Ю и Т сидели на трубе...
Все это время в ТНК-ВР и "ЛУКОЙЛе" в комментариях отказывали, ссылаясь на то, что бизнесу обсуждать вопросы государственной политики не пристало. " Поймите, комментировать заявления политиков – означает ставить под угрозу бизнес компании на Украине. Давайте вернемся к этой теме, как только ситуация по отношению к российским нефтяникам прояснится", - заявили Накануне.RU в "ЛУКОЙЛе".
Ю и Т сидели на трубе. Ю сказал, и Т попало. Кто остался на трубе? ...Глядя на мучительные, бензиново-лихорадочные поиски Украиной "альтернативы российской нефти" волей-неволей возникают ассоциации почему-то именно с этой детской загадкой-считалочкой. Но. Обо всем по-порядку.
* * *
На минувшей неделе президент Украины Виктор Ющенко подверг резкой критике правительство Юлии Тимошенко. 19 мая на совещании с главами российских нефтяных компаний Ющенко признал, что кабинет министров перестарался в своем стремлении ограничить рост цен на нефтепродукты. Он назвал меры, принятые правительством, нерыночными, заявил, что топливный кризис остался в прошлом, и призвал российских нефтяников "перевернуть страницу, которая вызвала определенные вопросы". В украинских СМИ даже появилась информация о том, что Ющенко публично предложил Тимошенко уйти в отставку "дудеть в дудки".
Напомним, в середине апреля украинское правительство сочло, что российские нефтяники, контролирующие 80% нефтепереработки на Украине, необоснованно завышают цены на свою продукцию. Тимошенко обвинила компании в сговоре и, с целью стабилизации ситуации, поручила Минэкономики издать приказ о введении предельных цен на нефтепродукты. Вместе с тем, антимонопольный комитет в отношении нефтепромышленников, в том числе ТНК-ВР и "ЛУКОЙЛ", возбудил несколько дел. В итоге два нефтеперерабатывающих завода (НПЗ) - Лисичанский (ТНК-BP) и Херсонский (группа "Альянс") - были остановлены на "плановый ремонт". Заметим, в разгар посевной (!). К середине мая на Украине возник дефицит топлива. Многие АЗС закрылись, а "ЛУКОЙЛ" и ТНК-ВР ограничили продажу - не более 10 литров бензина на один автомобиль, и на заправках образовались очереди.
" Все российские компании готовы работать и настроены исключительно на позитивное взаимодействие с властью", - отметили в ТНК-ВР накануне встречи в Киеве Ющенко с главами российских нефтяных компаний.
На встрече с президентом Украины присутствовали глава "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов, президент группы "Альянс" Муса Бажаев, руководитель представительства "Казахойл-Украина" Петр Мирошников, президент "Транснефти" Семен Вайншток, глава ТНК-ВР Роберт Дадли, президент "ТНК-ВР Украина" Александр Городецкий, генеральный директор "Татнефти" Шафагат Тахаутдинов. Присутствовала и Тимошенко.
Заметим, российские компании контролируют две трети рынка нефтепродуктов Украины и поставляют в страну около 90% нефти. Совокупная доля Лисичанского (ТНК-ВР), Кременчугского (Укртатнафта), и Одесского (ЛУКОЙЛ) НПЗ на украинском рынке бензинов оценивается в 66%, на рынке дизельного топлива - в 51%. Производственные мощности Лисичанского и Кременчугского НПЗ составляют 18,62 млн т и 15,98 млн т соответственно, или приблизительно 70% совокупных мощностей всех НПЗ республики.
Так вот, накануне встречи с российскими нефтяниками, Ющенко отменил пошлины на импорт нефтепродуктов и подписал указ "О мерах по стабилизации ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов", в котором отмечается, что кризис "образовался вследствие некорректных действий кабинета министров Украины в сфере ценообразования, чрезмерного администрирования рынка нефти и нефтепродуктов".
Тимошенко, однако, на встрече с российскими нефтяниками заявила, что категорически не согласна с оценкой президента и убеждена, что правительство все делало правильно. На что Ющенко парировал, что дискуссии могут быть только на стадии обсуждения решений, когда решение принято - больше ничего не обсуждается, а кто не согласен - может уходить в отставку и вместе с Виктором Януковичем "дудеть в дудки и стучать в барабаны".
О разногласиях между президентом и премьером, едва не вызвавших отставку последней, первым сообщил украинский еженедельник "Зеркало недели". Премьер, впрочем, поспешила назвать эту публикацию "информационной диверсией", заверив, что ее взаимоотношения с президентом – "теплые и дружеские".
Публичное же подтверждение тому, что разногласия между Ющенко и Тимошенко, о которых говорили давно, есть, уже само по себе примечательно. Но более важно то, что встреча Ющенко с российскими нефтяниками была не больше, не меньше – попыткой примирения (накануне этой встречи у Ющенко состоялся разговор с президентом России Владимиром Путиным). Главы российских компаний, естественно, остались довольны. Ющенко заверил бизнес-сообщество, что впредь цены регулирует исключительно рынок и даже предложил перейти к практике обсуждения всех решений с нефтяниками.
"Российские компании настроены на дальнейшую работу на Украине на взаимовыгодных рыночных условиях", - сообщил Накануне.RU пресс-секретарь ТНК-ВР Владимир Бобылев. Впечатления руководства компании от встречи с президентом и премьер-министром Украины, по его словам, "исключительно позитивные". Роберт Дадли заверил Ющенко, что Лисичанский НПЗ возобновит работу в ближайшие дни. " Мы досрочно завершаем плановый ремонт завода на этой неделе", - отметил Владимир Бобылев. ТНК-ВР также обязалось незамедлительно перенаправить на Украину 70 тысяч тонн нефти и таким образом в мае поставить 170 тысяч тонн.
В "ЛУКОЙЛе" тому, что с президентом Украины удалось найти общий язык, рады не меньше. Ограничения по продажам на АЗС компании уже сняты. Более того, на Украину поставляется бензин и с других НПЗ "ЛУКОЙЛа" в Европе. " Кризис исчерпан. Мы в полной мере удовлетворены указом президента Украины, в котором он рекомендует правительству руководствоваться рыночными, а не административными методами в сфере ценообразования на рынке нефти и нефтепродуктов", - сообщили Накануне.RU в пресс-службе "ЛУКОЙЛа".
Труба зовет
Между тем, правительство Украины, напомним, отнюдь не намеривалось останавливаться на достигнутом - административном регулировании роста цен на нефтепродукты. Громкие и решительные заявления Тимошенко не ограничивались обвинениями в сговоре в адрес российских компаний. В планах украинского кабинета министров оказались и поиск "альтернативы закупкам российской нефти", и строительство в припортовой зоне Одессы " мощного НПЗ, работающего на нефти нероссийского происхождения". Сетуя на то, что российская нефть поставляется на Украину по ценам выше мировых, а с 1 июня (после повышения экспортной пошлины на нефть в РФ) стоимость сырья для украинских НПЗ возрастет с $318 до $340 за тонну, Тимошенко заверила, что правительство уже рассматривает возможность закупки нефти на международных рынках по цене $318, в том числе в Казахстане.
Российские эксперты и отраслевые аналитики, впрочем, заявляют, что все заявления г-жи Тимошенко о поисках "альтернативы" российской нефти – не более, чем политический пи-ар. И слова украинского премьера далеки не только от реальности, но и от здравого смыла.
Аналитик ЗАО "Паллада Эссет Менеджмент" Алексей Суворов: "Мы знаем, что с 1 июня таможенная пошлина на экспорт нефти в РФ увеличится на 32,6% - с $14,0 до $18,6 за баррель. Это будет рекордно высокий уровень, превосходящий среднее за 2004 год на 144%. Резкий рост объясняется новым повышением цен на нефть, к которым пошлина и привязана: средняя цена Urals в марте–апреле составила $47,6 за баррель.
Баррель составляет
Получается, в среднем в тонне российской нефти - 7,14 баррелей. Средняя цена тонны нефти в марте-апреле составляла – $340 за тонну. Таковы цены нефти по поставкам, отмечает Алексей Суворов. Таким образом, слова Тимошенко о том, что российская нефть поставляется по ценам выше мировых, - не соответствуют реальности. Кроме того, подчеркивает аналитик, нефть марки Brent легче и в тонне содержится больше баррелей (да и дороже сама марка). Простым пересчетом получается - в тонне 7,7 баррелей, цена его выше в среднем на $4-5 за баррель, итого - цена тонны нефти Brent - $395.
"Если премьер считает, что 318 долл/тонна - это выше мировых цен, то какой смысл "рассматривать возможность закупки нефти по цене 318 долларов за тонну в том числе в Казахстане"?", - говорит Алексей Суворов.
Аналитик ИК "ФИНАМ" Самарциева Ксения: "Основными собственниками нефти в Казахстане являются западные консорциумы и опять же консорциумы с участием российского (ЛУКОЙЛ) капитала, уже имеющие собственные планы относительно поставок, и Украине придется вести переговоры с ними, предлагая более выгодные условия. И помимо дополнительных технических проблем с транспортировкой, возникает еще одна проблема: где будет осуществляться переработка закупленной нефти?".
Сегодня на Украине функционируют 6 НПЗ общей мощностью чуть более 50 млн тонн: Лисичанский НПЗ (ТНК), Кременчугский (Укртатнафта), Одесский (ЛУКОЙЛ), Херсонский, Надвирнянский и Дрогобычский НПЗ. Производственные мощности Лисичанского и Кременчугского НПЗ, как уже отмечалось, составляют приблизительно 70% совокупных мощностей всех НПЗ страны. Таким образом, мощность собственно украинских НПЗ составляет всего лишь около 30%, подчеркивает Самарциева Ксения. " А строительство собственного НПЗ в Одессе, да еще, как заявляли ранее Тимошенко и Плачков, "максимум за 1,5 года при мощности 10 млн тонн" - это утопия", - считает аналитик.
Даже если на Украине построят мощный НПЗ - это не приведет к снижению цен на нефть. Об этом заявляют и аналитики, и представители российских нефтяных компаний. К тому же, заводы по мановению палочки не появляются. На строительство потребуются сотни миллионов долларов и не один год. Что же касается поисков альтернативы российской нефти, тут помимо все прочего важна и структура, и технологии НПЗ, которые построены под переработку сернистой тяжелой (российской) нефти. " Переориентация производства НПЗ [с российской нефти на нероссийскую] процесс сложный, но технологически возможный. Однако вопрос в другом. Российские компании поставляют на свои НПЗ на Украине российскую нефть. Не понятно, что имеется в виду? Заводам намерены навязать определенного поставщика сырья?", - недоумевают в ТНК-ВР.
Еще один вариант решения "топливного вопроса" - перезакуп нефтепродуктов в соседних государствах. " Что Украина, собственно, и сделала в Казахстане, Польше, Молдове,Прибалтике, Азербайджане", - говорит Самарциева Ксения. Однако этот вариант, в конечном счете, невыгоден самому украинскому бюджету. "Меры, с одной стороны, должны позволить в краткосрочной перспективе быстро решить проблему. Сдругой стороны, они экономически целесообразны только на фоне отмены или снижения ввозных таможенных пошлин и акцизов. Правительство пошло на такой шаг, а в результате получит существенные потери поступлений в украинский бюджет", - отмечает аналитик.
Наконец, третий, самый экономически, да, и политически целесообразный вариант, подчеркивает аналитик ИК "ФИНАМ" Самарциева Ксения, - цивилизованно вести себя с российскими производителями и действовать рыночными методами. Уход российского капитала с украинского рынка не нужен никому. " Топливный кризис в Украине носит явно политическую окраску, и политику Тимошенко по данному вопросу можно назвать скорее популистской, нежели экономической", - считает аналитик.
" Вероятно, украинский премьер даже не знает мировых маршрутов транспортировки нефти и способности украинских портов по приему, цены строительства терминалов, удорожании нефти после доставки железнодорожным транспортом. Все эти реальные вопросы далеки от популистики украинского премьера и требуют детальной разработки. Политика Украины сейчас сильно негативна к России (мы не затрагиваем отношение граждан), поэтому звучат подобные высказывания и делаются такие ходы",- полагает аналитик ЗАО "Паллада Эссет Менеджмент" Алексей Суворов.
К тому же, всем, кто знаком с системой трубопроводов России и бывших советских республик , хорошо известно, что у Украины нет собственной "трубы" для импорта нефти. Все нефтепроводы тянутся из России и работают в обратном, с точки зрения импорта нефти, направлении – на экспорт.
В реверсном режиме (вглубь страны) способен работать только один украинский трубопровод Одесса-Броды. Проект этот в свое время был политическим решением, обошелся он Украине в $456 млн. Открывал его в 2001 году тогдашний премьер Виктор Ющенко. С победой Ющенко на президентских выборах, о судьбе "трубы" заговорили снова. О том, что Одесса-Броды уже в этом году "заработает в обычном режиме" поспешил заявить еще в январе глава комитета Верховной Рады по вопросам ТЭК Александр Гудыма. И обещано это было - "как только новое правительство проведет быстрые переговоры с поставщиками нефти, то есть с теми кампаниями, которые владеют нефтью в Каспийском регионе. Это и азербайджанская нефть, и, в первую очередь, казахстанская нефть". Интересно, правда, а когда Одесса-Броды работал в "обычном режиме"? Недаром, наверное, украинские журналисты окрестили строительство этой "трубы" - "закапыванием в землю $500 млн"?
Остается, значит, у Украины в поисках альтернативы российской нефти - два пути. Морем и железной дорогой, причем, морем - весьма маловероятно.
Вице-президент ОАО "Транснефть" Сергей Григорьев: "Кроме как из России, Украине по большому счету импортировать нефть неоткуда. Из Европы? За исключением Норвегии, там нет добывающих стран, но и ее углеводородные ресурсы, как известно, достаточно скромны. Можно закупать нефть на Ближнем Востоке, а транспортировать только морем, через Дарданеллы и Босфор. Однако мы все хорошо знаем: режим прохода танкеров через проливы усложняется с каждым годом, и этот маршрут практически бесперспективен".
Россия – единственная, находящаяся рядом с Украиной, добывающая страна. И вся нефтетранспортная инфраструктура в свое время была построена именно с таким учетом. А "труба", как известно, один из самых дешевых видов транспорта. Поэтому, даже закупив нефть в других странах, сэкономить у Украины не получится. С учетом транспортировки, нефть обойдется едва ли не дороже, нежели российская. Вот и получается, что российская нефть для Украины, как ни крути, и есть самая дешевая.