Муниципальные газеты "подарят" олигархам?
В Свердловской области разгораются споры вокруг нового закона, который запрещает муниципалитетам учреждать и финансировать средства массовой информации. Исключения составляют лишь те СМИ, которые используются для публикации постановлений, указов и иной официальной информации.
Руководители муниципальных СМИ, между тем, утверждают, что они и так практически не получают денег.
"Были так называемые социальные стандарты, которые определяли нормативы финансирования районной, городской прессы, - утверждает председатель совета редакторов муниципальных газет Свердловской области Александр Чертков, - Но, несмотря на то, что средства стояли отдельной строчкой в консолидированном бюджете, в бюджетах местных, многие СМИ эти суммы не получали и не получают сейчас. Самое большое, что они имели от декларируемого – это 20-30%."
Представители так называемой "свободной" (от субсидий) прессы с этим не согласны."Постановлением Правительства Свердловской области №452-ПП предусмотрено выделение 12,8 млн руб. только на покупку бумаги на нужды муниципальных газет, - говорится в открытом письме редакторов трех независимых газет малых городов Свердловской области, в так называемом "Письме трех", которое и послужило поводом для пресс- конференции, – Сомнения вызывает как целесообразность выделения таких крупных сумм на это направление, при наличии боле серьезных социальных проблем в регионе, так и прозрачность этих вложений".
Далее авторы приводят конкретные примеры обеспечения бумагой "нуждающихся": "Артемовский рабочий", по их данным, получил 16 тонн бумаги вместо необходимых 9,5, "Качканарское время" – 11 тонн вместо 7,5. Не радует независимых журналистов и прямая финансовая поддержка муниципальных газет. По их мнению, необходимости в этом в большинстве случаев просто нет – районные газеты в состоянии окупить себя сами.
"У нас есть только два источника финансирования: первое – это продажа рекламных площадей, второе – это продажа самой газеты, - заявляет главный редактор газеты "Городские вести" из Ревды Валерий Безпятых, - При этом мы самостоятельны и мы самоокупаемы. Этим мы хотим доказать, что в малых городах, на малых рынках газеты могут быть самоокупаемыми. Мы считаем, что нет необходимости вкладывать бюджетные деньги в эти малые рынки".
И, если газеты малых территорий типа Ачита, Красноуфимска или Бисерти уж слишком сильного раздражения не вызывают, то включение в список дотируемых СМИ газет Каменска-Уральского, Нижнего Тагила или Первоуральска независимые редакторы не понимают и не приемлют."В списке дотируемых территорий есть города, где рекламные рынки в слабости заподозрить сложно, - уточняет Валерий Безпятых, – Это Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Серов, Первоуральск. Там есть сумасшедшие деньги, которые либо не хотят собирать, либо просто не умеют".
Фактически, если послушать "независимых" редакторов – то цели у них две, одна благороднее другой. Во-первых – обеспечить свободную конкуренцию на рынке СМИ, которая, по их мнению, невозможна при существующей системе бюджетных дотаций. Во-вторых – чисто альтруистический порыв сдержать нецелевое расходование средств. В итоге становится просто непонятно, почему же к их мнению никто не прислушивается, ведь после выполнения таких предложений "жить станет лучше, жить станет веселей!"
Однако у противоположной стороны другое мнение. И в отсутствии благородства их тоже не упрекнешь. Так, например, по словам "муниципальных" редакторов, их газеты в ряде районов – единственный способ получения информации людьми и закрыть их – все равно, что вообще отрезать сельчанам доступ к современной цивилизации. Естественно, после таких заявлений все предложения "независимых" выглядят уже далеко не так убедительно.
В Свердловской области роль "амортизатора" в данном споре досталась Союзу журналистов России. Секретарь Союза Дмитрий Полянин , который также участвовал в состоявшейся накануне в Екатеринбурге пресс- конфренции, признал, что поддержка необходима, но это не должно быть покрытие убытков бюджетов СМИ. По его словам, поддержка будет проводиться в виде грантов и конкурсов на информационной обслуживание органов власти.
По сути дела, цена вопроса в Свердловской области – 55 газет, учрежденных местными органами власти. Именно этих газет рискуют лишиться читатели в свердловской глубинке. Правда, не все так страшно. В ряде городов их функции уже давно готовы принять на себя более популярные "независимые" СМИ. Так, например, "муниципальный" "Артемовский рабочий" с тиражом 3500 экземпляров, теряется на фоне еще трех газет с суммарным тиражом 19450, а 3300 экземпляров "официального" "Качканарского времени" незаметны рядом с 18750 экземплярами четырех других газет. Исключения составят, как справедливо заметил Александр Чертков, малые территории, где вольной прессе не выжить из-за отсутствия потенциальных рекламодателей и низкого уровня доходов населения.
Возьмем живой пример. В каком-нибудь абстрактном селе Кукуево живет не менее абстрактная баба Маня с мужем – дедом Петей. Пасут коров, растят свиней, и каждую неделю ждут, что им напишут в газете "Кукуевские новости" – телевизор давно сломался, радио ловит только помехи да позывные спутников, а что нового придумал глава района и добавят ли пенсию – знать хочется. Наивно думать, что в Кукуево придут вольные журналисты – они просто вымрут, ибо вся реклама в газете сведется к объявлению "продам поросенка", а подписка дороже, чем 70-100 рублей в год жителям не по карману.
Нельзя сказать, что ситуация сложилась безвыходная, и бабе Мане никто не поможет. Есть возможности "обойти" закон. И этими возможностями уже активно пользуются соседи Свердловской области,о чем мы подробно рассказывали ранее.
Тюменская область, например, преобразовала редакции большинства газет в автономные некоммерческие организации (АНО). Правда, на момент преобразования о проблемах финансирования не задумывались – власти всего лишь упрощали системы бухучета. Но в итоге получилось, что решена главная проблема – учреждение и финансирование СМИ. Учредить АНО – это одно. А если АНО учредит газету, то юридически власть как бы и не имеет к этому отношения. Так что проблем при реализации закона у тюменцев не будет.
Примерно по тому же пути пошли и в Челябинской области. Единственная разница – на Южном Урале власть выступает учредителем не только АНО, но и непосредственно СМИ. Однако проблем это вызвать не должно – выйти из состава учредителей не долго, а контроль, пусть уже не такой прямой, все равно останется.
В Свердловской же области на данный момент проблема так толком и не решена. В итоге редакции муниципальных газет (муниципального телевидения и радио в некрупных поселках и городках, как правило, просто не существует) скоро могут оказаться в свободной продаже – муниципалитетам уже нельзя выступать в качестве учредителей СМИ и их финансировать, а "запасного аэродрома" как не было, так и нет. В результате в Свердловской области могут возникнуть несколько основных групп газет, вышедших из муниципального подчинения и несколько почивших в бозе.
Вторую группу составят те СМИ, которые бывшие хозяева решат просто прикрыть. Журналисты пойдут искать новую работу, а у хозяев убавится головной боли – не придется постоянно следить, как бы не написали чего лишнего и не пропустили чего нужного.
Возможно, кто-то пойдет по примеру тюменцев и челябинцев и найдет юридический выход из сложившейся ситуации. Не обязательно это будет создание АНО. Может быть, будет найден какой-то другой выход.
У отправленных в "свободное плавание" СМИ есть несколько путей развития. Во-первых, они могут, став независимыми юридически, остаться подконтрольными местным властям фактически. Не секрет, что практика "теневого" финансирования СМИ распространена как среди политиков, так и среди бизнесменов.
Возможно, кто-то попробует перенять опыт "независимых" коллег и перейти на самоокупаемость. В случае, если у них это не получится, появляется маловероятная, но от этого не менее неприятная перспектива выставления редакции СМИ на свободную продажу и покупки ее.
Не стоит думать, что такой вариант невозможен и не окупит себя. На самом деле неизвестно, что выгодней для саморекламы – покупка центральных СМИ, которые читают в основном скпетически настроенные к печатному слову горожане, умеющие отличать новости от агитации, или скупить мелкие районные газеты, основной потребитель которых – жители деревни и пожилые люди, привыкшие за годы советской власти безоговорочно верить тому, что написано пером. С учетом того, что именно они составляют большинство на выборах – деловая молодежь зачастую просто не находит времени, чтобы дойти до участка, – перспектива вырисовывается намтораживающая. Ведь в первую очередь общественный рупор нужен не тем, кто у власти или пытается с ней договориться "по-хорошему", а "непримиримым" оппозиционерам, которые находятся с властью в открытой конфронтации.
Кстати, подобный опыт у опальных олигархов уже есть. Стоит вспомнить выходившую во времена пика "дела Ходорковского" вкладку в местные СМИ "Современный горожанин", активно отстаивавшую позицию Михаила Ходорковского, на тот момент уже ставшего "подсудимым Ходорковским М.Б." Стоит отметить, что вкладка не так эффективна, как сама газета – инородный элемент в привычном оформлении человек подсознательно игнорирует. Видимо, из-за этого она и оказалась столь недолговечной. А, может, объем финансирования кончился. Сейчас же появится возможность не создавать вкладку, а купить газету целиком и полностью. В талантах же грамотных пиарщиков убеждать, что белое – это черное, на сегодняшний день не сомневается практически никто.
И всего этого вполне можно было избежать – стоило только среднеуральским чиновникам подумать о будущем своих подопечных журналистов заранее и обратить внимание на опыт соседей. Но хуже всех в этой ситуации придется читателям – либо они вообще лишатся любимой газеты, либо попадут под выгодную кому-нибудь "промывку мозгов".
Кстати, по словам Дмитрия Полянина, в Свердловской области ситуация с проблемой муниципальных СМИ гораздо лучше, чем в большинстве регионов России. То есть, Челябинск и Тюмень – скорее, исключение, чем правило. А это значит, что практически во всей России вот-вот появятся редакции на продажу. Глупо ожидать, что никто не воспользуется таким пропагандистским подарком…