На "Уралвагонзаводе" без перемен
Руководителем крупнейшего машиностроительного и оборонного предприятия Урала в ближайшие пять лет останется Николай Малых. Накануне он с успехом прошел конкурс на замещение этой совсем немного вакантной должности. По идее, никаких неожиданностей и не должно было быть, учитывая, что незадолго до проведения конкурса в Свердловскую область приезжал председатель Счетной палаты Сергей Степашин и, судя по его словам и действиям, можно было понять - Москва решила оставить на этом месте именно прежнего гендиректора. Однако, все могло пройти не так гладко – вместе с Малых выставили свои кандидатуры еще пять претендентов, минимум двоих из которых стоило опасаться всерьез.
Кроме него за должность гендиректора УВЗ пытались побороться весьма серьезные топ-менеджеры - генеральный директор ЗАО "Рослокомотив", по совместительству генеральный директор ОАО "Производственное объединение Новочеркасский электровозостроительный завод" Александр Носков, заместитель директора по маркетингу ФГУП "Научно-технический центр "Информтехника" Виктор Бушмакин, заместитель генерального директора ОАО "ВНИИЗарубежгеология" Вячеслав Илюшин, и, наконец, в недавнем прошлом вице-президент ООО "Евразхолдинг" и управляющий директор ОАО "Нижнетагильский металлургический комбинат" Сергей Носов. Еще один претендент – заместитель генерального директора по финансам и экономике ЗАО "Трубная Металлургическая Компания" Александр Ширяев документы на конкурс сдал, но от участия в нем отказался.
ФГУП "Уралвагонзавод" (УВЗ, Нижний Тагил, Свердловская область) - крупнейший в России производитель грузовых вагонов. Он также выпускает два танка – модернизированный Т-72С, один из лучших в мире образцов боевой техники - Т-90С и еще пять разновидностей вспомогательных военных машин. Наконец, третий крупный блок продукции, созданной и выпускаемой на УВЗ – дорожно-строительная и сельскохозяйственная техника – экскаваторы, погрузчики, трактора и т.п.
Для Николая Малых ситуация и не могла сложиться удачнее. Вышло так, что кроме Малых никто не смог преодолеть даже первого этапа этого конкурса – рассмотрения документов. Дело в том, что обязательные требования к руководителю оборонного предприятия с 40-тысячным коллективом весьма высоки - например, необходим не менее, чем 5-летний опыт руководства предприятием с численностью работающих не менее 5000 человек, выполняющим работы по гособоронзаказу и ведущим внешнеэкономическую деятельность, в том числе выполнение производственных экспортных контрактов. Но еще более обязательным является наличие допуска к работе со сведениями, составляющими государственную тайну. И вот этого-то допуска не оказалось ни у одного претендента, кроме Малых.
"Кандидаты на должность гендиректора "Уралвагонзавода" отнеслись к конкурсу несколько поверхностно, - с удивлением констатировал в интервью Накануне.RU начальник отдела руководящих кадров Федерального агентства по промышленности Николай Никольский, - Ведь никакой проблемы не составляло обратиться месяц назад к нам и в соответствующие органы с просьбой оформить этот допуск. И, если отсутствие опыта работы с гособоронзаказом конкурсная комиссия еще могла бы простить, то отсутствие допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, сразу отрезало кандидатам путь на конкурс".
Следует отметить и то, что все, кроме гендиректора УВЗ, сдали свои документы и проекты лишь в последний день перед конкурсом. Впрочем, то, что Николай Малых остался после проверки документов в одиночестве, еще не означало автоматической победы. Дальше необходимо было пройти тестирование, а после этого представить свой проект дальнейшего развития предприятия. Тест представлял собой 50 вопросов из разных отраслей знаний, необходимых руководителю – гражданского и трудового кодекса, рынка ценных бумаг, техники безопасности и т.п., не считая спцифических, конечно. Если кандидат отвечал правильно менее, чем на 75% вопросов, то это автоматически означало, что он конкурс не прошел. Малых, по словам Николая Никольского, удалось показать весьма высокий результат – 90% правильных ответов.
Наконец, Николай Малых представил конкурсной комиссии проект, который не мог ей не понравиться. По словам помощника гендиректора УВЗ Бориса Минеева, проект предполагает удвоение инвестиций – в течение следующих 5 лет старый-новый директор намерен привлечь в экономику предприятия порядка 8 млрд рублей из прибыли предприятия, амортизационных отчислений, бюджетных и заемных средств. Модернизация предполагает увеличение производства вагонокомплектов до 30 тысяч в год (21 тысяча в 2004 году), из них 25 тысяч – для производства новых вагонов, 5 тысяч – для ремонта старых. "Капитализация "Уралвагонзавода" будет увеличена минимум на 30%", - заявил Накануне.RU Борис Минеев.
Помощник руководителя "Уралвагонзавода" также сообщил, что хотя на предприятии всерьез и рассчитывали на победу Малых, однако в конкурсе участвовали две кандидатуры, которых всерьез следовало опасаться – Носков и Носов. За Александром Носковым стоит крупнейшая в России компания железнодорожного машиностроения "Трансмашхолдинг", выпускающая электровозы, пассажирские и грузовые вагоны, дизели, литье и другую продукцию. Какая именно структура стоит за Сергеем Носовым – неизвестно. Некоторые участники рынка предположили, что хотя Носов с недавних пор и не работает в "Евразхолдинге", но в данном случае представлял именно его интересы ("Евразхолдинг" поставляет на УВЗ железнодорожные колеса). Есть, правда, и другое мнение, что это была попытка экс-вице-президента "Евразхолдинга" и бывшего гендиректора НТМК (Нижнетагильского металлургического комбината) Носова трудоустроиться после расставания с прежним работодателем.
Как бы то ни было, ни в "Трансмашхолдинге", ни в "Евразхолдинге" комментировать результаты конкурса не стали, хотя в обоих случаях прослеживается экономическая логика объединения УВЗ с вышеназванными активами на тех или иных условиях. Впрочем, по мнению представителя одной из компаний, участвовавших в конкурсе, всех, кроме Малых, можно в данном случае назвать статистами. "Уралвагонзавод", по его мнению, слишком сложное и крупное, кроме всего прочего, на 100% государственное предприятие, имеющее мощную военную составляющую. К тому же в последнее время урегулированы все возникавшие прежде противоречия с основным заказчиком завода – "Российскими железными дорогами", а у Миноборны к предприятию острых вопросов и не было, скорее, наоборот, "Уралвагонзавод" обычно недоволен размерами гособоронзаказа. Таким образом, учитывая, что за 8 лет Николай Малых показал себя как весьма эффективный управленец, владелец и основные заказчики предприятия просто не стали искать другого реального кандидата. Косвенно это подтверждает и слабая подготовка остальных претендентов к конкурсу, и высказывание представителя Российского агентства по промышленности, пожелавшего остаться анонимным: "Вопрос об акционировании и приватизации "Уралвагонзавода" в настоящее время продолжает обсуждаться, но, вполне возможно, что обозначавшиеся прежде сроки - 2006 год – будут отодвинуты, причем, существенно".
В результате, кто же являлся той самой сумрачной угрозой для Николая Малых, о которой столь тревожно предупреждал свердловский губернатор так и не стало понятно. Сейчас же получается, что привлекательность "Уралвагонзавода" для частного бизнеса, по крайней мере, пока - крайне невелика. Расчленения предприятия по видам бизнеса в ближайшем будущем не прогнозируется, мобилизационные мощности без крупных зарубежных заказов серьезно отягощают экономику предприятия, а принадлежность государству, да еще и в форме федерального унитарного предприятия, накладывает как ответственные обязательства, так и большие ограничения.