МунициПАЛКА для народа
Два года прошло с момента принятия знаменитого 131 ФЗ, однако никто так и не удосужился спросить у народа: народ, а тебе оно надо? Веришь ли ты, народ, что 500-тысячная армия самоуправленцев, которую придется содержать, сделает тебя счастливым? Овощные представления о народе просто в голове не укладываются - а ведь в городах и селах живут люди, которые и есть народ. Не какой-то абстрактный, а вполне реальный - ходящий по улицам, получающий образование, посещающий врачей. И как бы не обвиняли народ в аморфности, ему не безразлично, в каких домах жить, по каким улицам ходить, в каких школах учить детей. Местные власти, приступив к формированию бюджетов на будущий год, за голову схватились. И, оказалось, что если бы не было муниципальной реформы, ее бы стоило придумать.
* * *
Идеологи муниципальной реформы, среди которых ведущая роль принадлежит Дмитрию Козаку, вроде бы хотели для народа, как лучше. По их замыслу, если в каждом селе появятся свои глава и дума, власть станет к нему ближе. Селянам не надо будет ждать милости от районного главы: они сами будут решать, на что потратить бюджетные деньги - на ремонт дороги или установку фонарей.
Логика и здравый смысл в этом утверждении, несомненно, присутствуют. Однако, насколько власть стала ближе к народу, можно судить на примере Свердловской области. Местные власти просто взяли и переименовали районы в городские округа. Например, статус городского округа получил Пышминский район, включающий в себя 54 (!) села и деревни. А что такое городской округ? Это единое муниципальное образование со своими главой и думой. А в Пышминском районе есть села, которые расположены на расстоянии аж
Другая заявленная цель реформы сводится к повышению законности в сфере местного самоуправления. Откуда у муниципальных чиновников многоэтажные коттеджи за городом (очевидно, чтобы не смущали небогатых местных жителей), легко предположить. Как раздаются лакомые земли в центре города, тоже все знают. Чиновникам рангом повыше землеотводами заниматься не пристало – у них интересы иного масштаба, а, кроме коттеджей на Рублевке, по паре вилл на Лазурном берегу.
Ну, да речь не о них. Если вдруг выяснится, что глава МО купил на бюджетные деньги автомобиль или просто не справляется со своими обязанностями, то региональные власти смогут, скажем, сформировать временную финансовую администрацию. Замечу, что главы МО сию перспективу восприняли без энтузиазма. Контролю за соблюдением законности должно способствовать и увеличение числа депутатов - главе якобы не так-то просто будет сформировать карманную думу, всегда найдутся оппозиционеры. Другое дело, что депутатов любых мастей надо будет содержать. Кто будет содержать? Народ же и будет.
Вообще, я не случайно начала с того, что мнение народа реформаторы обошли стороной: никто ведь не поинтересовался у жителей, хотят они иметь у себя в селе думу? А жители одного из российских регионов обратились в Конституционный суд, заявив, что государство не имеет права навязывать реформу местного самоуправления (МСУ). Суд долго думал: сказать, что гражданин обязан осуществлять МСУ - значит, нарушить Европейскую хартию, сказать, что это его право - себе дороже. Знаете, какое заключение вынес суд? МСУ - это право, но право всего народа, а не отдельных его представителей. То бишь, весь народ должен сказать "нет". Почему бы в таком случае не провести референдум и не спросить его?
Впрочем, возвращаясь к разговору об увеличении числа муниципальных служащих (всего на 150 тысяч человек), в 131 ФЗ есть норма, которая ограничивает число депутатских ставок 10%. Остальные депутаты имеют право работать только на неосвобожденной основе. "Но есть ли смысл сокращать депутатские ставки, если в администрации Екатеринбурга работает несколько сотен человек? Для такого крупного города как Екатеринбург, наоборот, четыре депутатских ставки маловато", - считает начальник аналитического управления администрации губернатора Свердловской области Александр Александров.
И ведь никто не говорит, что надо бы подсократить чиновничьи ставки, а сэкономленные деньги пустить на ремонт дорог. Нет, вместо этого, правительство пообещало решить проблемы наполнения муниципальных бюджетов за наш с вами счет. Как рассказал Александр Александров, Росимущество к 2008 году завершит процесс оценки недвижимости, и будет введен налог на недвижимость. Рассчитываться он будет, исходя из рыночной стоимости квартиры. Средняя стоимость однокомнатной квартиры в Екатеринбурге - порядка 40 тысяч долларов. Максимальная ставка налога - 1%. Вот и считайте.
* * *
По сути, государство заявило муниципалитетам - моя хата с краю, ничего не знаю, я само по себе, вы сами по себе. Бюджет-2006 расходов на реформу не предусматривает вообще никаких. Представитель Минфина РФ Антон Силуанов весьма странно это аргументировал, сославшись на то, что правительство не знает, кому, сколько дать денег. Поэтому решили не давать никому.
У муниципалитетов пока что остается два основных налога - налог на землю и налог на имущество. Также в бюджеты МО будет поступать до 40% налога на доходы физлиц (НДФЛ), часть налога на вмененный доход и сельхозналога.
Ставки налогов на землю и имущество невысокие, хотя деревенские жители и их платить не в состоянии. Это одна проблема. Другая проблема - есть имущество, которое не зарегистрировано, а значит, его владельцы тоже не платят налоги. Что касаемо НДФЛ, то солидная часть его оседает в конвертах с "серыми" зарплатами. Ну, и самая главная проблема, пожалуй. С кого в деревне, где нет ни одного предприятия, брать НДФЛ? То бишь с налогооблагаемой базой проблема.
"Мы подсчитали - нехватка бюджетных средств в 2006 году составит порядка 70%. Очень мало налогов будем собирать, - рассказал Накануне.RU заместитель главы МО "Панаевское" ЯНАО Евгений Мальцев, - Надежда на межбюджетный фонд, который будет создан в округе в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципалитетов".
Помните басню про тришкин кафтан: образовалась дыра на рукаве, отрезал кусок от другого рукава, потом отрезал от подола, дыра на подоле образовалась. Очень уж похоже на перераспределение бюджетных средств между муниципалитетами, не находите? И какой стимул для местных властей хорошо работать, если "излишки" денег все равно отберут? Регионам предстоит выработать критерий средней бюджетной обеспеченности. Высокодоходные МО будут отдавать не более половины денег, заработанных сверх. Половина - не все, но тем не менее.
Вообще, в законе не прописано, кто должен выравнивать бюджеты поселений - регион или, скажем, муниципальный район? Региону тяжело чисто технически - из-за большого количества поселений. А того, чтобы фонд формировал район, не хотят главы поселений, опасаясь лишиться бюджета как такового. Их опасения разделяют и эксперты, которые не исключают, что вкупе с тем или иным полномочием, переданным поселением району, район прихватит весь его бюджет. К тому же, до 2009 года (до 2009 года объявлен переходный период) поселениям разрешили жить по смете.
Заслуживает внимания еще один "чисто технический" момент. Минфин обязал муниципалитеты формировать бюджеты по новой схеме - более четкой и прозрачной. Но до сих пор не сказал, по какой? Год назад была разработана методика, но, как оказалось, на ее основе бюджет сформировать невозможно. "Эта методика очень сложная: числитель, знаменатель, в числителе еще два числителя, в знаменателе еще два знаменателя. Проблемы в ней не решены, она базируется на численности населения. Есть МО, в которых развитая социальная инфраструктура, получается, что они вынуждены будут ее сокращать", - пояснил Александр Александров.
Кстати говоря, создание объективных, математически выверенных критериев формирования муниципальных бюджетов, и, как следствие, отказ от договорных панибратских отношений между МО и регионами, есть еще одна цель реформы Козака.
* * *
В Минфине подсчитали, что общий объем расходов муниципалитетов в 2006 году составит 750 млрд рублей, а доходов - 470 млрд. Почти в два раза меньше! Если 95% муниципалитетов будут дотационными, то о какой финансовой самостоятельности речь?
А знаете, какой аргумент приводит правительство? Да, доходы сократились, но ведь и полномочий у МСУ стало меньше: зарплату педагогам платить не надо, социалку почти всю регионы забрали. А вместе с ней и имущество. А с имуществом-то кому расставаться охота? Свердловские и екатеринбургские власти до сих пор не пришли к единому мнению относительно передачи социальных объектов на баланс области. Похожая ситуация сложилась в Москве, власти которой давно и прочно конфликтуют с федералами. И ведь что любопытно. Механизм разрешения подобных конфликтов в законе отсутствует.
131 ФЗ породил имущественные проблемы и другого свойства. Как, например, поделить здание, где расположены кардиоцентр (вся специализированная медпомощь передается на баланс региона) и служба скорой помощи? "Критерии сформулированы нечетко, так как имущественный комплекс может выполнять сразу несколько функций", - отмечает Александр Александров.
Но вернемся к полномочиям. На балансе муниципалитета остается транспорт - тут уж, как говорится, дело хозяйское: муниципалитет может дотировать проезд на автобусе, но не обязан. Легко предположить, что, получившие законодательную отмашку, местные власти, озабоченные наполнением бюджета, повысят цены на проезд.
МО могут тратить бюджетные деньги только на решение вопросов местного значения. Трубы в подвале отремонтировать можно и нужно, а церковь построить - это уже нецелевое расходование бюджетных средств получается. За счет "лишних" денег - пожалуйста. Но какие деньги считать "лишними"? Предположим, бюджет МО составляет 100 млн рублей. Глава может потратить 20 млн на ЖКХ , 20 млн - на здравоохранение и т.д. А может 10 млн на ЖКХ, а на остальные 10 млн - построить собор. Логично?
Есть предложения, что руководствоваться надо санитарными и строительными нормами. Если с этой точки зрения у контролирующих органов нет претензий, то можно построить хоть две церкви. Сейчас говорят, что регионы должны ввести минимальные социальные стандарты, регламентирующие, в каких объемах муниципалитеты должны финансировать больницы, школы и т.д. Лично я плохо представляю себе этот механизм.
О молодежной политике, вообще, забыли. "Ряд полномочий просто выпали. А мы же не можем людей выбросить на улицу. И нет оснований, чтобы деньги в бюджет заложить на эти цели", - рассказала Накануне.RU заместитель главы Урая по экономике и финансам Валентина Широких.
Муниципальная реформа целиком состоит из подобных, мягко говоря, странностей. Некоторые полномочия, которые приписаны в таком виде "оказать содействие…". Что сие означает, никто не знает. Должен муниципалитет вкладывать свои деньги или нет в развитие торговли, например, - непонятно. Вроде бы должен -если она сама не развивается.
И последнее. Кудрины, Грефы и иже с ними не берут в расчет то, как живут в городах и селах сегодня. А стоило бы хоть на секунду задуматься об этом. Ведь если бы у местных властей денег было в достатке, пусть с натяжкой, но можно было бы говорить об увеличении доходов за счет сокращения расходов. А так... Впрочем, выход всегда найдется - нет ничего легче, чем решить вопрос наполнения местных бюджетов за счет народа, который не случайно окрестил муниципальную реформу мунициПАЛКОЙ.
Справка: Начальный этап реформы завершен – установлены границы новоиспеченных МО, сформированы их Уставы, повсеместно состоялись выборы в органы местного самоуправления. До 1 января 2006 года муниципалитеты должны принять бюджеты. До января дано время регионам, чтобы они определились с тем, какие полномочия передать муниципалитетам, а какие оставить себе. Процесс разграничения собственности завершится в 2008 году, ну и в 2009 году шестеренки реформы завертятся в полную силу.