Александр Лоторев: В год парламентских выборов страна замирает и ждет: а что же будет?
В наступившем новом году россиянам предстоит столкнуться как с новыми успехами, так, к сожалению, и с новыми проблемами. А некоторые заботы остались и с прошлого года.
Например, еще в прошлом году в высших эшелонах власти родилась идея выбирать членов Совета Федерации РФ также как и в Госдуму – всенародным голосованием. А одно из важнейших событий, которое Уральскому федеральному округу совсем скоро предстоит пережить – выборы в Тюменскую областную думу.
О способах выбирать членов Совфеда, о конкуренции "Единой России" и "Справедливой России", о планах на выборы в облдуму Тюменской области, о страстях вокруг проекта "Сахалин-2" и преимуществах проекта "Урал промышленный – Урал Полярный" в эксклюзивном интервью Накануне.RU рассказал представитель заксобрания Тюменской области в Совете Федерации РФ, член партии "Единая Россия" Александр Лоторев.
Вопрос: Уже несколько раз за последнее время звучало предложение, в том числе из уст спикера Верхней Палаты российского парламента Сергея Миронова, формировать Совет Федерации на выборной основе. Как Вы относитесь к такой инициативе?
Александр Лоторев: Я считаю, что норма об избрании членов Совета Федерации РФ уже зафиксирована в законе о порядке формирования СФ РФ. Но в данном контексте это, на мой взгляд, больше относится к избранию членов Совета Федерации от законодательного органа власти. Там действительно эта процедура проходит, сенатор избирается тайным голосованием. Что касается вообще избрания членов Совета Федерации, то я напомню, что первый состав СФ РФ так и формировался. Но затем порядок был изменен. Я - не сторонник прямого избрания членов Совета Федерации. На мой взгляд, приемлемым вариантом, когда, условно говоря, по две-три кандидатуры, отобранные по некой схеме губернатором и законодательным органом субъекта, выносились бы на всенародное голосование того субъекта, который они будут представлять. Нечто подобное в свое время мы от Госдумы РФ уже пытались выносить в качестве поправки, но тогда такие поправки не проходили.
Прямое избрание мне представляется не совсем оправданным. В этой ситуации надо вновь идти на такую же систему, которая сегодня существует при выборах в Государственную думу РФ, когда мы уходим на партийные списки. И это при том, что все работающие в Совете Федерации РФ, в том числе и председатель, говорят о том, что СФ РФ не партиен, здесь нет политических структур, фракций, мы представляем интересы регионов и так далее. |
Вопрос: Возможно ли принятие новой схемы избрания уже в 2007 г.?
Александр Лоторев: Мне трудно об этом говорить, потому что такие предложения действительно поступают. Более того, министр МЧС РФ Сергей Шойгу прямо сказал об этом. Но я понимаю, что даже политик такого уровня может иногда пошутить. Спонтанно такие вещи не делаются, для этого должна пройти определенная регламентная процедура. Мне кажется, что в будущем к этой норме надо будет подходить. Тогда мы бы существенно повысили легитимность Совета Федерации. Сегодня, к сожалению, Совет Федерации как палата у законодателей Европы котируется ниже, чем Государственная дума. Потому что депутаты Госдумы проходят через прямые выборы. Для Европы механизм избрания, подобный существующему в Совете Федерации РФ, представляется не совсем правовым. Хотя мы знаем по практике, что и верхние палаты некоторых европейских государств тоже формируются не прямым голосованием.
Но там, как всегда, действуют те самые двойные стандарты: что у русских плохо, то в Европе хорошо. Или наоборот, что у нас хорошо, то для них плохо. |
Вопрос: В марте 2007 г. в Тюменской области пройдут выборы в областную думу. Их часто называют "репетицией" выборов в Госдуму РФ. Как Вы считаете, справедливо ли такое сравнение?
Александр Лоторев: Честно говоря, я думаю, что выборы на примере одного субъекта Российской Федерации, даже и такого "суперсубъекта" как Тюменская область, вряд ли можно аргументированно соотносить с выборами в Госдуму РФ. Тем не менее, это будет все-таки достаточно показательно, потому что здесь речь идет не об одном субъекте, Тюменская область – сложнопостроенный субъект. Поэтому в какой-то степени доля истины в таком сравнении есть. Главный, на мой взгляд, показатель здесь - серьезное изменение политической подготовленности наших граждан. С каждыми выборами мы становимся более грамотными, более подготовленными.
Тюменская область – регион серьезный, самодостаточный, подготовленный, экономически мощный. И настрой граждан нашего региона будет влиять и на качество выборов, которые будут проходить в регионе в марте.
Мне кажется, что выборы в Тюменской области прямо назвать "зеркалом" предстоящих парламентских выборов сложно, но некой предтечей этих выборов их можно будет называть. Мы сможем воочию убедиться, какова будет реакция граждан, проживающих на экономически мощных территориях, реакция избирателей. |
Вопрос: Одна из причин, по которой выборы в Тюменской области и выборы в Госдуму РФ часто пытаются сравнивать – появление новой партии "Справедливая Россия", которая намерена участвовать и в тех, и в других выборах. Как Вы считаете, сможет ли новая партия составить реальную конкуренцию "Единой России"?
Александр Лоторев: Наверное, в этом смысле действительно можно говорить о "репетиции". Здесь, конечно, будет определенная конкуренция, но я не готов сегодня говорить о том, насколько сильны позиции "Справедливой России" в Тюменской области. Там сформирована структура, есть достаточно узнаваемые люди в этой партии. Но, мне кажется, для "Единой России" "Справедливая Россия" не может пока являться конкурентом, по крайней мере, на этих выборах. Может быть, время пока недостаточно было для того, чтобы новая партия сплотилась. Все-таки "Единая Россия" сейчас стабильно мощная, прошли уже не одни выборы в тюменском регионе: в Ямало-Ненецком автономном округе мы набрали 62%, в Ханты-Мансийском автономном округе – 55%. Это очень высокие показатели, если сравнивать с выборами, которые прошли по всей России в марте и октябре 2006 г. Я не думаю, что "Справедливая Россия" будет для нас серьезным конкурентом, но, во всяком случае, будет интересно узнать позицию наших избирателей.
Мы прекрасно понимаем, что сегодня для "Единой России" будет достаточно серьезной задачей набрать даже 55%. Хотя мы и нацеливаем наши структуры на более высокие показатели, но мы понимаем, что избирателю нужны конкретные дела. Их у нас достаточно много, чтобы аргументировано обозначать свое преимущество, тем не менее, понятно, что конкуренция определенная будет. |
Поэтому я думаю, что конкуренция будет, но сегодня еще недостаточно сильны те партии, которые будут представлены в нашем тюменском регионе.
Вопрос: В последнее время активно обсуждается проект "Урал промышленный – Урал полярный". Неоднократно заявлялось, что в 2007 г. депутаты Госдумы РФ от фракции "Единая Россия" будут добиваться придания проекту статуса федеральной целевой программы. Может ли Совет Федерации поддержать такую инициативу?
Александр Лоторев: Больше того: Совет Федерации не просто поддержит – совсем недавно на рабочей группе Президиума СФ РФ мы рассматривали как раз эту программу.
Мы знаем, что сегодня формируется такая правительственная программа, и мы определяли степень своего участия. Комитет Совета Федерации РФ по природным ресурсам и охране окружающей среды, в котором я работаю, провел не так давно выездное заседание в Челябинске, которое было посвящено как раз проблеме развития металлургических отраслей Среднего Урала. И здесь как раз речь идет о том, что имеющиеся природные ресурсы истощаются, многие ископаемые мы вынуждены уже импортировать и завозить. А ведь сырье у нас есть – вот оно, лежит рядышком в отрогах Уральских гор. Но для того, чтобы его взять, надо провести огромный объем геологических работ, потребуются колоссальные ресурсы, бюджетных средств, опять же, не хватит – нужно привлекать инвестиционные средства, нужна железная дорога, автомобильная дорога. Это огромный объем работ, но это и будущее нашего региона.
На съезде партии в Екатеринбурге Борис Грызлов отметил, что этот проект является для нас приоритетнейшим. И "Единая Россия" взяла шефство над "Уралом промышленным – Уралом полярным". Здесь я абсолютно согласен с коллегами, и буду делать все возможное для реализации этой программы. На уже упомянутом заседании комитета мы приняли решение просить Совет Федерации РФ взять под парламентский контроль осуществление этой программы.
Это хорошо, когда существует партийный контроль, парламентский контроль. Чем больше контроля, тем больше порядка. |
Вопрос: Планируется ли принятие в 2007 г. каких-либо законопроектов или поправок в сфере экологии и охраны природы? Повлияет ли на действия властей в экологической сфере ситуация вокруг проекта "Сахалин-2"?
Александр Лоторев: Мне кажется, что проблемы на "Сахалине-2" дали нам возможность понять очень многие вещи, которые связаны с низким уровнем контроля со стороны надзорных федеральных органов. Я работаю в рабочей группе Совета Федерации РФ по ситуации, связанной с реализацией проекта "Сахалин-2". Мы провели огромный объем работы, изучили массу документов, выезжали на Сахалин – видели все эти нарушения.
Одним из предложений, которая вынесла рабочая группа, которой я руковожу, как раз и было предложение дать понять правительственным структурам, что они явно не исполняют те функции в сфере надзора, которые им предписано исполнять. Если бы в течение 11-12 лет, которые реализуется проект, ответственно подводились итоги исполнения предписаний, делавшихся компаниям-операторам, наверно ситуация была бы несколько иная.
И природа Сахалина, и природа Западной Сибири, и Крайнего Севера экологически очень ранима. Здесь одно деревцо растет в 10 раз дольше, чем в центральных районах России. Здесь природу как нигде надо беречь. Мне кажется, что в последние годы достаточно активно работает и комитет Госдумы РФ по экологии, и наши профильные комитеты: достаточно много вносится поправок в базовые действующие законы. Более того, серьезно ужесточены санкции за различные экологические нарушения.
Большой объем ремонтных работ проводит "Транснефть", серьезно работают нефтегазодобывающие компании по внедрению новых технологических решений, переоснащению.
И теперь гораздо реже, чем, например, 10 лет назад, случаются экологические катастрофы и инциденты. Технологии идут вперед, ответственность ужесточается, да и сами компании понимают, что на той земле, где они работают, надо быть не временщиками, а хозяевами.
А наша задача сейчас – "построить" и зарубежные компании лицом к нашей природе, к нашему человеку, к нашему обществу. В этом плане все должны выполнять российские законы. |
Вопрос: Чего Вы ждете от 2007 года?
Александр Лоторев: Если честно, этот году будет непростой: это год парламентских выборов, которые вносят серьезный "будоражащий" момент. Страна как бы замирает и ждет: а что же будет, кто придет? Я бы очень хотел, чтобы уровень психологической комфортности в обществе изменился. Чтобы мы увидели, что в стране не просто на словах – в газетных репортажах и с экранов телевизоров, - а в душе каждого поселилась стабильность. Это главное.
Почему я сегодня с удовлетворением могу говорить о Тюменской области?
Здесь женщины стали рожать, и никто не ждет сертификатов на материнский капитал, никто не думает о 250 тысячах рублей, потому что изменились условия жизни, изменилась экономика, изменился и социальный взгляд на эти вещи. |