать, а про что нельзя. Это, скорее, юридическая форма выживания издания".

Вместе с тем, как рассказал Накануне.RU источник в областном правительстве, со временем региональные власти намерены отказаться от учредительства газет и передать их муниципалитетам - мол, ближе к телу. Область будет оказывать поддержку СМИ через различные конкурсы и гранты. Ежегодно такие конкурсы проводятся в 10-15 номинациях, премия в каждой номинации составляет 150-200 тысяч рублей. Эти деньги выделяются на реализацию конкретного проекта - скажем, направленного на пропаганду здорового образа жизни. "В будущем автономные некоммерческие организации могут войти в состав учредителей тех газет, которые они издают. Вот такая хитроумная на первый взгляд схема, но самая оптимальная, на наш взгляд", - подытожил представитель правительства.  

                                              *  *  *

Что касается Челябинской области, то там процесс преобразования редакций в АНО протекал по такому же сценарию. На сегодня в АНО преобразованы 36 районных и городских газет. Правда, помимо желания упростить учетную политику, это процесс был обусловлен намерением упорядочить, привести к единообразию организационно-правовые формы редакций. "До этого, какие только формы не значились в учредительных документах редакций. Мы решили все их реорганизовать и создать на их месте АНО", - пояснил юрист Главного управления по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области Иван Романенко.

Но вот что любопытно. Создав на базе редакций газет автономные некоммерческие организации, южноуральские власти решили действовать несколько отличным от своих тюменских коллег способом. В этом году они намерены войти не только в число учредителей АНО, но и в число учредителей собственно СМИ (до этого область к учредительству муниципальных СМИ не имела никакого отношения), воспользовавшись как раз-таки определенными законодательством правами.  

"Это делается для того, чтобы выборы на местах стали более честными и объективными. Зачастую редактор "районки" тесно "дружит" с действующим главой и в момент выборов отдает предпочтение именно ему. Наличие представителей области в числе учредителей издания позволит предотвратить формирование подобных альянсов", - отметил Иван Романенко.

Попытка уравновесить силы проглядывает и в том, как были сформированы на Южном Урале органы управления новоиспеченных АНО. В состав органов управления входят шесть человек: двое из них - представители области, двое - представители муниципалитета и двое - журналисты. По словам Романенко, присутствие в составе органов управления представителей прессы продиктовано желанием максимально защитить их права.  

По части финансирования местных газет - южноуральские власти тоже пока не намерены от него отказываться. В этом году на поддержку "районок" в Челябинской области выделено 50 млн рублей. Правом на получение помощи обладают все газеты, однако ежегодно сумма дотаций тому или иному изданию разнится - она зависит от множества факторов, которые учитываются специальным экспертным советом.  

Если закон все же будет ужесточен, можно быть уверенным, что в Челябинской области, равно как и в Тюменской, есть запасной аэродром в виде АНО - в конце концов, выйти из состава учредителей СМИ никогда не поздно. Чего не скажешь про Свердловскую область. Как выяснилось, среднеуральские власти по этой части пока не сделали практически ничего. “Мы неоднократно поднимали этот вопрос, - говорит редактор газеты “Камышловские известия”, председатель Совета редакторов Свердловской области Людмила Чиркова, - Говорили, давайте решим, в какой форме будут существовать местные газеты, чтобы не было вопросов с финансированием. Но этот вопрос так и повис в воздухе”.

Свердловским "районкам", в отличие от тюменских и челябинских, действительно, есть, о чем беспокоиться - привычка делать все в последнюю очередь не раз уже выходила боком тамошним властям. Впрочем, не столько властям, сколько местным жителям, которые на этот раз рискуют в одночасье лишиться возможности читать районные газеты – пусть местами наивные, местами откровенно пафосные, но пишущие о трактористе из соседней деревни, дне рождения местной знаменитости- долгожительницы бабы Шуры и расходах местного бюджета на одинаково понятном для них языке...


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС