Национальным проектам - национальный учет и контроль!
Сегодня только ленивый или совсем нелюбопытный не говорит так или иначе о национальных проектах, озвученных 5 сентября президентом Владимиром Путиным. Оно и понятно. Очень уж вопрос для множества сограждан важный. Если кого напрямую и не касается ни в части повышения зарплат, ни в ипотечном будущем, ни другим каким образом, то так или иначе касается тех, кто учит их детей, лечит родителей и, соответственно, все равно, получается, касается.
Одним словом, озвученные главой государства инициативы, тем или иным образом касаются всего общества. В таком случае, наверное, общество имеет право как-то влиять на процессы? Да, имеет. А вот каким образом - это вопрос. Именно этому вопросу и было посвящено случившееся накануне в Екатеринбурге под председательством полномочного представителя Президента РФ в УрФО совещание. Совещались те самые представители общества - в лице общественных организаций и федеральная власть. Официально это звучало так - заседание Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при уральском полпреде с темой "О реализации ФЗ №82-ФЗ от 19.05.95 "Об общественных объединениях" в части сотрудничества органов госвласти и гражданских институтов в УрФО". Но сам полпред Петр Латышев во вступительном, задающем тон слове задачу ставил шире: "Я бы подчеркнул, что президент впервые, доводя до правительства РФ задачи, которые вытекают из обозначенных национальных проектов, отметил, что необходим постоянный мониторинг за развитием ситуации. И мы должны принять конкретные меры, чтобы был организован широкий общественный мониторинг за ходом реализации этих проектов. Хотелось бы понять вместе в вами, каким может быть контроль со стороны общества? Какие механизмы осуществления этого контроля мы можем предложить?"
Стоит заметить, что сказано это было не красного слова ради, что по ходу заседания стало очевидным всем участникам. Именно вопрос общественного контроля за тем, как реализуются в регионах благие намерения верховной власти, интересовал Петра Михайловича всерьез.
Что стало понятно уже после первого выступления. После того, как Надежда Голубкова - президент общественной организации "Форум женщин Урала" бодро и кратко рассказала о деятельности дамской части общества на ниве строительства общественных отношений, Петр Михайлович озадачил ее все тем же настойчивым вопросом - как и какие механизмы общественного контроля за деяниями власти на местах могли бы по ее мнению быть сотворены, чтобы они реально работали. Потому как семинары женщин- представительниц какой-либо профессии, встречи, форумы и съезды - это хорошо, но сегодня задачи дня именно в создании диалога не самих по себе общественников, а гражданского диалога, а где надо и контроля-мониторинга между обществом и властью. Причем, важно организовать некий общественный контроль на всех властных уровнях.
Петр Михайлович, размышляя, даже предположил, что не исключает возможности введения на тех или иных началах представителей заинтересованной общественности в коллегии областных министерств, например, или создание советов при главах муниципалитетов и даже создания некой комиссии или совета по общественному мониторингу на окружном уровне. Все с теми же не только диалоговыми, а мониторинго-контрольными функциями. При этом, не подменяя, естественно, работу самих властных органов.
Здесь, как кажется, уместно было бы напомнить, что президент, собирая накануне своих полпредов, дабы сконцентрировать их на работе по воплощению национальных проектов, совершенно ясно заявил, что именно полпреды и их аппараты будут должны и обязаны контролировать вопросы реализации всех новаторских идей в области образования, здравоохранения, улучшения качества жизни россиян, в том числе и финансовые аспекты.
Получается, что уральский полпред более, чем серьезно отнесясь к заданному главой государства курсу, считает необходимым привлечь так или иначе к делу контроля и силу общественников.
В речи выступавшей следом за Надеждой Голубковой Елены Дьяковой - координатора Собрания общественных объединений УрФО была уже конкретика из области предложений. Елена Григорьевна полагает, что те самые общественные палаты, формирование коих идет в регионах УрФО, вполне могут стать одним из механизмов мониторинга действий властей. Еще один момент любопытный, который отметила госпожа Дьякова, это значение СМИ. Отметив, что национальные проекты в части повышения зарплат бюджетникам у тех же бюджетников вызывают весьма сдержанный оптимизм, согласно социологии, Елена Григорьевна акцентировала внимание присутствующих на том, что взаимная работа СМИ и власти в разъяснении тех или иных проектов трудно переоценить по значению. Кто бы спорил?! Жаль только ,что власть зачастую уверена - вещание центральных ТВ-каналов и есть решение вопроса. Совершенно не принимая во внимание, что ближе и, как ни крути, родней зрителю тире гражданину все же региональные новости, районная газета, а особо продвинутым, безусловно, интернет. И здесь непаханное поле для взаимодействия так и остается непаханым.
Далее опытом реальных дел в сфере взаимодействия с властными институтами общественных структур делилась Светлана Ярославова - ответственный секретарь общественного совета Тюмени. Говорила, как всегда энергично, эмоционально и красочно. Благо было о чем. Оказывается, механизм не только взаимодействия, но и зачатки того самого мониторинга властных действий в Тюмени уже присутствуют. Как пример - на коллегии общественников в Тюмени приглашают (и что самое любопытное - ходят) министров, руководителей департаментов областного правительства, представителей муниципальных властей. И, как доказывала собравшимся госпожа Ярославова, влияние общественности на властные решения можно ощутить уже сегодня.
Следом за представительницей Тюмени выступал Владимир Третьяков - ректор Уральского госуниверситета и один из руководителей общественной палаты Свердловской области. В его речи ярких красок тоже хватало, но радужными их назвать трудно. Так уж случилось, что именно в день совещания в полпредстве господин Третьяков принимал участие еще в одном мероприятии - выступлении профсоюзов бюджетников, которое шло 12 октября по всей России. И, как сказал уральский ректор, ключевое слово в этой акции по-прежнему было одно - зарплата. У сообщества учителей, преподавателей и врачей возникает более чем серьезный вопрос по поводу реального повышения своих заработков.
Дело в том, что бюджетники посчитали и поняли, что решения правительства сулят им всего лишь 20%-ное повышение заработка (по совокупности шагов) к апрелю следующего года. И интерпрктируют ситуацию бюджетники не иначе как подрыв веры руками правительственных чиновников в президентские инициативы. А потому, призвав всех очень серьезно отнестись к протетстной акции, Владимир Третьяков перешел к другому животрепещущему для уральцев вопросу по организации Евразийского университета. По словам Третьякова, от властей даже не требуется больших финансовых вливаний, нужна лишь организационно-правовая поддержка. А ее -то как раз и не получили свердловчане в ходе недавнего визита премьера Фрадкова в Екатеринбург.
От себя заметим, что это вообще-то не удивительно. Как известно, любая инициатива, выходящая за рамки одного субъекта федерации, а зачастую и та, что вполне умещается в его пределы, требует серьезной лоббистской (причем, зачастую именно в хорошем понимании смысла этого слова) на федеральном уровне. Большой Евразийский университет относится к идеям, явно превосходящим рамки Свердловской области. А главным лоббистом проекта ректорское сообщество Екатеринбурга выбрало свердловского губернатора Эдуарда Росселя. Более, мягко говоря, непродуктивного решения в сегодняшней обстановке сложно было найти. Напомним, господин Фрадков прямо дал понять свердловским властям в ходе своего визита, что любые проекты региональные власти должны рождать, исходя из собственных возможностей, либо с учетом мнений профильных министерств. И маленькая деталь в догонку. Отмечавший день рождения 8 октября Эдуард Россель получил множество поздравлений от федеральных чиновников, но не дождался телеграммы от главы государства. Видимо, сделав работу над ошибками, господин Третьяков и воспользовался трибуной уральского полпредства для того, чтобы воззвать о помощи в вополощении идеи всеуральского ВУЗа.
Завершавший дискуссию Виктор Лукиных - председатель общественного экспертно-консультативного совета при мэре зауральского города Шадринска снова делился опытом взаимодействия с местной властью на муниципальном уровне.
Подводил итоги уже помощник уральского полпреда Борис Кириллов, который, извинившись за отсутствие начальника (Петр Михайлович обсуждал с помощником Президента – начальником контрольного управления Президента РФ Александром Бегловым вопросы деятельности уральских правоохранителей по обеспечению национальной безопасности), снова акцентировал внимание всех уральских общественников на необходимости продумать и реализовывать мезанизмы общественного мониторинга за действиями властей по реализации объявленных президентом национальных проектов. Ну что ж, радует понимание, исходящее от власти: реализация столь масштабных (и по финансам в том числе) национальных проектов и правда требует национального же учета и контроля...