Нет учителя – нет проблемы, или почему педагоги не желают "жить по Фурсенко"
На свете существует несколько видов лжи, и одна из них называется статистикой. Этот социологический инструмент очень упрямый и против него, как говорится, не попрешь, даже если он опровергает факты. Так вот, оказывает, в России слишком много учителей, а работы у них мало. Ну, посудите сами: по статистике на одного педагога приходится десять учеников, в некоторых регионах лишь пять. Так дальше жить нельзя. Учителей необходимо срочно сокращать!
Сказано – сделано. Сказано министром образования Андреем Фурсенко, сделано или почти сделано Министерством образования РФ. Уже принято решение о сокращении бюджетных мест в педагогических ВУЗах. По мнению министра, от этого никто не пострадает, ведь, опять же, по статистике лишь 40% выпускников педагогических ВУЗов идут работать в школы. Интересно, почему же?
У людей, которые имеют непосредственное отношение к образованию, высказывание министра вызвало даже не возмущение, а недоумение. По их мнению, такое заявление мог себе позволить лишь человек, живущий на другой планете. А мнение глупого инопланетянина, казалось бы, и воспринимать всерьез не стоит. Но, к сожалению, вопрос, сколько бюджетных мест сократить, сколько оставить, решается в Министерстве образования РФ, региональные министерства на это не влияют.
Однако они могут сделать кое-что другое. Например, в Свердловской области каждому выпускнику педагогического ВУЗа, если он идет работать в школу, даются "подъемные" 20 тыс. руб., плюс сразу же присваивается первая категория, в соответствии с которой и зарплата у учителя выше. Через два года педагог должен эту категорию подтвердить.
Как сообщила Накануне.RU проректор по научной работе Уральского государственного педагогического университета Тамара Шамало, после того, как стали присваивать категорию и выделять "подъемные", количество выпускников-учителей заметно возросло. Так, против фурсеновских 40% в школы идут работать 60% студентов педагогического университета. "В нижнетагильском университете этот процент еще больше", - утверждает проректор.
Между тем, чиновники не просто планируют сократить количество бюджетных мест, а, как оказалось, уже это делают. "Начиная с 2005 года, ежегодно бюджетные места урезают на 6-7%. Сейчас, после такого заявления, может, еще больше урежут", - говорит Тамара Шамало. |
Получается как в басне про лебедя, рака и щуку, только без щуки. В данном случае лебедем является региональное министерство, а раком – угадайте кто?
А ведь, вопреки информации, которой владеет Фурсенко, квалифицированных учителей катастрофически мало. Мы выбрали первую попавшуюся школу Екатеринбурга и решили узнать, действительно ли там переизбыток кадров. Как и следовало ожидать, все совсем наоборот. Директор гимназии №2 Екатеринбурга Татьяна Бетчер сразу огласила Накануне.RU список педагогов, которых не хватает в этой конкретной школе. Итак, требуются учителя иностранного языка, математики, информатики. Особенно остро стоит вопрос с учителями физкультуры и технологии (так теперь называется урок труда).
"Педагогические коллективы стремительно стареют. Через три-пять лет детей просто некому будет учить, а их количество к тому времени снова возрастет. Это сейчас кажется, что демографическая яма надолго. Но уже в этом году в первый класс пришли дети, которые родились на демографическом подъеме. Это кривая ползет все вверх. Потом будет полная катастрофа!", - обрисовала недалекое будущее Татьяна Бетчер. И тут сокращение бюджетных мест в педагогических ВУЗах весьма кстати.
Р ешение проблемы путем повышения зарплаты педагогам и поднятия престижа профессии для чиновника, видимо, неприемлемо, ведь слишком сложный и затратный получается путь. Дабы не решать проблему, предпочтительно страусиными глазами созерцать песок и заявлять, что проблемы-то никакой нет. И пускай какие-то чудаки твердят о том, что образовательная система разрушается, и пытаются реализовать нацпроект.
Министр образования РФ считает, что от сокращения мест беды не случится, ведь все равно слишком мало желающих работать в школе. Этот весьма наивный довод разрушается с помощью простой математической пропорции. Если сократить количество бюджетных мест, то сократится и количество выпускников, которые придут работать в школы.
"Это даже не просто глупость и непонимание процесса, а похоже на преднамеренные действия по развалу системы образования", - объясняет действия министра президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. |
"Мы имеем в классах по 35-40 человек, учитель при такой наполняемости нормально работать не может. Максимально в классах должно быть 15 человек. А в сельских школах часто один человек преподает и математику, и биологию, и географию", - продолжает президент фонда. Он рассказал, что накануне было получено письмо из Калужской области, подписанное 312 учителями, которые выступают категорически против нормативно-подушевого принципа финансирования школ. Согласно этому принципу деньги идут за каждого конкретного ученика. Если в школе учится мало детишек, то учителя фактически не получают зарплату. Но останутся ли в таком случае учителя? Вряд ли.
Собственно, из-за таких (преимущественно сельских) школ, где мало учеников, складывается статистика, озвученная Фурсенко. Впрочем, она все равно выглядит неправдоподобно. Сергей Комков пояснил Накануне.RU, что в сельских школах зачастую один человек преподает и математику, и биологию, и географию. А ведь во многом именно от учителя зависит, возникает у ребенка тяга к знаниям, или нет. Если учитель не квалифицированный, то желание "грызть гранит науки" появляется у меньшинства.
Сейчас в России 2,5-3 млн детей не посещают школу, то есть являются беспризорниками. А по данным заместителя начальника ГУФСИН РФ по Свердловской области Владимира Киселева, которые он озвучил накануне на пресс-конференции, 9-10% всех несовершеннолетних, содержащихся в СИЗО, не умеют ни читать, ни писать, а 50% закончили лишь шесть-семь классов. Взаимосвязь между нехваткой учителей и подростковой преступностью налицо.
Аргументов, почему ни в коем случае нельзя сокращать количество учителей, можно привести множество. Они так же очевидны как то, что трава зеленая, а Волга впадает в Каспийское море.
Только есть ли в этом смысл, если министр образования идет по принципу: нет учителя - нет проблемы?
"Не по Фурсенко ведь надо жить. Так легче всего, конечно, встать на позицию, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Фурсенко поставлен в правительство, но… мы и без него хорошо проживем", - заметила проректор по научной работе Уральского государственного педагогического университета Тамара Шамало.
Действительно, если Андрею Фурсенко так хочется что-то сократить, может, лучше начать со своей должности?