Как нам отстроить Россию?
В регионах продолжают обсуждать послание Президента России. Накануне в Ханты-Мансийске завершилось совещание при губернаторе Югры, посвященное этому вопросу. Присутствовала элита ХМАО. Несколько тем вызвали особый интерес. Среди них - обсуждение проблем развития строительной отрасли на северных территориях. Главным докладчиком по этому вопросу был Вячеслав Танкеев, председатель нижневартовской Ассоциации строителей. Именно он высказал чаяния и надежды отраслевиков. А главное, были предложены пути решения многих проблем в сфере строительства.
Вопрос: Вячеслав Михайлович, почему обсуждение проблем отрасли было совмещено с обсуждением послания Владимира Путина?
Вячеслав Танкеев: Проблема доступного жилья в ежегодном послании Президента России была обозначена как одна из самых актуальных. Строителей такая постановка вопроса и, тем более, четко и ясно очерченные пути решения данной проблемы, радуют, пожалуй, даже больше тех россиян, которые в этом жилье нуждаются. Именно на строительной отрасли в первую очередь сказалось изменение государственной политики в сфере обеспечения населения страны жильем. Было продекларировано - бесплатного жилья больше не будет. И никто не взял на себя труд объяснить, а какое же будет? Только сегодня, спустя несколько лет, мы наконец-то получили направления, по которым необходимо работать и развиваться, и законодательную базу для этой работы.
Вопрос: Сейчас на территории Югры строят активно и охотно. Пожалуй, такого темпа возведения жилья и всего остального не было со времен Советского Союза. Кажется, что основной кризис отрасли позади. Почему же именно сейчас вы начинаете говорить о проблемах?
Вячеслав Танкеев: Проблемы отрасли нижневартовская ассоциация строителей поднимает и решает давно. Сейчас, на мой взгляд, время объединить усилия чиновников и промышленников по выполнению Президентского послания в части строительства. Чтобы не потерять кадровый потенциал, сохранить производственную базу - в Нижневартовске она, кстати говоря, самая мощная на территории Ханты-Мансийского автономного округа, чтобы не отстать по части технологий и новых строительных материалов, строители постоянно искали пути взаимодействия с населением, возможности привлечения альтернативных источников финансирования своей работы. Так родилось долевое строительство, которое вполне успешно развивается в Нижневартовске и Нижневартовском районе на протяжении последних десяти лет. Его участниками являются юридические и физические лица, инвестирующие строительство квартир, и собственно строительные предприятия города: ЗАО "Жилстрой", ЗАО "Аганстрой", Строительно-промышленный комбинат. Две трети сданных квадратных метров жилья в городе строится исключительно на средства дольщиков. Только в прошлом году из 48 тысяч квадратных метров долевым способом построено 29. Таким образом, можно констатировать, что население готово к новой схеме приобретения жилья, однако, предлагая ее людям, необходимо, чтобы эта схема была максимально понятной, доступной, гарантировала безопасность финансовых вложений. Обеспечить выполнение всех этих условий может сегодня только власть - муниципальная, окружная и федеральная.
Вопрос: Что же по-Вашему может обеспечить подъем отрасли? Какие предложения вы высказали в Ханты-Мансийске?
Вяечслав Танкеев:Перед всеми нами - властными структурами, финансовыми институтами и строителями стоит несколько задач. Во-первых, необходима долгосрочная - на 10 лет, окружная программа строительства жилья с четким определением источников финансирования объектов. Программа должна опираться на план социально-экономического развития округа и сбалансирована с экономической, социологической и практической стороны дела. Возможно, разделение программы строительства на три-четыре направления /малоэтажное, снос ветхого и аварийного жилья, окончание незавершенного строительства/ с определением основных генподрядчиков по ним.
Для разработки такой программы необходимо объективно, с разных сторон оценить потребности в новом жилье, а для этого провести своеобразную "инвентаризацию" всех абсолютно - жилых, производственных, административных зданий и помещений. На примере Нижневартовска могу констатировать, что сегодня никто в городе не может сказать, надо ли вообще строить новые дома. С одной стороны, есть цифра, озвученная начальником городского жилищно-коммунального хозяйства: необходим один миллион квадратных метров, и есть две с лишним тысячи желающих построить себе квартиры. С другой стороны, после переписи прозвучала информация, что более двух тысяч квартир в Нижневартовске пустые. Результатов такой инвентаризации должно быть несколько. Предстоит определить, каким количеством квадратных метров жилья округ располагает в общем, и как оно распределяется между жителями, сколько пустующих квартир, сколько квартир, в которых живут несколько семей. Отсюда вывести, какие категории граждан наиболее нуждаются в жилье, выяснить их финансовые возможности и с учетом этого определять приоритеты градостроительства: будь то социальное жилье для работников бюджетной сферы, малосемейки для молодых семей, коттеджи для желающих, элитные квартиры. Также необходимо оценить все приспособленные помещения - так называемые дома контор, где муниципальная собственность сдается общественным организациям и коммерческим структурам; больницы, ЖЭУ, которые занимают порой по целому этажу или подъезду в жилых домах, с точки зрения использования их под жилье после реконструкции и ремонта. Вполне возможно, что для всех этих учреждений целесообразней построить отдельные административные здания или бизнес-центры, а освобожденные квартиры впоследствии перевести в муниципальный жилой фонд без права приватизации и формировать таким образом фонд социального жилья. Для строительства же бизнес-центров аккумулировать и направлять те деньги, которые сейчас выручаются от аренды сдаваемых площадей. Только в Нижневартовске порядка десяти жилых, в общем-то домов, в которых располагаются офисы. Их вполне может хватить для всех балочников города.
К тому же нельзя забывать и про изношенность существующих домов. Надо представлять себе процент износа и возможные сроки окончания эксплуатации всех зданий, а не только деревянных двухэтажек и балков. Это поможет в будущем избежать и техногенных катастроф /вспомните ситуацию в Когалыме или регулярные пожары в тех же деревяшках/, и четко ориентироваться в будущем. Вполне может быть, что через десять лет нам уже придется принимать программу переселения из пятиэтажек.
Второе наше предложение: необходима учитывающая специфику местной социально-экономической ситуации программа по привлечению средств юридических и физических лиц для строительства жилья. При органах власти - как окружных так и муниципальных, должна быть создана структура, контролирующая и координирующая взаимоотношения инвесторов-дольщиков, строителей, эксплуатирующих организаций, регистрационной палаты, БТИ, комитета по управлению имуществом. Кроме того, необходимы правила приема и условия последующей эксплуатации долевого и ипотечного жилья для дольщика, инвестора.
Необходима отдельная служба по жилищному строительству с концентрацией всех видов финансирования: бюджетного, долевого, ипотечного. В этом случае станет возможным совместное финансирование строительства с привлечением нескольких различных источников. Со строителей при этом будет снята несвойственная и очень мешающая работать функция по привлечению денег. Кроме того, наверняка, будучи под контролем администрации, процесс сдачи долевых домов в будущем не станет занимать так много времени как сейчас, а оформление всей необходимой документации, согласования будут проходить практически в службах самой администрации. Одновременно власть будет выступать гарантом вложенных инвестором средств, что только положительно скажется на привлечении альтернативных источников финансирования строительства жилья.
В-третьих, главную роль в реализации послания Президента в части обеспечения населения жильем играет цена квадратного метра. Для нашего региона эта проблема особенно актуальна. К сожалению, предприятия стройиндустрии округа сегодня не выдерживают никакой конкуренции в части стоимости производимой продукции с предприятиями на большой земле. Только грамотная политика сохранения местной промышленности, проводимая окружными и городскими властями, позволяет нам продолжать работать. Тем не менее, стоимость квадратного метра жилья довольно высока на территории всего округа, и это делает наши квартиры недоступными как для населения, так и для муниципалитетов. Со своей стороны, мы работаем над внедрением новых технологий, которые позволят снизить этот показатель на 20-30% уже через год. В то же время, и у власти есть возможность помочь нам в этом процессе. Для этого порядок ценообразования стоимости квадратного метра жилья необходимо проводить с учетом финансирования городским бюджетом строительства инженерных сетей и коммуникаций, а также благоустройства территорий вокруг объектов. Сегодня это зависит лишь от решения местной власти, а нужно сделать это обязательным условием передачи земельных участков под жилье, закрепив законодательно.
Немалую долю в цене квадратного метра занимают расходы на тепло-, водо- и электроснабжение. К сожалению, монополисты на предоставление этих услуг не обосновывают свои довольно высокие тарифы. Предлагаем обязать предприятия, предоставляющие тепло, воду, электроэнергию, обнародовать обоснование своих тарифов, одновременно согласовав их с антимонопольным комитетом правительства Югры. Может быть, даже стоит вести речь о льготных тарифах для строителей в части затрат по строительству жилья. Это также удешевит стоимость квадратного метра.
И последнее. Нужна самая широкая информационная и пропагандистская кампания, освещающая все стороны и аспекты реализации новой государственной политики в сфере обеспечения россиян доступным жильем. Нам придется не только перестраиваться самим, но и менять менталитет людей, большинство которых до сих пор считает, что бесплатное жилье - это возможно, нужно только подождать. Наша задача - объяснить, что ждать нечего, наступает новая реальность. И какой эта реальность будет, во многом зависит от решения вышеозначенных проблем.