Николай Малых: Бизнес, он тоже ответственен за государство
Вопрос, сможет ли Россия защитить саму себя от врагов, которые после теракта в Беслане окончательно утратили свой мифический облик и приобрели вполне человеческое обличье, думается, для каждого из нас сегодня вопрос номер один. Безопасность страны зависит не только от того, какие политические решения принимает Президент, но и от того, в каком состоянии находится оборонная промышленность страны. Крупнейшее оборонное предприятие России, занесенное в книгу рекордов Гинесса, - Уралвагонзавод - 10 сентября отмечает свой очередной День рождения, а следом за именинами - День танковых войск и военной промышленности. О том, как живет и выживает сегодня знаменитая "Вагонка", а также о событиях в Северной Осетии, бронетанковом холдинге, новых разработках и выставке “Магистраль 2004” рассказал накануне журналистам генеральный директор ФГУП “ПО Уралвагонзавод” Николай Малых.
Вопрос: Николай Александрович, первый вопрос все-таки отталкиваясь от трагедии в Беслане. Неужели Россия, действительно, сегодня не в состоянии защитить своих детей?
Николай Малых: То, что произошло в Беслане, и в обращении Президента, как раз говорится об этом, свидетельствует о том, что огромная страна Советский Союз развалилась именно потому, что в конечном итоге не смогла выжить в мировой экономике. А Российская Федерация не способна обеспечить пока еще надежную жизнь своим гражданам. Я, например, в подтексте понял, что надо нам то, что развалилось, гору песка эту огромную, по песчинкам теперь собирать, нашу страну собирать так, чтобы развивалась промышленность, и движения в экономике были только позитивными. У нас сегодня нет права на то, чтобы экономика развивалась недостаточными темпами, нам просто-напросто не выжить в этой ситуации. Мы видим, какая ситуация у нас в машиностроении: продолжается развал и банкротство машиностроительных предприятий – это все следствие того, что мы потеряли в свое время важные рынки. Ушел оборонзаказ, ушли заказы Министерства путей сообщения. Когда мы принимали решения о проведении выставок “Вооружения, военной техники и боеприпасов” и “Магистраль 2004”, мы руководствовались тем, что выставки позволят предприятиям машиностроения выйти на рынки, и тогда мы сможем делать хорошую технику, в том числе и для России. Бизнес, он тоже ответственен за государство в какой-то степени, а значит, и за человека, за тот накопленный 10-летиями человеческий потенциал, который есть в науке, промышленности и который надо максимально использовать.
Вопрос: Обороноспособность страны сегодня вопрос номер один в России. Уралвагонзавод – крупнейшее оборонное предприятие, на базе которого планировалось создать бронетанковый холдинг. Как сейчас обстоят дела с этим?
Николай Малых: Подходы к этому вопросу несколько изменились. Сегодня речь идет о том, что Уралвагонзавод и будет бронетанковым холдингом, хотя в него войдут ряд предприятий таких, как завод №9, Уралтрансмаш, НИТИ, Санкт-Петербургский филиал КБ и другие. Мы сегодня работаем над тем, чтобы в бронетанковый холдинг вошли наиболее значимые предприятия. Однако в условиях, когда мы для российской армии танки снова практически не делаем, за счет чего-то эти предприятия должны выживать. Поэтому мы работу по созданию холдинга несколько притормаживаем для того, чтобы нам стали понятны действия нашего правительства и нашего государства. Холдинг, объединив предприятия, которые еле-еле выживают, а некоторые уже погибают, сам по себе, без поддержки государства, ничего не даст. Уралвагонзавод без госзаказа на производство бронетехники выживет, сложно, но выживет, а предприятия-смежники могут умереть, потому что это специализированные предприятия. И мы даже сегодня, не имея государственного заказа, поддерживаем эти предприятия, мы вынуждены их поддерживать. Когда государство определится почетче…
Сейчас программа вооружения обсуждается, будет поставлена какая-то задача, тогда уже все более-менее будет понятно. Кстати говоря, директору госпредприятия в условиях, которые ему диктует государство, работать невозможно: необходимо согласовывать каждый свой шаг. Когда я пришел на завод, он разваливался. Тогда мне никто не давал никаких прав и обязанностей, предприятие было никому не нужно. Начали работать, выкарабкались – и вдруг, мы стали привлекательны для всех. И вообще, имея такие объемы производства, а УВЗ должен выпустить продукции на 24 миллиарда рублей, мы сегодня работаем вопреки логике.
Вопрос: На минувшей выставке вооружений в Нижнем Тагиле прозвучало мнение, что для потенциального покупателя гораздо привлекательнее украинские танки. Что Вы можете сказать по этому поводу?
Николай Малых: Я бы не утверждал, что украинская военная техника дешевле. Техника создавалась во времена Советского Союза, и было несколько боевых танков: Т-72, Т-80, Т-62 . У них стоит двухтактный двигатель – разработка Харьковского танкового завода. Он по мощности 1200 лошадиных сил, но сам по себе принцип двухтактности танкистами сегодня отрицается, потому что резко теряет мощность в условиях пустыни, горной местности. Предпочтительнее все-таки наш двигатель – Челябинского тракторного завода, он тоже теряет мощность, но не настолько. Испытания показали. На мой взгляд, самый современный танк на пространстве постсоветском, да и, наверное, на европейском, по основным показателям - челябинский.
Вопрос: Если провести аналогию с железнодорожной техникой…
Николай Малых: Что касается подвижного состава, то наш завод ориентирован на 21 тысячу вагонов в год. На том же постсоветском пространстве нет предприятия, которое бы выпускало такое количество вагонов. Поэтому, кто может соревноваться с нами в цене, не говоря уже о качестве вагонов. Вообще, мы сегодня работаем в условиях более жестких, чем другие предприятия России и Украины. Мы делаем вагоны свои из металла 14 категории, остальные – из металла 12 категории. Еще в начале 90-х были созданы условия, чтобы зажать Уралвагонзавод, – такая установка была, не знаю только чья. Из металла 14 категории получаются более качественные и долговечные вагоны. И по цене 14 категория почти в 1,5 раза дороже, чем металл 12 категории.
Вопрос: Некоторое время назад Вы заявляли, что против “дробления” Уралвагонзавода на отдельные производства.
Николай Малых: Я говорил не об этом. У нас огромный завод разделен на несколько предприятий: танковый завод, например, мы его экономику просчитываем, вагонный завод – тоже отдельно, есть металлургический завод, завод товаров народного потребления. Я говорил, что УВЗ нужно сохранить как единый научно-производственный комплекс, потому что технологии военные и гражданские, да и сами цеха, настолько взаимосвязаны: машина, которая идет с деталями из металлургического цеха, проходит через вагонный цех и так далее. Если будут разные собственники, то это приведет к разрушению инфраструктуры завода, начнется хаос в производстве. Этого допустить нельзя, а так предприятия разделены и работают автономно.
Вопрос: Какие сейчас отношения у УВЗ с “РЖД”? Выполняется ли достигнутое сторонами соглашение?
Николай Малых: С “РЖД” очень сложно работать. Пока мы работаем. Министра кто-то ввел в заблуждение: когда я ему докладывал о ситуации в вагоностроении и о том, какие меры мы предпринимаем для повышения качества продукции, он был очень благодарен, что Уралвагонзавод еще сохранился. Пытались создать нам конкуренцию. Однако частные перевозчики гонятся не за качеством, а за ценой. Отработал вагон сколько-то времени, скажем, 7 лет, износился, окупил себя, максимум еще три года поработал и все. Мы стремимся к тому, чтобы вагон ходил 25-30 лет – частный перевозчик не смотрит в такую перспективу. Как бы там ни было, сегодня с нами вынуждены считаться, нас уважают и даже кое-кто боится.
Вопрос: Вполне понятно, что оборонным предприятиям без инвесторов сегодня просто не выжить. Какие-то инвестиционные проекты прорабатываются на Уралвагонзаводе?
Николай Малых: Да. Мы сегодня работаем с Чешским экспортным банком. Идет исполнение первого транша на 15 миллионов долларов. Условия для нас очень выгодные, никто нам таких условий не предлагал во всей Европе. В ЧЭБ кредитная линия ниже 6%. Эти деньги пойдут на техперевооружение. Мы приобрели очень интересное оборудование: плазменную резку, эластамерный поглощающий аппарат, который мы начали уже производить у себя и, тем самым, составили полякам конкуренцию. Также закупили линию современных станков. Сейчас работаем над линией производства осей. Программа техперевооружения рассчитана на несколько лет и требует инвестиций в размере порядка 300 миллионов долларов.
Вопрос: Выставка железнодорожной и дорожно-строительной техники “Магистраль 2004” уже во второй раз начала свою работу в Нижнем Тагиле. Какие разработки “Уралвагонзавода” представлены на этой выставке?
Николай Малых: На этой выставке мы снова показываем наш железнодорожный подвижной состав, новую тележку, над которой мы работаем, с нагрузкой на ось 25 тонн, переходную модель этой тележки, потому что сегодня выпускать 25-тонку мы пока не готовы, вначале мы модернизируем старую. Будут представлены несколько новых вагонов, минераловозы, цистерны новые с высокими техническими характеристиками. А вообще, развитие страны сегодня зависит от того, сколько груза перевезет тот или иной перевозчик: “РЖД” или частные перевозочные компании. Железные дороги, на мой взгляд, являются зеркалом экономики. Сразу видно: перевезли грузов больше - экономика продолжает развиваться, снизили объемы перевозок – экономика заходит в тупик. А российским железным дорогам железнодорожного транспорта требуется все больше и больше, потому что средний срок службы вагонов в массе своей сегодня превысил 19 лет, а это очень опасный возраст. Если вагоны будут стареть такими темпами, то может случиться так, что не на чем будет перевозить грузы. Для нашей страны с ее расстояниями это будет трагедией. Сегодня предприятия, выпускающие грузовой железнодорожный транспорт, включая Украину, могут поставить российским железным дорогам порядка 65 тысяч единиц подвижного состава. Из них доля Уралвагонзавода, как я уже сказал, 21 тысяча полувагонов и цистерн. Это, кстати, гораздо больше, чем мы делали в советское время. В этом году резко вырос спрос на вагоны, на цистерны немного снизился. Наше производство достаточно гибкое, поэтому выпуск полувагонов мы в этом году резко увеличили.
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о вашей совместной разработке с СУАЛом. Представлена ли она на выставке?
Николай Малых: Да, нашу совместную с СУАЛом разработку - алюминиевый вагон - посетители выставки тоже смогут увидеть. Кстати, первые опытные образцы алюминиевых вагонов мы начали делать еще лет 20 назад. Однако, в связи с тем, что тогда предприятия вагоностроения были загружены под завязку, от этой идей отказались: надо было перестраивать производство, а государство денег на эту огромную перестройку не давало. Сегодня ситуация несколько изменилась. Вагон алюминиевый стал привлекательным, поэтому такую опытную работу мы с СУАЛом ведем, просчитываем экономику. СУАЛ поставляет прокат нам, а все остальное мы делаем за свой счет. Поэтому, если частный инвестор вложит деньги в эту разработку, тогда вагон будет иметь место быть. В обратном случае, вагона не будет. Кстати, на американских дорогах алюминиевые вагоны есть, правда, они несколько другой конструкции. Специалисты УВЗ поедут в скором времени в Чикаго, поэтому опыт американских железных дорог мы тоже будем рассматривать.
Вопрос: 10 сентября – день рождения Уралвагонзавода…
Николай Малых: Да. Выставка “Магистраль 2004” совпала с днем рождения завода. Также к этой дате мы приурочили празднование Дня танковых войск и танковой промышленности. Еще Сталин постановил отмечать этот день 20-ю артиллерийскими залпами. Мы подняли все исторические документы и решили возродить эту традицию. Кроме того, в Дзержинском районе Нижнего Тагила будет открыт памятник создателям танка Т-72, который следующим после Т-34, которых мы выпустили 35 тысяч штук, был поставлен на массовое производство. Танков Т-72 на УВЗ было выпущено более 20 тысяч. Вообщем, интересных мероприятий на эти дни запланировано много.
Уралвагонзавод был построен в годы первых пятилеток /1931-1936 гг./ как составная часть Урало-Кузбасского угольно-металургического комплекса. 11 октября 1936 года с конвейера завода сошли первые большегрузные полувагоны. По объемам выпускаемой продукции, типам ее и методам производства УВЗ не имел себе равных в мире. На Уралвагонзаводе в тридцатые годы впервые в отечественной практике получили применение новейшие достижения мирового вагоностроения. За неполные пять лет эксплуатации завода страна получила 35400 вагонов, что было в два раза больше, чем выпустили все вагоностроительные предприятия страны за годы первой и второй пятилеток.
В конце 1941 года 11 предприятий страны были эвакуированы на территорию УВЗ. За годы войны Уральским танковым заводом было выпущено 35 тысяч танков. Кроме танков Т-34, в Нижнем Тагиле выпускали авиабомбы трех типов /ФАБ, ЗАБ, ХАБ/, артиллерийские передки, детали для реактивных самоходных установок /"Катюш"/, бронекорпуса для самолетов ИЛ-2. На территори Уралвагонзавода работали два авиационных завода, использовавших бронекорпуса для выпуска знаменитых штурмовиков.
В 50-е – 60-е годы на УВЗ были созданы и выпускались танки Т-54, Т-55, Т-62 и их модификации. С 1974 года на Уралвагонзаводе был разработан и производился танк третьего поколение Т-72 – один из лучших танков второй половины 20-го века, состоящий ныне на вооружении в армиях нескольких десятков стран мира. За разработку и внедрение в серийное производство танка Т-72 и его модификаций десять специалистов завода и КБ были удостоены Государственной премии СССР.
Начало 90-х годов было сопряжено с
конверсионными процессами, разработкой и внедрением новых видов мирной
продукции. В настоящее время объединение выпускает около 100 наименований
продукции: военную технику, дорожно-строительные машины, цельнометаллические
полувагоны, специализированные вагоны, железнодорожные цистерны и многое
другое.