03 Декабря 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Надым – территория надежды

Когда наш старенький АН -24 кружил над Надымом, стюардесса попыталась что – то произнести по микрофону про погоду, но никто не понял ни слова.  Впрочем, никто и не стал переспрашивать. Всем и так было понятно – за бортом нашего воздушного судна нежарко. Все - таки в Надым летим, где температура воздуха зимой может достигать аж минус пятидесяти. Благо, за время нашей поездки Надым не  сделал нам такого погодного "сюрприза". Зато  удивил и покорил другими вещами.

Первое, что бросается  в глаза, - город небольшой, компактный и чистый. Широкие дороги, на которых нет настывшей колеи, чистые тротуары, по которым пешеходы ходят, не опасаясь  поскользнуться и что – нибудь себе сломать, включенные фонари по вечерам. В общем,  все то, чего, к примеру, не хватает Екатеринбургу, с гордостью носящему звание уральской столицы.

Еще перед поездкой, я знала, что  еду в Надым за экзотикой – познакомиться с коренным населением – ненцами, и как оказалось, этой экзотики  в городе хоть отбавляй. Вовсе не нужно ехать за сотни километров далеко в тундру, чтобы увидеть настоящий чум, оленей и самих оленеводов. Достаточно пройти по центральным улицам Надыма, остановиться, например, у какого – нибудь супермаркета. Вот они - жители тундры. Спокойно торгуют  мясом, рыбой. Правда, большинство из них приехали в город на более современном транспорте. Олени - хорошо, а снегоходы, однако, лучше!

- Мы, например, с женой ехали до Надыма двое суток, - рассказывает мне один из продавцов, - Думаете холодно? Да нет же, мы привыкли! Вот сейчас продадим рыбу, и детям одежду купим. Я сам – то учился в техникуме на зоотехника, до пятого курса дошел и бросил. Почему? Да, времени нет. Да и подумал,  а что я буду получать  в совхозе, выучившись на зоотехника? Две – три тысячи. Нам на них не прожить. Занимаясь торговлей, я в неделю по 30 тысяч рублей зарабатываю, а иногда и по 50.

- Немногие из оленеводов работают самостоятельно, это очень сложно, - рассказывает глава Надыма Владимир Ковальчук, - о коренных жителях и их проблемах он может говорить так долго и подробно, как будто он родился и вырос не на Кузбассе, а на Ямале, - Гораздо проще ненцам работать в совхозах, где им могут, когда возникает необходимость, помочь с горючим, аккумулятором или  дровами. У нас в районе есть три национальных поселка, в которых есть больницы, школы, коммунальное хозяйство .

Сам Ковальчук бывает в стойбище у ненцев часто, и здесь его встречают как родственника.

- Ну, что расскажи, сколько у тебя голов  в стаде? - спрашивает Владимир Николаевич одного из оленеводов, присаживаясь на нарты, - Ты участвовал  в гонках на оленях на дне оленевода? Сын, говоришь, гонялся? Не выиграл ничего? Ну, бывает. Просто не повезло.

Не расстраивайся!  - и поясняет уже нам, - Вот мы проводим в Надыме день оленевода, доказывая всем, что к этому народу, к этой культуре нужно относиться с большим уважением. Я помню, лет пять тому назад, в государственной думе  слушался  закон об оленеводстве. И кто – то из депутатов сказал -  ну, давайте еще будем говорить про  кролиководство или пчеловодство. Мы смотрели и  качали головой -  насколько человек не знает суть вопроса. Ведь  оленеводство – это этнообразующее занятие, не будет оленеводства,  не будет этноса.

Второй момент, который меня удивил в Надыме – то, что такое трепетное отношение к коренным жителям не только у главы города, но и у многих горожан. Они бросают все дела и семьями приходят на день оленевода, болея за участников соревнований так,  как будто они всю жизнь в одном чуме прожили. У школьников в этот день – вместо уроков поход  в этнографический музей. Для  воспитанников одного из учебных заведений нынче сделали исключение. Они не ходили на экскурсию в музей, а проводили ее  в родной школе. Для своих сверстников из тундры.

Ненецких детей привезли на ПАЗике. Когда они вошли в школу, на пороге их встречали старшеклассницы, одетые в сарафаны и кокошники. Несколько минут русские дети и ненецкие просто смотрели друг на друга. Встречающие от волнения забыли слова приветствия, а гости просто – напросто впали в ступор. Ведь все они первый раз были в настоящей школе.

- Мы сначала думали  для них ковры расстелить, ну чтоб им удобней было себя чувствовать, чтоб они расселись, как привыкли,  - на ходу рассказывала одна из учительниц, - Знаете, все – таки в первый раз у нас такая  встреча. Мы, наверное, больше их волнуемся. Но потом решили накрыть столы.

Ненецких детей, большинство из которых приехали с мамашами,  в небольшом зале ожидал торжественный прием. Ненцам пели русские народные песни и угощали их бутербродами с колбасой. Те краснели и от волнения перебирали ложки. Когда очередь дошла до игр, ненецким детям долго не могли объяснить правила. Они стояли в растерянности, не понимая, зачем нужно убегать, когда в них кидают мячом. Удачным соревнованием для юных тундровиков стал лишь армрестлинг – один юный ненец  в считанные секунды  поборол русского мальчика, который по комплекции гораздо превосходил его, как будто доказывая всем, что ненцы тоже не лыком шиты, и это еще нужно посмотреть, где тут слабая,  а где сильная цивилизация.

Еще одно открытие, которое я сделала для себя в  Надыме, и  это, пожалуй, одна из главных привлекательных черт этого северного города – неравнодушные люди. Так уж получилось, что Надыму всего 30 лет, и ветеранами  города здесь называют  тех, кому еще и пятидесяти нет. Это как раз тот костяк, благодаря которому Надымский  район сегодня есть на карте, и дает стране более 40% общероссийского  объема газа.

Старший диспетчер производственной диспетчерской службы "Надымгазпрома" Людмила Голубкина  приехала в Надым, когда ей было всего двадцать. С отличием закончила институт, и ее, как и всех лучших выпускников, отправили именно сюда. В 70 – было престижно попасть на севера.

- Я помню, что нас сразу же отправили на Медвежье месторождение. Сплошной песок и  ни одного деревца - вот, что я увидела впервые. Мы приехали в Надым  с подругой и обе были в летних платьях. Ребята взяли и отправили нас в  тундру, говорят, идите - наломайте веток для веников. Мы оттуда бегом убегали. Столько мошкары было, кошмар! Это, можно сказать, был  первый урок, который нам преподала  тундра. Ну, а потом, конечно, одевались соответствующе. Моя работа заключалась в том, чтобы следить  за тем, как идет просушка газа и его подача, какое  давление, какие объемы добытого газа. Конечно, случались тогда аварии, например, факел улетал, или печь взорвалась. А вообще работали с таким огромным энтузиазмом! Мы осознавали тогда, что причастны к какому – то великому делу и поэтому, наверное, ко всему относились с большой ответственностью. Особенно волновались, когда были такие события как добыча миллиона кубометров газа. В такие дни награждали самых лучших работников. За то время, пока я живу в Надыме, этот город для меня стал родиной. И хотя сама я из Краснодарского края, но у меня даже мысли нет уехать отсюда. Как же? Эти березки на глазах у нас выросли, эти дома и дороги  были построены.

- Мы же тогда на какой – то страсти, на мечте строили город,  и время показало, что мы были правы, - продолжает  тему еще один ветеран Надыма, начальник участка инженерно – авиационной службы югорского филиала  ООО "Авиа Газпром Авиа" Александр  Шаболкин, - Все наши мечты сбылись -  город построен,  газ идет. Я тогда по распределению попал в Салехард, закончив Куйбышевский авиационный институт. Помню,  увидел в Салехарде деревянные тротуары и сказал своему знакомому: "В какую дыру меня отправили?" А он мне ответил: "Будь моя воля, я бы лучше в Надым пешком ушел!"  И вот когда я увидел в Надыме бетонную полосу, я понял своего товарища. Для авиаторов это самое важное. Надым, можно сказать, начался с авиации. Здесь садилось  огромное количество самолетов  с грузом. Ведь все  начиналось с освоения Медвежьего. Я тогда работал инженером по техническому  обслуживанию вертолетов, проверял их  исправность,  занимался устранением неисправностей.  В общем, делал все то,  чтоб вертолет большую часть времени проводил в воздухе,  а не на земле. Что меня поразило тогда в Надыме? Да все. Здесь и радуга, закаты и рассветы, - все не такое, как на большой земле. Такая игра красок, что просто не передать словами.  Первое время не мог привыкнуть к тому, что по взлетной полосе пробегали песцы, лисы. Что касается будущего авиации здесь на севере, то я уверен, что эта отрасль никогда не будет невостребованной.  С одной стороны, да,  Надыму как никогда сегодня нужна и автомобильная дорога, и железная. Но это не значит, что когда будут созданы  новые виды сообщения с большой землей, авиация будет не нужна. Регион ведь очень  перспективный, здесь много новых  месторождений  газа, и очень большие запасы, и в этих местах дорог в ближайшее время не намечается. Там, в условиях вечной мерзлоты, трудно что – либо построить. Там авиация нужна. То же самое касается  нефтяных месторождений. В общем, на наш век и наших  детей работы здесь хватит.

То, что работы в Надымском районе, действительно, хватит всем на ближайшее будущее – и летчикам, и газовикам, и строителям, доказано геологами. Разведанные запасы нефти составляют 250 миллионов тонн, газа – более семи триллионов кубометров. А есть еще так называемый низконапорный газ, до которого пока не добрались, но технологии по его добыче есть, и это значит, что  Ямал и себе, и стране обеспечит безбедное существование еще на много лет вперед.

Другой вопрос, а что это реально, в денежном выражении, даст самому району, учитывая изменения в налоговой политике? Смогут  ли город и ближайшие поселки, потеряв доходы от налога на добычу полезных ископаемых, прожить только за счет того, что градообразующие предприятия, такие, как "Надымгазпром" или "Тюменьтрансгаз", будут лишь иногда  помогать рублем муниципалитету?

В любом случае существует опасность того, что такая сильная зависимость района от сырьевых  источников лет через ...дцать может  сослужить ему медвежью услугу. Если запасы газа все – таки иссякнут, а до низконапорного газовики так и не доберутся, и при этом Надым, потеряв доходы от  газа и нефти, не сможет найти другие источники для существования, вырисовывается другая, совсем не радужная, перспектива. Впрочем, сами надымчане к этой проблеме относятся философски, утверждая, что если  город выжил  в далекие 70 –е, когда в его создание мало кто верил, значит, преодолеет все трудности нынешние.     


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС