Нацпроект "Образование" и армия: первый опыт
Оговорюсь сразу – человек я не военный, хотя сын военного летчика, прокочевавшего от Туркмении, Абхазии, Чукотки до Советской Латвии. Посему проблемы Вооруженных Сил России меня волнуют. И потому, что от их состояния зависит будущее Родины, моих детей и внуков. И потому, что, как и во времена отца, мне хочется гордиться нашей армией, людьми в армейских погонах, а самое главное – знать, что они сами гордятся миссией, которая на них возложена.
Когда впервые узнал о внедрении части национального проекта "Образование" в Вооруженных Силах России, стало интересно, что из этого выйдет. Можно ли наладить начальное профобразование в армии? Ведь не секрет, что нашу армию повсеместно пополняют призывники из неимущих или малоимущих слоев населения, а значит – без образования, без необходимых для армейской жизни навыков, а порой и здоровья. Прискорбный, но факт.
Как известно, с 1 июля прошлого года в Российской армии начался эксперимент, в ходе которого на территории воинских частей стали организовываться образовательные центры. Они открываются для того, чтобы одновременно с несением воинской службы военнослужащие имели возможность получить гражданскую специальность, востребованную на рынке труда.
Пока учебные центры начального профессионального образования созданы на базе трех воинских частей – Железнодорожных войск в Загорянском, инженерных войск в Волгограде и в Наро-Фоминске. Выбраны они были не случайно: именно в этих частях военно-учетные специальности наиболее близки к гражданским профессиям.
Согласно планам министерства образования и науки в различных воинских частях до конца 2007 года будут созданы еще 26 учебных центров начального профобразования по 27 профессиям. Министерство образования и науки приказом от 13 июня этого года утвердило перечень этих профессий: повара и кондитеры, изготовители хлебобулочных изделий, машинисты подземно-транспортных и строительных машин, слесари по ремонту автомобилей, токари, фрезеровщики, машинисты дорожных и строительных машин и станочники в деревообработке.
Меня, как журналиста, смутил поначалу вопрос: почему Минобразования, а не Минобороны определяло перечень гражданских профессий, схожих с военно-учетными специальностями? Ведь военные, как никто, знают специфику той или иной службы и возможности приобретения потенциально гражданских специальностей в Вооруженных Силах.
Как происходит обучение солдат в созданном в подмосковном поселке Загорянский учебном центре Железнодорожных войск, удалось увидеть. Центр действует в соответствии с приказом министра обороны РФ от 9 марта 2006 года. Заместитель командующего Железнодорожными войсками генерал-лейтенант Юрий Котлов лично провел экскурсию по учебному заведению. Как отметил он, тут реализуется "эксперимент по расширению возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими службу по призыву". Это официальная формулировка.
При осмотре классов, посещении практических занятий бросилось в глаза: все очень похоже на обычное училище – парты, наглядные пособия, станки. За тем исключением, что все – и обучаемые, и преподаватели – в военной форме.
"Здесь присутствует личный состав взвода по подготовке токарей-универсалов 3-го разряда по программе начального профессионального образования, – рассказывает начальник службы информации и общественных связей Железнодорожных войск полковник Владимир Карпенко. – На данном этапе военнослужащие готовятся к экзамену. Перед этим прошли теоретическое и практическое обучение. Следующий этап, уже непосредственно в частях Железнодорожных войск, будет называться производственным обучением. После этого обучаемые и получат диплом общегосударственного образца с присвоением квалификации токарь-универсал 3-го разряда. И далее в течение года будут применять полученные знания в частях и соединениях Железнодорожных войск".
По словам заместителя командующего Железнодорожными войсками генерал-лейтенанта Юрия Котлова, в этой учебной части в настоящее время 165 военнослужащих срочной службы в рамках эксперимента помимо военно-учетной специальности получают гражданскую. Обучение ведется по пяти специальностям, утвержденным Министерством образования и науки РФ: фрезеровщик, токарь-универсал, станочник-распиловщик, автокрановщик, автослесарь. С января добавилась шестая: сварщик.
Молодые люди из разных регионов России, попавшие в учебную часть, могут на свой вкус выбрать специальность и получить ее в процессе службы. Однако, пояснил Котлов, не все могут претендовать на получение профессии. Основное требование к претендентам – наличие полного среднего образования.
"Только человека, имеющего 11 классов за спиной, можно за столь короткое время обучить специальности", – отметил он. Не возьмут на курс и солдата-срочника, имеющего высшее образование.
Как отметил генерал-лейтенант Юрий Котлов, в части было значительно больше желающих получить гражданскую профессию. Ведь все представленные специальности сейчас очень востребованы на рынке труда.
"Это существенная поддержка социального характера: выйдя в гражданское общество, парень сможет сразу, с первых же дней устроиться на работу и обеспечивать себя материально, – отметил он. – Если эксперимент будет признан успешным, число обучающихся в рамках проекта может быть увеличено".
В течение первых пяти месяцев новобранцы проходили одновременно обучение по военно-учетной специальности и по выбранной гражданской. При этом курсанты проходят не только теоретический курс, но и получают базовые практические навыки. На территории учебного центра для этого есть полигон с автомобильными кранами, передвижные ремонтные комплексы, где установлены фрезерные, токарные, строгальные станки, сварочное и другое оборудование.
Для того чтобы учебный процесс включал полный цикл, определенный стандартами начального профобразования, выпускников учебного центра распределяют для прохождения дальнейшей службы в те воинские части, где есть должности, соответствующие осваиваемой гражданской профессии. Все курсанты, особенно те, кто учится на автослесарей, настроены весьма оптимистично. После службы их знания и навыки будут востребованными.
Надо отметить, что с соблюдением стандартов в войсках все хорошо. Но, поскольку у части пока нет аккредитации, документ об образовании будет выдан близлежащим учебным заведением. Гораздо хуже обстоит пока дело с оплатой труда преподавателей. Дело в том, что деньги, выделяемые на эти цели, весьма незначительны, а нагрузки оказались большими. В результате гражданские лица попросту не соглашаются устраиваться на работу в часть. Получилось, что преподавание всех новых предметов возложили на офицеров, имеющих право согласно военно-учетным специальностям производить обучение. Большинству пришлось осваивать практические азы новых профессий на тех же станках, за которые чуть позже стали курсанты.
Но проблема не только в увеличении нагрузки (ведь привычных военных дисциплин меньше не стало): офицерам запрещено получать доплату за подобного рода дополнительную работу. Так что преподавание для них сродни общественной нагрузке. А это, на мой взгляд, неправильно, несправедливо.
Правда, преподаватели настроены позитивно: надеются на разрешение финансовой ситуации. Да и о своих учениках весьма тепло отзываются, гордятся ими. Как отметила начальник отдела нормативно-методического обеспечения развития структуры, содержания, технологий и кадров профессионального образования Министерства образования и науки РФ Вера Гринько, уровень подготовки курсантов в войсках даже выше, чем в некоторых гражданских училищах. В учебной части современное оборудование, кроме того, воинская дисциплина по-своему способствует получению профессии.
После завершения обучения солдаты-срочники получат дипломы государственного образца. По словам Гринько, в этом году знания и умения первых выпускников будут оцениваться аттестационными комиссиям образовательных учреждений, расположенных поблизости. В составе комиссии будут потенциальные работодатели и педагогическое сообщество. По итогам такой аттестации учебный центр получит заключение экспертной комиссии, а затем и аккредитацию, или, иными словами, получит право выдавать документы государственного образца самостоятельно уже на следующий год обучения.
Сейчас, повторюсь, пилотными выбраны те учебные центры, где военно-учетные специальности наиболее родственны гражданским профессиям. "Министерством образования и науки РФ была разработана модель образовательного процесса и учебно-программная документация, дающая возможность совместить на базе существующих учебных центров обучение гражданской и военно-учетной специальности, – говорит Гринько.– Программа обучения должна по своим циклам совпадать с военно-учетной специальностью, только тогда возможно совмещение".
Человеческий фактор – важнейший элемент при реализации любого проекта, особенно образовательного. В этой связи у меня возникло несколько весьма определенных суждений на сей счет.
Первое. Преподавание в армейских профцентрах должно оплачиваться отдельно. Даже если согласно армейскому уставу получать доплату за какую-либо дополнительную работу запрещено. Этот вопрос, думаю, можно и нужно разрешить.
Второе. Эксперимент, безусловно, рассчитан на пополнение "гражданки" квалифицированными рабочими кадрами. Ведь, как прокомментировала Гринько, сейчас ситуация на российском рынке труда такова, что от 60 до 90 % вакансий составляют рабочие профессии. Средний возраст российского рабочего сегодня – 53-54 года. И совершенно очевидно, что уже в самом ближайшем будущем дефицит квалифицированных рабочих будет ощущаться очень остро. И поэтому, конечно, вопрос получения рабочей профессии в армии чрезвычайно актуален. А раз это так, то необходимо выделить для Вооруженных Сил целевые средства для этой сферы.
Третье. Мне кажется, что спецпроект в Вооруженных Силах в рамках проекта "Образование" полезно начинать с допризывного периода. Как известно, в 2006 году законодательно закреплено сокращение срока военной службы по призыву. С учетом этого, на мой взгляд, должна развернуться во всю мощь работа РОСТО (ДОСААФ).
"Как показала многолетняя практика, призывник, получающий военно-учетную специальность в образовательных учреждениях РОСТО (ДОСААФ), охватывается военно-патриотическим и физическим воспитанием, – отметил в докладе на VI съезде РОСТО (ДОСААФ) председатель ЦС А.С.Стародубец. – Подготовка специалистов в системе РОСТО (ДОСААФ) экономически выгодна. По финансовым затратам она обходится дешевле, чем подготовка призывников в учебных частях Вооруженных Сил. В настоящее время во исполнение Плана основных мероприятий Минобороны России в центральных органах военного управления проводится работа по корректировке имеющихся учебных программ и разработке программ по новым профилям подготовки специалистов в образовательных учреждениях РОСТО (ДОСААФ)".
И было бы разумно дело, начатое в РОСТО (ДОСААФ), логически продолжить в армейских рядах, заботясь, чтобы и за короткий срок службы какая-то часть солдат получала гражданскую профессию.
И последнее. В 2007 году на создание в воинских частях ста учебных центров начального профессионального образования для военнослужащих срочной службы, организацию обучения на подготовительных отделениях вузов лиц, выслуживших не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин (5 тыс.чел. ежегодно), выделено 0,6 млрд рублей. Надо распорядиться ими по-хозяйски. Как заявил в этой связи куратор национальных проектов Дмитрий Медведев, "если все эти мероприятия принесут эффект, это будет хорошо и для общества, и для армии".
Игорь Семенихин