20 Сентября 2024
search

Не валяйте Дурова

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Нижневартовск накануне большого политического эксперимента?

Нижневартовск – один из немногих городов нашей страны, который собирает столько налогов, что их хватает и на нормальную жизнь в самом городе, и на огромные отчисления во все вышестоящие бюджеты. На деньги, которые каждый год уходят из Нижневартовска, смогли бы безбедно существовать жители не менее 20 средних по величине городов в центральной полосе России. Однако, в последние два года казна самого Нижневартовска стала пополняться все хуже и хуже. В связи с изменением налогового законодательства деньги стали утекать из города.

По данным Нижневартовской межрайонной налоговой инспекции, за 9 месяцев 2003 сумма средств, перечисленных в Москву, составила более 24 млрд рублей. В федеральный бюджет уходит 63% всех собранных в Нижневартовске налогов. Кроме того, 9 млрд рублей было предназначено бюджету Югры. 3,5 млрд рублей – ушли в бюджет Нижневартовского района /это отдельное муниципальное образование/. И лишь оставшиеся 1,5 млрд рублей достаются самому городу. При этом, по сравнению с тем же периодом 2002 год года общие налоговые поступления выросли на 11%. Однако, город от перераспределения финансовых потоков потерял 28,6% средств /3,6 млрд рублей/.

Начальник межрайонной инспекции № 6 Министерства по налогам и сборам по ХМАО Любовь Гончарова накануне сообщила: «Увеличение поступлений в районе и снижение в городе напрямую связано с тем, что с 1 января 2003 года налоги на прибыль, на имущество и на доходы физических лиц выплачиваются по месту нахождения обособленных структурных предприятий.  А поскольку градообразующие нефтяные предприятия работают на территории района, то деньги ушли в бюджет Нижневартовского района».

В 2004 год Нижневартовск станет жить еще хуже. Основной финансовый документ города еще не утвержден /его планируют принять на очередном заседании Думы Нижневартовска 1 декабря/, но все основные параметры – известны. Согласно данным финансового управления горадминистрации, доходы бюджета Нижневартовска на 2004 год запланированы в сумме 6 млрд 165 млн рублей, из них дотации - 2 млрд 348 млн рублей, субсидии и субвенции - 1 млрд 056 млн рублей. Расходы прогнозируются в размере 6 млрд 433 млн рублей. Без окружных дотаций и субвенций городская казна сможет собрать налогов не более, чем в 3 млрд рублей. Иначе говоря, дефицит местного бюджета в 2004 году перевалит за  40%.

В 2003 году бюджет Нижневартовска тоже был дефицитным. Но  было ясно, что разницу между доходами и расходами можно покрыть своими силами. Дело в том, что к началу 2003 год года нижневартовская администрация смогла накопить на своих счетах около 1 млрд рублей. Это были деньги, сэкономленные в «хлебном» 2002 год году /тогда местный бюджет переваливал за 8 миллиардов/. Нынче таких остатков не предвидится. Дефицит Нижневартовска планируется покрывать только за счет дотаций и субвенций из Ханты-Мансийска.

Итак, с одной стороны, налогов в Нижневартовске собирается даже больше, чем в прошлые года. С другой стороны, из этого денежного потока местной казне перепадает все меньше и меньше. Подобное положение с финансами может подтолкнуть к политическим решениям. Наиболее выгодный для Нижневартовска путь – объединение города и района в одно муниципальное образование. Похоже, что и власти Югры не против такого эксперимента.

А вот, чтобы эксперимент удался, нужно  выполнение целого ряда условий. Например, крайне важно, под чьим руководством будет проходить объединение города и района.

7 декабря в Нижневартовске будут избирать не только депутатов Госдумы, но и нового мэра. В Ханты-Мансийске не скрывают, что наиболее оптимальной кандидатурой на пост главы Нижневартовска считают Бориса Хохрякова. Именно он до последнего дня руководил Нижневартовским районом. Теперь он – лидер предвыборной гонки за кресло главы Нижневартовска. Было бы логично, если бы объединение двух муниципалитетов прошло под руководством человека, авторитет которого велик как в городе, так и в районе. Впрочем, объединение двух муниципальных образований – дело хлопотное и не быстрое. Финансовые проблемы Нижневартовска на 2004 год можно облегчить и более простым способом, который был опробован еще в 2001 году. Тогда между властями города и района было заключено соглашение о том, что часть налоговых платежей, которые в связи с изменением законодательства ушли в казну Нижневартовского района, возвращаются в Нижневартовск. Кстати, затем это соглашение не продлевали. В том случае, если главой Нижневартовска станет Борис Хохряков, то ему по понятным причинам будет достаточно просто договориться о подобном перераспределении средств.

Исполняющий обязанности мэра Нижневартовска Борис Саломатин так прокомментировал возможность подписания соглашения с районной администрацией о перераспределении части их доходов в казну города: «Первоначально от районной администрации звучало «нет». Однако, я считаю, что точку в этом вопросе можно будет поставить чуть позже». Вероятнее всего, Борис Саломатин имел в виду, что власть района может изменить свое мнение по этому вопросу в зависимости от того, кто придет к руководству городом после декабрьских выборов.

Аналитики полагают, что в Нижневартовске сейчас создается модель совместного выживания муниципалитетов в условиях нового налогового законодательства. Для того чтобы понять, насколько она успешна, потребуется не менее 2 лет. Судить о результатах можно будет примерно в 2005 году. Впрочем, именно в этом году будут переизбираться главы местных администраций /так гласит новый закон о местном самоуправлении/. Если опыт Нижневартовска по решению финансовых проблем политическим путем окажется успешным, то карта муниципальных образований Югры может сильно измениться.

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС