10 Февраля 2025
search

Трамп пригрозил России санкциями и пошлинами

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBchq1
По ссылке http://remont.youdo.com/unblock/safes/, подробнее по ссылке.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Но это будет совсем другая история...

К  счастью, в школе  историю  родной страны и всего человечества я  проходила не по советским учебникам. То есть  зубрить параграфы, в которых были в основном  ленинские формулировки или, к примеру,   весьма любопытные отступления про то, что Спартак и  Гракхи  не зря страдали – их  дело увенчалось победой  в 1917 году -  мне не довелось. Наша продвинутая историчка  не запрещала, а наоборот,  поощряла желание знакомиться с историей сразу по нескольким учебникам. Обязательным считалось делать домашнее задание по двум  изданиям. "Одно другому не мешает, - говорила Елена Викторовна, - Вот когда появится  один полный учебник, будете по нему заниматься".

Прошло пять лет, но единого  учебника по истории в нашей стране, который бы считался обязательным для всех, так и не появилось. Сегодня школам предлагают на выбор около  сотни изданий / разумеется,  утвержденных минобром России/  самых разных авторов. Более того,  учебники истории переписывают почти каждый год, а  в последнее время, казалось бы, такой  обычный  вопрос - как  преподавать историю -  все больше и больше становится   темой политических дискуссий, даже до запрета учебников одного из отечественных авторов дошло.

Почему все понятно с книжками по биологии или математике и даже литературе, но такие сложности вокруг истории? Ответ на этот вопрос  очевиден. Меняемся мы, время, страна, меняются не только политические оценки, но и моральные и нравственные ценности. И это касается не только событий недавнего прошлого. Например, Александр Невский, воспетый советским кинематографом, считается великим русским полководцем. Но, как оказалось, рубил он головы не только шведам, но и своим соплеменникам — русским князьям. Правда, в то время постоянных междоусобиц такое поведение считалось вполне нормальным, "моральным". А как прикажете рассказывать об этом персонаже сегодня?

В конце концов   история – это ведь главное орудие  идеологии, что было сразу же и весьма эффективно усвоено вождями пролетариата. Поэтому ничего удивительного в том, что власть в очередной раз заинтересовалась, а  чему  это учат на уроках истории, нет. Тем более, когда этим вопросом лично заинтересовался президент Путин – в ноябре прошлого года он встретился в Исторической библиотеке  с преподавателями истории. Тогда его цитаты по поводу преподавания этого предмета молниеносно разнеслись по всем СМИ  - "Современные учебники для школ и вузов не должны становиться площадкой для новой политической и идеологической борьбы", или "Мы должны радоваться тому, что ушли от однопартийности и моноидеологического освещения истории нашей страны.  Вместе с тем, в освещении исторических событий нельзя допустить впадания в другую крайность".

Чуть раньше премьер Михаил Касьянов обрушился с резкой критикой на учебники истории двух ведущих издательств - "Дрофа" и "Просвещение". Премьер-министр выразил недовольство тем, что в учебниках сохраняется прежняя советская риторика,  и что нет новейших сведений об изменениях в руководстве страны. Как позже выяснили  дотошные газетчики, Касьянов якобы остался не доволен тем, что в учебниках нет ни слова о его назначении на пост председателя правительства.

Так или иначе, звоночек сверху поступил, и внизу тут же начались проверки  по поводу  сомнительных по качеству учебников истории. Самой скандальной  стала история с учебником  отечественной истории XX века  для 10 – 11 классов Игоря Долуцкого. За лишение учебника рекомендации Минобразования проголосовали члены федерального экспертного совета этого ведомства. Экспертный совет решил, что учебное пособие субъективно и слишком политизировано для того, чтобы по нему школьникам преподавалась новейшая история.

Гнев министра образования, как рассказал СМИ сам  Долуцкий, вызвало прежде всего одно из заданий. Ученикам предлагается сопоставить два высказывания и определить, кто из авторов прав. Одно высказывание принадлежит общественному деятелю Юрию Буртину, который писал, что в России после избрания Путина произошел государственный переворот, а следствием является режим авторитарной диктатуры. Вторая цитата – высказывание Явлинского, который полагает, что уже в 2001 году в России оформилось полицейское государство. Дальше, как говорит Долуцкий, идет задание: попытайтесь либо опровергнуть, либо подтвердить эти точки зрения, подберите факты. Как рассказал Долуцкий, министр процитировал ученым слова Явлинского и Буртина, а потом сказал: "Видите, за кого теперь будет голосовать избиратель". После чего судьба учебника была решена – исключить  из образовательного процесса.

Стоит сказать, что учебник Долуцкого уже вызывал неоднозначные отклики. Многим педагогам он импонировал наличием авторской позиции. Другие критиковали его за то, что Долуцкий, по их мнению, принижает роль российского государства. Тем не менее,  в первый раз тираж учебника Долуцкого составлял 200 тысяч экземпляров, потом – чуть меньше.
Как пояснил "Газете.Ru" автор нескольких учебников по истории отечества, директор музея МГУ Александр Орлов, проблема с учебником Долуцкого в действительности к самому учебнику отношение имеет довольно относительное.

"Проблема не в самом учебнике, а в системе отбора учебных пособий в России, –сказал Орлов. – Конечно, когда учебников по истории тысяча, это хорошо. Но по каким из них должны учиться дети, должны выбирать компетентные люди, а не чиновники". "Система отбора учебников должна быть открытой, демократичной и независимой от государства, – считает Орлов.– Вместо этого на органы, занимающиеся аттестацией, идет постоянное давление с разных сторон. В результате этого то один учебник появляется, то другой. Ставят гриф, через несколько лет снимают. А чем вы раньше думали? Мне как автору нескольких учебников по истории не хотелось бы критиковать конкретный учебник коллеги по перу. Но в любом случае одна фраза или один вопрос – не повод для закрытия учебника".

А  вот комментарий по этому же поводу член-корреспондента РАН, директора института российской истории профессор Андрея  Сахарова: "Поднятая шумиха – это не просто недопонимание того, что происходит в Отечестве с исторической наукой и ее отражением в учебной школьной и вузовской литературе, но и откровенная, политизированная ложь. Президент как руководитель страны и гражданин, которому далеко не безразлично духовное состояние народа, его понимание собственной истории в условиях постреволюционной политической стабилизации общества, затухания острейших противоречий и противостояний, озабочен состоянием исторического образования и ищет возможности его улучшения".  Комментируя  характер освещения этого вопроса рядом СМИ, Сахаров подчеркнул, что "речь в них, по-существу, идет о неприкасаемости изданий, в которых вопреки всем научным данным основные страницы отечественной истории и в первую очередь истории XX века представлены в искаженном идеологизированном и политизированном виде".

Пока чиновники, общественные деятели  и ученые спорят, кто прав, кто виноват в этой ситуации,  вопрос – о том, как все – таки писать и преподавать историю, чтобы никому не  было  больно и стыдно за написанные параграфы, остается открытым. Есть несколько вариантов решения.

К примеру, свести, преподавание  новейшей истории к минимуму -  факты и  только факты, никаких оценок и комментариев по поводу штурма белого дома, войны в  Чечне, или выборов в Госдуму. Проамериканизированные  преподаватели предлагают вообще все изучение  истории  сделать упрощенным. Как, например, в США – там ведь учебники  истории не переписываются. То есть  существует так называемая "галерея национальных икон" — принятая норма оценок всех президентов и их деятельности. Каждый учебник истории использует эти стандартизированные представления. Почему бы и нам  не свести историю к элементарному "датно-личностному" справочнику? Пусть ученик знает, что был такой царь Иван Грозный. Правил тогда-то, принял такие-то законы, воевал там-то. Не знаю, как нынешним  школьникам такая  схема работы, но я бы умерла со скуки от  такого обучения. 

Есть  другой вариант, более веселый,  — объединить историю с литературой. Благо, историческая тема в нашей классике отражена  богато. Увлекательным пытался сделать этот предмет тот же Николай Карамзин. Конечно, в литературных произведениях исторические детали чаще всего "хромают", но в целом историческая обстановка дана верно. Изучение этого предмета можно сделать более интересным за счет привлечения цитат из книг писателей. Выдержки можно было бы объединить в один сборник с цитатами из монографий профессиональных историков. Но беда в том, что ни сборников цитат из литературных произведений, ни переложений трудов историков для школьников у нас пока нет.

Третий вариант -  просто подождать. Как  считают некоторые преподаватели истории, через некоторое время ситуация  в стране изменится, и в результате естественного отбора останутся лучшие учебники, по которым  и будет преподаваться история. Общество в учебнике по истории всегда хочет видеть себя таким, каким оно желает быть. Школьная книга — одно из средств преподнесения гражданам не только знаний, а и идеалов государства. А проблема России сегодня  как раз  в том, что мы еще до конца не знаем, каким хотим видеть свое общество. Поживем – увидим. Одно ясно – это уже будет совсем  другая история…

 

 

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС