Наполеоновские планы Екатеринбурга или особенности городских стратегий
Через 15 лет екатеринбуржцы будут жить в просторных квартирах с кондиционерами и крытыми паркингами, ездить по хорошим дорогам, забыв, что такое ямы и колдобины, и дышать чистым воздухом, прогуливаясь по улицам родного города. Думаете, что все это плод моего больного воображения? Вовсе нет. Сии картинки светлой будущности являются частью Проекта стратегического развития Екатеринбурга. Документ этот, кстати сказать, крайне любопытный. И не только потому, что в нем будущее горожан с подачи мэрских чиновников выглядит весьма привлекательно.
Стратегия развития уральской столицы, утверждают эксперты, по амбициозности превосходит даже Москву и Санкт-Петербург. Не говоря уже об уральских городах. Согласно проекту, к 2020 году Екатеринбург должен быть включен в состав мировых городов, к коим пока нельзя причислить ни один российский мегаполис. Но, согласитесь, одно дело громко заявить о своих планах, а другое дело - их реализовать. В этом-то и кроется корень проблемы: ведь для того, чтобы город, а значит, и его жители, стали жить лучше, мало стахановскими темпами строить элитное жилье, нужно и о многом другом позаботиться. Не так ли?
Теория и практика
В России вновь возникла мода на стратегии, признаются эксперты. В стране, где свыше 70 лет господствовала плановая экономика, снова возник спрос на планирование. Каждый уважающий себя мэр города считает, что его город должен иметь стратегию развития - и чем она помпезней, тем, очевидно, сильнее уважение мэра к самому себе и, возможно, горожан к мэру.
Первопроходцами по части современного планирования, безусловно, являются крупные города. Сегодня 8 из 13 городов-миллионников обзавелись стратегиями развития, в том числе Екатеринбург. Его стратегия, как утверждает кандидат географических наук, руководитель проектов Института экономики города Денис Визгалов, является самой амбициозной. Впрочем, это не единственное ее отличие. Другая особенность заключается в том, что проект охватывает практически все сферы жизнедеятельности города.
Взять то же жилищное строительство. Документ предусматривает, что к 2015 году в городе должно быть построено 5,5 млн кв метров жилья. Накануне замглавы города по вопросам капитального строительства и землепользования Владимир Крицкий живописал журналистам, какими бешеными темпами в Екатеринбурге строится жилье. И то правда - стоит месяц-два не поездить по одной из центральных улиц, как, глядишь, там уже новая высотка в небо устремилась.
Стремление чиновников обеспечить горожан комфортными квартирами весьма похвально. Проблема в том, что две трети горожан (если не больше) о квартирах в элитных домах могут только мечтать, а относительно дешевое жилье в городе практически не строится. Средняя цена за 1 кв метр в Екатеринбурге колеблется в пределах $960. И цены, как уверяют риэлторы, будут расти.
Меж тем, чиновник от администрации полагает, что такого рода жилье сегодня недоступно лишь тем, кто относится к социально незащищенным слоям населения (во как!). А таковых в городе, по его мнению, всего 17 тысяч семей. При таком подходе добиться увеличения метража, конечно, возможно (если строить квартиры за
Впрочем, в мэрии, кажется, понимают, что надо строить менее затратное жилье (это отражено в проекте). Один нюанс: об этой необходимости городские власти талдычат столько, сколько я себя помню. Вот и верь им после этого.
Дабы избежать упреков в предвзятости и скептицизме, приведу другой пример. Есть в проекте подпроект, который называется "Городская школа - стандарт "Пять звезд". Согласно ему, количество мест в дошкольных образовательных учреждениях к 2015 году должно достигнуть 39,2 тысячи. За счет строительства новых и расширения площадей имеющихся школ. Дело, конечно, хорошее. Но лично я что-то не припомню, чтобы за последние годы в городе была построена хоть одна школа. С чего бы это вдруг мэрии засуетиться? То же самое касается и детских садов. Откуда взяться дополнительным местам, когда садики переполнены, а часть зданий бывших садиков с легкой руки городских властей отданы на откуп разного рода фирмам и организациям?
Как ни крути, сомнения вызывает и возможность реализации стратегического проекта в его историко-архитектурной части. Позволим себе процитировать: "Сохранению и развитию подлежит общая компактная форма городского плана, исторический планировочный каркас, ведущими компонентами которого служат исторические тракты, основные исторические улицы и площади города, комплекс зданий, сооружений, парков и бульваров - памятников истории и культуры".
Можно было бы не сомневаться в искренности мэрских намерений, если бы не снесенная в одну ночь усадьба инженера Фальковского, на месте которой сейчас красуется здание в стиле модерн. Если бы не страстное желание мэрии построить подземную парковку под площадью 1905 года, наплевав на протесты ученых и культурологов. И таких "если" наберется полный мешок.
Оговорюсь, что документ содержит и более глобальные вещи, как-то: оптимизация городского пространства и организация новых районов, наращивание международных связей, активная информационная политика. Или, скажем, экономические задачи, в числе которых значится развитие индивидуального предпринимательства. Правда, и в этом случае благостная картинка рассыпается прямо на глазах - достаточно вспомнить непростые взаимоотношения мэрии с городскими бизнесменами, чтобы мысленно продолжить траекторию их развития.
Все блюда, составляющие меню стратегии развития Екатеринбурга, обильно приправлены соусом под названием "Екатеринбург - третья столица России". Впрочем, руководитель консалтинговой группы "Игла" Игорь Савельев считает, что в амбициозности стратегии нет ничего плохого. Даже наоборот. Другое дело, что на эффективность реализации даже хорошей и сильной стратегии зачастую влияет личностный фактор. Мэр маленького городка иногда - ввиду отсутствия кадрового резерва - просто не имеет возможности заменить нерадивых подчиненных. Но ведь Екатеринбург - далеко не маленький городок...
Стратегия стратегии рознь
Впрочем, это не единственный фактор, влияющий на эффективность реализации стратегии. Важно грамотно составить документ. И в этом смысле стратегия развития Екатеринбурга является примером из разряда "как делать не надо". Отметим, что Игорь Савельев был автором проекта в его первоначальном виде. Однако мэрия внесла в документ массу изменений и дополнений, вследствие чего, говорит Савельев, потерялась главная идея документа.
" Стратегия - это то, что отличает город от других городов, - пояснил Игорь Савельев, - Она должна включать в себя 6-8 крупных проектов, которые касаются всего города, а не 100 мелких и разрозненных. Строительство жилья - это не оригинальная идея городских властей Екатеринбурга, другое дело вынос Сортировки за пределы города. Если 10 человек на улице ответят одинаково на вопрос, в чем суть стратегии развития, значит, проект составлен грамотно и шансов, что он будет работать намного больше".
Как пример эффективной реализации стратегического проекта Игорь Савельев привел такую ситуацию: город намерен через n-ое количество лет построить городок для студентов - приток студентов из других городов позволит восполнить демографический пробел. Важно четко просчитать, где будет располагаться городок. Речь должна идти о центре города или густонаселенном районе. Расчет заключается в том, что студенты будут знакомиться с местными жителями, спустя какое-то время у них образуются семьи, пойдут дети и т.д. Стоит только ошибиться в выборе района, и проект не будет работать.
К слову, в мире существует специальная наука - урбанистика, которая изучает все нюансы развития городов. В России, как считает Игорь Савельев, хороших специалистов по урбанистике пока нет. На Западе же существуют целые факультеты и кафедры, студенты которых анализируют жизнедеятельность городов, смотрят, за счет чего каждый из них развивается, и вкладывают свои знания в те же самые стратегические проекты.
Но вернемся к стандартам. Стратегия развития, помимо всего прочего, включает в себя описание материальных затрат на реализацию того или иного проекта. Именно материальные затраты часто становятся камнем преткновения на пути разработки и реализации стратегии. Если в разработке проекта участвуют привлеченные специалисты, то он может обойтись заказчику в несколько миллионов рублей. Деньги немалые, согласитесь. И это не говоря уже о реализации.
"Финансирование реализации стратегического проекта осуществляется на нескольких уровнях, - говорит аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков, - Это муниципальный и областной бюджеты, федеральный бюджет, но только в том случае, если у города есть сильное лобби, и с помощью инвесторов, которые, как правило, получают взамен от городских властей какие-то преференции и льготы".
Из столиц областей, входящих УрФО, стратегические проекты, наряду с Екатеринбургом, имеются только у двух городов: Тюмени и Кургана. Оба эти проекта находятся на стадии доработки. Однако уже сейчас, на мой непрофессиональный взгляд, четко видны их отличительные черты. Если говорить в деталях, то курганский проект по степени всеохватности близок к екатеринбургскому. Власти Кургана не преминули включить в него вопросы газоснабжения, восстановления улично-дорожной сети и т.п.
Отметим, что ремонт дорог может являться составной частью стратегического плана, но только в том случае, если он имеет принципиальное значение для реализации какого-нибудь крупного проекта.
Во сколько обойдется Кургану реализация большинства проектов пока не ясно. Как рассказала Накануне.RU специалист отдела экономической и промышленной политики администрации Кургана Таисия Стрижова, чиновники намерены соотнести расходы на стратегию с расходами бюджета на будущий год. Однако, ни для кого не секрет, что наполовину дотационный курганский бюджет и без того еле-еле справляется с расходами. Предположить, что в будущем он станет более денежным, можно с большой натяжкой. Разве что правительство примет решительные меры в отношении сельхозпроизводителей, во что тоже с трудом верится.
В Тюмени с финансами благополучнее. Да и сам проект стратегического развития, на мой взгляд - взгляд непрофессионала, повторяю, достаточно лаконичный и внятный по сравнению со стратегиями Екатеринбурга и Кургана. Согласно проекту, в будущем город с его развитой банковской инфраструктурой рассматривается как центр обслуживания нефтегазовых финансовых потоков. Известно, что в Тюмени зарегистрированы многие нефтегазовые компании. И уже сейчас отчетливо видно, как город мало-помалу превращается в таковой центр.
В целом же проект представляет собой четыре взаимосвязанные точки роста: город, привлекательный для жизни, куда входит задача привлечения туристов, рынок трудовых ресурсов для нефтегазовых предприятий Севера, Тюмень как финансовый узел и как центр современных нефтегазовых технологий. Каждое направление включает в себя ряд проектов, которые содержат информацию о том, что, где, когда, в каких объемах, за счет каких средств необходимо сделать. И никаких тебе наполеоновских планов. Зато есть какая-никакая уверенность, что многое из того, что задумали тюменские власти будет реализовано.
Стратегия развития региона "Екатеринбург-Челябинск"
Сейчас в Челябинске разрабатывается еще один стратегический проект. Весьма любопытный, на мой взгляд. Он призван задать стратегию развития сразу двух городов - Екатеринбурга и Челябинска, а также тех населенных пунктов, которые находятся между ними.
Инициатором создания проекта выступила стратегическая консалтинговая группа "Игла", а одним из основных заказчиков - администрация города Снежинска - город расположен ровно посередине между двумя мегаполисами. Как рассказал Накануне.RU Игорь Савельев, который является одним из авторов стратегии, власти Снежинска рассчитывают таким образом привлечь в город бизнесменов - в районе Снежинска много пустующих производственных площадок. Администрация города готова предоставить им любую поддержку в рамках имеющихся у нее полномочий, в том числе в виде определенных льгот.
Кроме того, недалеко от Снежинска расположены две горнолыжные трассы, что также может вызвать интерес у инвесторов. Фирмы же, в свою очередь, должны быть заинтересованы в том, чтобы трасса, соединяющая Екатеринбург и Челябинск, находилась в хорошем состоянии. Своя заинтересованность, полагают авторы стратегии, имеется и у жителей соседних со Снежинском населенных пунктов - Касли, Кыштыма и Озерска, которые с появлением высокоскоростной железной дороги смогут ездить на работу в любой из мегаполисов.
Что касаемо Екатеринбурга и Челябинска. Челябинск, экономика которого немного меньше по объемам, чем у среднеуральских соседей, согласно проекту, получит дополнительную рабочую силу в лице жителей среднеуральской столицы. Кроме того, предполагается, что ряд екатеринбургских бизнесменов будут не против обосноваться на Южном Урале ввиду того, что рынок Екатеринбурга перенасыщен. Челябинск же обзаведется дополнительными рабочими местами и активно развернет высотное строительство. Ну, а в Екатеринбург челябинцы запросто смогут ездить за покупками.
Как считает Савельев, этот проект, в случае его реализации, позволит Екатеринбургу осуществить свои планы даже в случае изменения политической ситуации как в городе, так и в Свердловской области - всегда существует опасность того, что новый градоначальник надумает либо вовсе отказаться от стратегии, либо сформировать свой собственный проект.
"Если сейчас Екатеринбург и Челябинск по отдельности соревнуются с тем же Новосибирском, то, если стратегия будет реализована, по ряду экономических показателей они смогут соперничать с Москвой и Питером", - считает Игорь Савельев.
Сейчас ведется работа по привлечению инвесторов. В мае-июне стратегия уже должна быть запущена. Ну, а плоды ее реализации или отсутствие оных мы будем пожинать (или не пожинать) лет через 10-15.
Вместо P.S. Существует еще одна сторона вопроса, на которой мы до сих пор не заостряли внимание. Насколько необходима городу стратегия развития? Ответ не однозначен. С одной стороны, планирование вещь неблагодарная. Это, как в той притче про падишаха и ишака. Пока случится то, что запланировано, либо падишах умрет, либо ишак сдохнет. И потом. Живут же югорцы безо всякой стратегии - получше некоторых живут, между прочим. А Тюмень чище Екатеринбурга будет раз в “дцать”, хотя в проекте развития города ничего об уборке улиц не говорится. Для того, чтобы делать повседневную работу - ремонтировать дороги, убирать улицы, строить дома - не нужно разрабатывать план на десятилетия. Впрочем, сама по себе стратегия – вещь, конечно, нужная и полезная – никто этого и не отрицает. Но только тогда, когда за этим стоит искреннее желание властей трудиться на благо горожан, как бы это пафосно ни звучало. В этом случае стратегия придает смысл стараниям чиновников. Если же власти не выполняли и не выполняют своих обязанностей, поверить в то, что они будут делать это в будущем, весьма сложно. С бумажкой или без оной.