Вернутся ли в Россию "сбежавшие капиталы"?
Накануне правительство РФ одобрило подготовленную Минфином концепцию проведения налоговой амнистии для физических лиц. Предполагается, что амнистия будет проведена за полгода – с 1 января по 1 июля
Вопрос: Тема "налоговой амнистии" или "амнистии капиталов", можно назвать как угодно, активно обсуждалась в обществе с конца 90-х годов. Действительно, ли эта проблема назрела?
Сергей Бурьков: Проблема назрела. Когда есть большие суммы, вывезенные за рубеж, и есть необходимость возврата, то вопрос налоговой амнистии возникает постоянно. Размеры сумм, вывезенных за рубеж, составляют где-то порядка $100-150 млрд. Это очень серьезные суммы, это больше, чем те инвестиции, которые мы можем получить, скажем, в обозримом будущем. Поэтому разумно попытаться вернуть этот капитал, и таким путем решить многие проблемы, которые у нас есть.
Вопрос: О каких суммах, вырученных в результате налоговой амнистииможет идти речь? Называются разные цифры, например, минимум $15 млрд.
Сергей Бурьков: Я думаю, что $15 млрд удастся вернуть. Тут же есть еще один фактор. Дело в том, что у нас сейчас в России капиталовложения, вообще вложения в рублевой форме, более устойчивые и эффективные, чем хранение капитала в долларовой или валютной форме. Это может сыграть свою достаточно серьезную роль.
Вопрос: Вокруг объявленной "налоговой амнистии" очень много споров. В частности, вызывает целесообразность 13% ставка налога, которую должны заплатить "финансовые эмигранты". Вице-премьер Александр Жуков считает, что это слишком много и не может привлечь большого количества граждан, надо бы снизить до 7%. Какие цифры более приемлемы, на Ваш взгляд?
Сергей Бурьков: Те капиталы, о которых идет речь, не совсем законны по всем параметрам. По законам тех стран, где они находятся, это как бы неполноценный капитал, то есть он имеет теневую историю и не может использоваться во всех операциях, за этим капиталом тянется какой-то шлейф. Это ограничивает и обесценивает возможности использования такого капитала. Заплатить 13% для того, чтобы полностью очистить капитал, чтобы деньги заработали, чтобы можно было их истратить на что угодно, чтобы они стали чистыми деньгами, это очень низкий процент. Я не думаю, что здесь 13% или 6,5%, скажем, что-то принципиально изменят.
Вопрос: Ради чего людям декларировать ранее скрытые доходы? Если человек захочет легализовать свои доходы за прошлые годы, он может просто ввести их в оборот в качестве своего официального дохода, заплатив те же 13%.
Сергей Бурьков: В какой стране мира, скажем, с миллиарда долларов человек мог бы заплатить 13%? Таких ставок подоходного налога нет. Заплатив эти проценты, человек получает право вообще бесконтрольно пользоваться капиталом. Он его легализует за очень дешевый процент. Таких условий, по-моему, ни в одной стране мира на данный момент нет. Кроме того, играет роль и перевод средств из-за рубежа. Это достаточно сложная операция, она подлежит валютному контролю. Не просто получить на свой счет какую-то сумму из какого-то зарубежного банка. Это может быть, конечно, как финансовая помощь, но понятно, что она вызовет в таком размере очень много вопросов. Речь идет о том, чтобы перевести финансовые средства, легализовать их в России, и придать им статус финансовых средств резидента. Можно воспользоваться оффшорной компанией и перевести средства сюда, но для нерезидентов есть ограничения на территории России. Здесь, если я ввожу себе эти средства, у меня расширяются возможности их использования.
Вопрос: В Китае, например, для привлечения финансов своих эмигрантов гарантировали, что им вообще не придется платить налоги с возвращаемых средств. Главное, чтобы эти капиталы вернулись в страну. Может, нам тоже воспользоваться таким примером?
Сергей Бурьков: В Китае рассчитывали на свою диаспору, которая дислоцируется в других странах и переезжать особо не собирается. У них достаточно патриархальная структура. Представителям семей, которые продолжают жить за рубежом, нет смысла платить 13%. А наши люди живут на территории России, и поэтому для них это понятней. Если бы скажем Березовского простили, и он бы жил в Лондоне и должен был бы заплатить 13% при том, что он остается там, он бы не стал этого делать, а если бы он жил здесь, тогда да.
Вопрос: Споры вызывают и сроки проведения амнистии. По мнению большинства, полгода - слишком короткое время для того, чтобы осуществить подобную акцию. Ведь необходимо не только четко отладить механизм ее реализации, но и подготовить почву для положительного решения граждан.
Сергей Бурьков: Сроки же всегда составляются так, чтобы подхлестнуть людей. А потом уже в июле будет решаться вопрос о том, продлить или нет…Пока все делается, чтобы подчеркнуть временность и ограниченность, чтобы люди почувствовали, что если они сейчас не сделают, то второй раз им такой возможности не предоставят.
Вопрос: Еще один спорный момент. Учитывая несовершенство нашего законодательства и заявление Кудрина о том, что в случае выявления преступных способов накопления, не связанных с налоговыми правонарушениями, от уголовного наказания все равно не уйти, привлечет ли это большое количество бизнесменов?
Сергей Бурьков: Так вот это и есть самый большой вопрос. Эта позиция пока не определена. Наблюдается попытка сидеть между двумя стульями, то есть, действительно, все незаконно нажитые средства сохраняются, и одновременно объявляется об амнистии налоговых капиталов, но вопросы возникают у многих. Страх есть. Я думаю, какие-то четкие разъяснения по этому поводу ближе к концу года появятся, и наверное, на самом высоком уровне: либо это будет премьер-министр либо сам Президент, который объявит официальные правила игры.
Вопрос: То есть, по вашему мнению, все-таки будут внесены какие-то изменения в законы?
Сергей Бурьков: Не думаю, что будут какие-то законодательные изменения. Скорее всего, это будут устные обещания.
Вопрос: И бизнесмены поверят?
Сергей Бурьков: На уровне устной политической декларации, если она будет озвучена лично Путиным, поверят. Он в этом плане пользуется хорошим доверием. Если премьер-министр заявит, то могут появиться сомнения. Премьер-министра легко заменить, а потом сказать, что он ошибся, а вот с Президентом уже сложнее…