Евгений Савченко: Мы стали лучше выявлять преступления. Но недостатка в наркотиках, к сожалению, не предвидится
В России официально насчитывается 500 тысяч наркоманов, в реальности же их в десять раз больше. Ежегодно от наркотиков умирают десятки тысяч человек - а это, как ни крути, тоже удар по народонаселению страны. Задуматься, действительно, есть о чем. По прогнозам наркополицейских, к 2014 году число наркоманов может превысить 35 млн человек. И даже врачи не в силах остановить эпидемию - не говоря уже о псевдолекарях и знахарках, обещающих избавить от наркомании за несколько дней. Впрочем, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. На Южном Урале изобрели весьма любопытные способы профилактики наркомании. Об изъятых наркотиках, народных цыганских дружинах, обществах анонимных наркоманов и других инициативах южноуральских наркополицейских в интервью Накануне.RU рассказал помощник начальника управления ФСН по Челябинской области, подполковник полиции Евгений Савченко .
Вопрос: Евгений Юрьевич, каковы итоги деятельности Управления в 2005 году? Какова динамика наркопреступлений?
Фото: as.baikal.tv |
Евгений Савченко: Хочу сразу пояснить, что служба наша молодая, она была образована 1 июля 2003 года. На нас возложены три функции – это правоохранительная функция, также государство наделило нас полномочиями контролирующего органа в части легального оборота наркотических средств. В наши задачи входит и организация профилактической работы. Что касается правоохраны, то за неполный 2005 год на территории Челябинской области выявлено свыше 1700 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Это гораздо больше, чем в прошлом году, когда было зарегистрировано 1325 наркопреступлений. Всего наркотиков изъято в этом году свыше
Вопрос: Стали больше потреблять наркотиков или выявлять наркопреступления стали лучше?
Евгений Савченко : Мы стали лучше выявлять преступления. Но недостатка в наркотиках, к сожалению, не предвидится. Мы отслеживаем ситуацию, в том числе мировую. Афганистан сократил посевы опиумного мака на 20% - благодаря вмешательству России. Однако они не договаривают мировому сообществу, что в четыре раза увеличили посевы на северной границе страны – рядом с Таджикистаном и Узбекистаном. Этот поток идет к нам.
А в этом году урожайность опиумного мака в два раза выше. В 2003 году в Афганистане было произведено 360 тонн наркотиков, в 2004 – 420 тонн, а в 2005 году – ООН говорит о 410 тоннах, а наши исследования показывают, что не менее 500 тонн афганцы произведут. Две трети придутся на республики СНГ, около 80% потребляемого в России героина – афганского происхождения. |
Не уменьшается и поток синтетических наркотиков. Меж тем, оценки экспертов показывают, что правоохранительные органы изымают из незаконного оборота не более 10% наркотических средств, поэтому мы, конечно, усиливаем борьбу и повышаем результативность, но рынок все равно насыщен.
Вопрос: Количество смертей и отравлений наркотиками тоже увеличилось?
Евгений Савченко: В 2003 году в Челябинске отравились наркотиками 521 человек – без летального исхода. За 11 месяцев 2005 года таковых уже насчитывается 1874 человека. От передозировки наркотиков два года назад в городе умерло 27 человек, в этом году уже 124 человека. Опять же надо вникать в причины. Много появилось разбавленного героина – мы активизировали борьбу, наркоторговцам пришлось добавлять в героин разного рода примеси. На героин, поставляемый из Афганистана, приходится не более 80%. А в розничную продажу поступает 15%-ый наркотик. Остальное примеси: лекарственные препараты, известка. Известка очень опасна, гангрена конечностей гарантирована. Фруктовым чаем разбавляют. Бывает так, что пришел чистый героин, а наркоман ориентируется на количество, а не на качество. Он укололся – и все.
Вопрос: Налажен ли контроль за безрецептным отпуском наркотических средств в аптеках?
Евгений Савченко : Больше половины случаев отравлений наркотиками связано с употреблением лекарственных препаратов, обладающих наркотическим эффектом. И мы не можем привлечь к ответственности аптеки – даже если препарат отпущен без положенного рецепта. Законодательство не предусматривает наложения ответственности. Максимум, что мы можем сделать, поставить на учет парнишку, который находится в состоянии наркотического опьянения.
Однако накануне крупные челябинские аптеки решили добровольно наложить на себя определенные ограничения. Скажем, те препараты, которые чаще всего используются в немедицинских целях, они будут продавать в отдельных аптеках. Или ограничат время продажи - до восьми часов вечера - если
Фото: Владимир Новиков www.itogi.ru |
аптека работает круглосуточно. Решили ужесточить ответственность фармацевтов за торговлю этими препаратами – вплоть до увольнения. С этим предложением они обратились и к руководителям аптек других регионов. Мы считаем, что это реальный результат нашей работы.
Аналогичное соглашение готовы принять развлекательные комплексы и ночные клубы. Мы не приглашаем руководителей клубов, чтобы нагнать на них жути. Мы просто людям рассказываем о наркоситуации. Как бы кто внутренне не усмехался, людей это пронимает. Плюс многие хотят еще и позиционировать себя как участников социальных проектов. Сейчас клубы готовят свое видение процесса сотрудничества. Практика показывает, что сбытом наркотиков занимаются официанты, бармены, охранники, ди-джеи.
Вопрос: Сколько человек употребляют наркотики в Челябинской области? Понятно, что цифра очень приблизительная, но все же.
Евгений Савченко: В Челябинской области, по официальной статистике, порядка 13 тысяч наркоманов, а наши исследования показывают, что не менее 140 тысяч человек употребляли наркотики, не менее 30 тысяч из них – системные наркоманы. Основной возраст потребителей наркотиков - от 18 до 24-25 лет. Приобщение к наркотикам мы отмечаем с 11-летнего возраста – идет омоложение, что не в последнюю очередь связано с употреблением алкоголя. Алкоголизм – ступенька к наркомании. Многие из тех, кто употребляет наркотики, говорят, что это модно. Плюс подражание старшим товарищам. С другой стороны, отсутствие информации о том, как и где можно реализовать себя. Мы вошли во все Координационные советы и собираем информацию о клубах, кружках, секциях, которые есть в городе и области. Сведения будут объединены в единую базу данных. И самая главная беда – у молодых людей не сформирована мотивация к ведению здорового образа жизни. Нет понимания того, что здоровье – это ключ к жизненному успеху.
Вопрос: Формирование единой базы данных и взаимодействие с развлекательными клубами и аптеками - это ведь и есть профилактика наркомании?
Евгений Савченко: Да. Когда мы только начали работать по части профилактики нам приходилось запрыгивать в чужие лодки: мы не до конца понимали суть этой работы, вникали в методику, причины наркомании и методы, которыми с ней надо бороться. А в январе этого года при нашем управлении был создан Общественный совет, куда входят 12 комитетов: комитет по взаимодействию с наукой, со СМИ, с религиозными конфессиями. Мы не стали фиксировать членство в комитетах – в них входят все, кто хочет внести вклад в эту работу. Но председателей комитетов назначает начальник Управления. Например, комитет по взаимодействию с политикой возглавил заместитель председателя Заксобрания, комитет по взаимодействию с предпринимателями – руководитель ПромАсса, по взаимодействию с наукой – ректор одного из ВУЗов, по взаимодействию с религиозными организациями – руководитель азербайджанской диаспоры, который контактирует с другими диаспорами.
Вопрос: Не секрет, что к распространению наркотиков зачастую имеют отношение таджики, киргизы, цыгане. Для Челябинской области актуальна проблема цыганских поселков?
Евгений Савченко: Проблема актуальна, поселки такие в Челябинской области есть. Но у нас есть положительный опыт.
Благодаря работе комитета по взаимодействию с национальными диаспорами регистрируется региональная организация "Содружество цыган Южного Урала". Ее задача - объединив лидеров цыганских диаспор, обеспечить прямой контакт с властью. С другой стороны, мы хотим, чтобы Содружество взяло на поруки, организовало профилактическую работу с теми же цыганами. У нас таджики объединились в организацию. Сейчас формируются народные дружины, состоящие из представителей диаспор. Они не с повязками будут ходить, а вести профилактическую работу. Их задача - реагировать на сообщения граждан, что здесь мешают таджики, тут цыгане себя неправильно ведут. Чтобы они, как люди, говорящие на одном языке, могли решать эти проблемы. |
Вопрос: Какие еще инициативы созрели в недрах Общественного совета?
Евгений Савченко : С помощью совета мы разработали критерии социальной антинаркотической рекламы – так системно к антинаркотической рекламе еще никто в России не подходил. Когда проводили исследования, пришли к выводу, что широкой публике не надо показывать передозировки, шприцы перечеркнутые – это возбуждает любопытство. То же самое касается лозунгов “Спорт против наркотиков”, “Рок против наркотиков” – они абсолютно неэффективны.
Другое дело, если мы в рекламе акцент сделаем на позитивное отношение к жизни, будем пропагандировать культ семьи, здорового образа жизни. Мы выбрали принцип не ограждать, а нацеливать. Мы объявили областной конкурс рекламных проектов, которые будем принимать с 15 января по 1 февраля. А с 1 по 22 февраля будем подводить итоги. И уже в марте объявим тендер среди профессионалов на производство рекламных роликов. Есть договоренность со СМИ о размещении роликов. Мы обратились к предпринимателям, политикам, в ряде муниципальных программ деньги на эти цели заложены.
Также мы с помощью ученых разработали уникальную методику оценки физического состояния человека. Сейчас она внедряется в ряде ВУЗов. Если в двух словах: есть виды физических упражнений, есть нормативы, которые переводятся в баллы. И есть тесты общего состояния здоровья – с учетом возрастных и половых особенностей. Если человек во время тестирования общего состояния набирает большое количество баллов, но не может выполнить все нормативы – максимальное количество баллов он не наберет. И наоборот. Те, кто наберет максимум баллов, получат достойные призы. Уже и ряд предприятий внедрили эту методику. Это тоже, мы считаем, первичная профилактика наркомании.
Вопрос: Остро сегодня стоит и проблема реабилитации наркоманов. Как она решается?
Евгений Савченко : Понятно, что реабилитационных центров на всех не хватит, кроме того, наркоман после реабилитации, как показывает практика, в любой момент может сорваться. Нужны группы психологической поддержки наркоманов и их близких. Мы вышли с предложением заложить в муниципальных программах и в областной программе деньги на подготовку специалистов, которые будут работать в таких группах. Мы наладили взаимодействие с Ассоциацией работодателей “ПромАсс” и Советом ректоров Челябинской области. Сейчас прорабатывается вопрос создания таких групп при градообразующих предприятиях и ВУЗах. Мы не имеем право предоставлять предприятиям и ВУЗам информацию о больных наркоманией, но нам не запрещено информировать их о привлечении человека к административной или уголовной ответственности. Они уже могут предложить: уважаемый, пройди-ка курс в группе психологической поддержки.
Вопрос: В целом, как Вы можете оценить уходящий год? Как прожили его южноуральские наркополицейские?
Евгений Савченко: Этот год был во многом переломный. Единственное – мы до конца не решили проблему взаимодействия с правоохранительными органами. Мы в начале года изъяли