Нижневартовские "единороссы" очищаются
"Единая Россия" - партия-победительница. Как только ни называли эту партию в предвыборную пору: партия власти, номенклатуры, бюрократии и т.д.И основания к этому по-прежнему имеются. Стоит заметить, что это уже третья попытка создать массовую партию, на которую могла бы всерьез опираться власть российская. Как показали выборы, на сей раз более удачная. Но политическая партия может быть и считаться таковой в долгосрочной перспективе только в том разе, если имеет массовую опору из своих рядовых членов в городах и весях страны. Региональные "единороссовские" партячейки создавались быстро, политическое время подгоняло. А потому и ошибок наделали. Теперь в межвыборную пору самое время провести работу над этими самыми ошибками. Некоторые особо торопливые, в частности, среднеуральские, "единороссы" чистили ряды прямо накануне выборов, что не замедлило сказаться на партийном результате 7 декабря. Более грамотные югорские товарищи с оргвыводами не спешили, но теперь чистка рядов в нижневартовском отделении партии «Единая Россия», похоже, – неизбежна.
Так считает Вячеслав Танкеев – человек, который отвечает за партийную идеологию на местном нижневартовском уровне. В интервью нашему корреспонденту партийный идеолог заявил: «Прошедшие выборы показали, что среди нижневартовских "единороссов" оказались совершенно случайные люди, с которыми пришло время расставаться. И лично я буду инициатором жесткой постановки вопроса по некоторым членам партии».
На сегодняшний день в нижневартовском отделении «Единой России» насчитывается более 1500 партийцев. На территории Югры более многочисленного местного отделения «Единой России» нет. Ее руководители до самого последнего дня говорили, что численность нижневартовского отделения – показатель популярности партии в городе. Сейчас впервые за два года существования местного отделения «Единой России» ее лидеры стали признавать, что на каком-то этапе в партии появились люди, которые и не думали работать в единой команде.
Выборы в Государственную Думу в принципе для всех политических партий и движений стали главным тестом на состоятельность. Предпочтения жителей Югры известны из многочисленных сводок и отчетов избирательных комиссий Лидер выборной гонки – партия «Единая Россия». В ХМАО 7 декабря за эту партию проголосовало чуть менее 50% избирателей.
Этот процент свой в каждом городе Югры, однако, общий фон один – "единороссы" имеют в ХМАО серьезное преимущество перед остальными политическими силами. Между тем на старте избирательной кампании в начале этого года «Единая Россия» далеко не везде имела доминирующие позиции. Самые большие проблемы с рейтингом были в нижневартовском отделении «Единой России». Меньше чем за год местным "единороссам" удалось исправить ситуацию. По официальным данным Нижневартовской городской территориальной избирательной комиссии за «Единую Россию» проголосовали 37,45% вартовчан. На других территориях Югры за "единороссов" голосовали более активно, однако, как говорят лидеры нижневартовского отделения партии, и ситуация там была гораздо менее напряженная.
Мониторинг политических предпочтений вартовчан показал: рейтинг "единороссов" стал заметно расти только полгода назад. О том, какими способами партийцы боролись за рост популярности «Единой России» в Нижневартовске мы попросили рассказать одного из руководителей местного отделения партии Вячеслава Танкеева.
Вопрос: Вячеслав Михайлович, Вы – ответственный за идеологическую работу местного отделения «Единой России». Поделитесь опытом: что нужно, чтобы за полгода поднять рейтинг партии в разы?
Вячеслав Танкеев: Если отвечать коротко – надо прислушаться к пожеланиям горожан. Я все же хочу уточнить: на самом деле, чтобы вернуть доверие горожан к партии, нам потребовалось около 8 месяцев. За это время мы обобщили наши прошлые ошибки, исследовали настроения вартовчан по отношению к нашему отделению партии, разработали план мероприятий и, главное, реализовали большинство наших задумок.
Результаты голосования 7 декабря нас не разочаровали. Конечно, хотелось бы, чтобы нас поддержали не менее 50% горожан /это для нас скорее психологически важный барьер/, но времени было не так много. Однако уверен, что социологические замеры покажут, что «Единая Россия» с каждым месяцем будет прибавлять число своих сторонников в Нижневартовске.
Вопрос: Перечислите, пожалуйста, проблемы, которые пришлось решить партийцам, чтобы укрепить свои позиции в Нижневартовске.
Вячеслав Танкеев: Весной этого года в нижневартовском отделении партии «Единая Россия» поменялся лидер. Бывший руководитель отделения Сергей Великий уступил свое место Геннадию Каплину. Кроме этого, практически полностью обновился политсовет. Были проведены исследования среди горожан. Они помогли нам понять, где наши позиции слабы. Выяснилось, что чаще всего среди причин, влияющих на авторитет партии, вартовчане называли существовавший тогда конфликт между бывшим лидером "единороссов" и остальными членами местного отделения. Среди прежних минусов – в партийных рядах было немного известных и уважаемых людей, а само отделение было малочисленно. Ситуация складывалась, сами видите, крайне тяжелая.
На практике все это привело к тому, что на выборах 2001 года наша организация /тогда мы еще назывались партия «Единство»/ не сумела достичь политических целей. Скажу больше – сами цели были выбраны неправильно. Вопреки многим членам партийного отделения бывший его руководитель Сергей Великий решил баллотироваться в мэры Нижневартовска. При этом не обращали внимания на выборы депутатов в Думу ХМАО. Партия оказалась расколотой и далеко не единой.
Ситуацию удалось спасти в тот момент, когда влиятельные в партии люди смогли договориться об избрании нового лидера и политсовета. Внутренние конфликты сразу прекратились. Люди стали вступать в партию более охотно. Кстати, на сегодняшний день в Нижневартовске самое многочисленное местное отделение «Единой России». Сейчас в партийных рядах – более 1500 человек. Среди них много уважаемых людей. За несколько месяцев после смены лидера и обновления политсовета мы смогли наладить тесную работу с региональным отделением «Единой России». Это тоже исправление ошибок. Ведь еще в 2001 году между нижневартовским и ханты-мансийским отделениями существовал конфликт. Решение всех этих внутренних вопросов привело к тому, что у вартовчан исчезло неприятие партии, неприятие ее местного отделения.
Но, чтобы добиться роста рейтинга, пришлось еще многое сделать. Политсовет определил направления работы с населением. Было множество мероприятий, начиная от организации субботников под нашими флагами, до создания в городе молодежного крыла партии – аналога некогда существовавшего комсомола. Постоянная систематическая работа с горожанами дало хорошие результаты. Социологические исследования показали: в конце лета за нас готовы были проголосовать примерно 25% вартовчан. 7 декабря сторонниками наших действий оказались уже почти 40% горожан. Мы вовремя поняли: чтобы достичь положительных результатов в политике, надо не бояться учиться. И мы не побоялись этим летом сесть за парты. Пригласили представителей научно-исследовательского института, собрали партактив и конспектировали лекции по грамотной политической деятельности. Не только конспектировали, но параллельно разрабатывали модель нашей работы в Нижневартовске. Методики оказались действенными настолько, что мы смогли привлечь на свою сторону ту часть населения, которая всегда отдавала предпочтения левым партиям.
Во время предвыборной гонки был один весьма забавный момент. 7 ноября в день согласия и примирения мы организовали концертную площадку. Были приглашены разные коллективы. Есть у нас в городе хор ветеранов «Гвоздика». Это люди, которые всю жизнь прожили при советской власти. И, неожиданно, ветераны решили выступить у нас, а не у коммунистов. По-моему, весьма показательный момент.
Вопрос: Вячеслав Михайлович, как Вы оцениваете тот факт, что во время прошедших выборов некоторые члены местного отделения «Единой России» решили составить конкуренцию людям, которых ваша партия поддержала официально. Например, единоросс Владимир Крепких баллотировался в Государственную Думу по 221-му нижневартовскому одномандатному избирательному округу, составляя конкуренцию Владимиру Асееву. А член партии Татьяна Жигулина выдвинула свою кандидатуру на пост главы города, конкурируя с Борисом Хохряковым?
Вячеслав Танкеев: Прошедшие выборы показали, что среди нижневартовских "единороссов" оказались совершенно случайные люди, с которыми пришло время расставаться. И лично я буду инициатором жесткой постановки вопроса по некоторым членам партии. Фамилии провинившихся пока названы не будут. Единственное, что могу подтвердить: в Нижневартовске на прошедших выборах официальную поддержку партии «Единая Россия» действительно получили только Владимир Асеев и Борис Хохряков. На выборах в Государственную Думу мы увидели: некоторые партийцы попытались использовать авторитет «Единой России» в частных, корыстных целях. Думаю, что мы рассмотрим вопрос об исключении нескольких человек из местного отделения «Единой России» и ужесточим правила приема в партию. На самом деле, ничего страшного не произошло. Просто мы столкнулись с минусами, которые возникают, когда ряды партии многочисленны.
Вопрос: Вячеслав Михайлович, чистка партийных рядов – это директива, спущенная сверху? Можно ли говорить, что все местные отделения партии на территории Югры будут обязаны сократить свою численность?
Вячеслав Танкеев: Подоплека вопроса мне понятна… Сложилось устойчивое мнение, что в «Единой России» ничего не делается без указаний «сверху». Но не надо путать жесткую партийную дисциплину с указаниями и предписаниями. Скажу, что директив по проведению, как вы говорите, «чисток» - не было. Это наша, местная инициатива. Если партийные лидеры из других городов ХМАО захотят перенять наш опыт – пожалуйста. Но в Нижневартовске, как мне кажется, случай не типичный и поэтому вряд ли местным отделениям партии на всей территории Югры стоит готовиться к «чисткам рядов».
Вопрос: Поясните: в чем уникальность ситуации в Нижневартовске?
Вячеслав Танкеев : Я уже говорил, уникальна сама численность отделения. В том же Сургуте, где жителей даже больше, чем в Нижневартовске, партийное отделение – это несколько десятков человек. У нас – более пятнадцати сотен. А то, что во время выборов в Госдуму некоторые наши партийцы решили пренебречь партийной дисциплиной и баллотироваться вопреки мнению большинства членов партии, тоже в своем роде уникальная ситуация.
Вопрос: Назовите первых кандидатов на отчисление…
Вячеслав Танкеев: Извините, не могу. Пока не будет коллективного решения – фамилии звучать не будут. Партийная дисциплина – не забывайте…
Вопрос: Вы сказали, что ситуация уникальна для ХМАО. Но ведь в том же 221-ом избирательном округе конкуренцию Владимиру Асееву составлял еще один член партии «Единая Россия» - сургутянин Кондаков. Получается, что и в Сургуте должны быть сделаны оргвыводы?
Вячеслав Танкеев : Может быть. За сургутское отделение партии я не могу отвечать. Когда я говорил, что ситуация в Нижневартовске – уникальна, я имел в виду не только то, что произошло здесь в последние месяцы перед выборами. Уникальна история создания и развития местного отделения партии. Ни одно отделение на территории Югры не сталкивалось с таким букетом проблем, которые были у нас.
Еще год назад местное отделение не было единым, хотя слово «единая» в названии нашей партии. Город у нас небольшой и конфликты, которые происходили в отделении партии становились достоянием горожан. Авторитета, как вы понимаете, это не прибавляло. Мы не пошли путем номенклатурщиков, не стали дозировать, ограничивать информацию о партии. Мы просто прислушались к мнению вартовчан.
Сейчас все эти недостатки устранены. Рейтинг "единороссов" вырос. Но вдруг выяснилось, что, открыв ворота в партию всем желающим, мы приобрели новую проблему: недисциплинированность. Поэтому предлагаю все разговоры о чистке рядов прекратить и говорить о наведении в нижневартовском отделении «Единой России» партийной дисциплины.
Вопрос: Поясните, пожалуйста: после укрепления партийной дисциплины насколько в городском отделении уменьшится количество членов партии?
Вячеслав Танкеев: Думаю, что мы заставим уйти нескольких человек и ужесточим правила приема в партию.