Новогодние подарки от связистов: бесплатные входящие на сотовые и "повременка" для городских
Накануне в России сменились телефонные коды для междугородных переговоров. Коды городов, которые раньше начинались на 0, сейчас начинаются на 4. Однако, как выяснилось, это далеко не единственное нововведение, подготовленное связистами, Госдумой и Правительством, которые ожидают россиян. Со следующего года всех пользователей телефонов ожидает целый ряд новшеств, связанных с оплатой. Коснется это практически всех, и тех, кто разговаривает по "городскому", и тех, кто давно перешел на мобильники.
Фото: Накануне.ru |
Правда, рассчитывать на то, что подобное нововведение свалится на счастливые
головы прямо во время посленовогоднего похмелья пока не стоит. На данный момент
эти поправки в закон "О связи" прошли лишь первое чтение в Государственной Думе
РФ. Впереди, как известно, еще два чтения, одобрение Советом Федерации и
подписание Президентом России. Так как денег новый закон не принесет никому, а
вот "сотовикам" жизнь усложнит, вряд ли его примут слишком быстро. Тем не менее,
представители сотовых компаний нововведение одобряют.
"Мы поддерживаем
инициативу регулирующих органов, - утверждает коммерческий директор
"Вмпелкома" (ТМ "Билайн") в Уральском макрорегионе Андрей Пятахин, -
То, что поправки в закон были приняты Госдумой в
первом чтении - положительная новость. Бесплатные входящие звонки - справедливая
и удобная для абонента возможность. Такая практика уже давно существует
в других странах. Однако сейчас нам предстоит большая и очень важная работа
по уточнению договоров со всеми операторами фиксированной связи. Не надо забывать,
что кроме известных компаний фиксированной связи, в числе которых МГТС
и дочерние компании "Связьинвеста", есть еще и масса альтернативных операторов в регионах
России".
Наиболее острый вопрос, как очевидно – денежный. Естественно, можно еще
увеличить тарифы на исходящие соединения, что вряд ли обрадует абонентов. Но,
скорее всего, развитие пройдет именно по подобному сценарию. При этом возможны
два варианта. По первому, оператор поднимает у себя тарифы и за счет этого
компенсирует свои затраты на обслуживание входящих соединений. Вариант второй –
разработка соглашений между операторами, по которому деньги, "снятые" за
исходящие звонки оператор будет делить на две части, оставляя часть себе, а
часть передавая оператору, который "принял" этот вызов.
"Я не думаю, что
убытки от введения новой услуги будут значительными, - рассказал в интервью
Накануне.RU аналитик инвестиционного холдинга "Финам" Иван
Кабулаев, - Их компенсирует система взаиморасчетов между
операторами. Условно говоря, оператор (а в конечном счете - абонент) будет
платить мобильному за совершенный звонок".
При этом каждый раз, когда обсуждается эта тема, сотовые операторы в первую
очередь вспоминают не о конкурентах, а об операторах фиксированной
связи.
"Необходимо организовать систему взаиморасчетов между операторами
фиксированной связи, - заявил Накануне.RU Андрей Пятахин,
- Ни один звонок не является бесплатным, вопрос только в том, кто его будет
оплачивать. Хотелось бы отметить, что со вступлением закона в силу одновременно
должна быть введена плата за исходящие звонки с фиксированной сети, включая с
сети местной телефонной связи. Иначе этот принцип не будет работать. Связь -
дело достаточно дорогостоящее, а есть люди, которые за маленькую абонентскую
плату часами сидят на телефоне. Если не ввести плату за исходящие с
фиксированной связи, то произойдет перекос рынка, сеть будет перегружена,
прибыль не получит никто".
Операторы фиксированной платы с этим не совсем согласны. По их словам, пока в
законе не указано, кто именно должен оплачивать услуги, они это делать не
будут.
"В тексте законопроекта ничего не говорится, кто будет платить за
услуги, - напомнил Накануне.RU пресс-секретарь генерального
директора компании "Уралсвязьинформ" Валерий Костарев, – Стоит
учитывать, что это только первое чтение, за оставшееся время могут добавиться
новые изменения. Вообще же принцип "платит звонящий" реализован в большинстве
стран мира, и не только в дальнем зарубежье. С точки зрения мирового опыта это
мера правильная. Остается лишь вопрос, кто будет платить, потому что это пока не
регулируется".
В общем, остается лишь вспомнить старую мудрость: "гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Идея хороша и вся надежда лишь именно на поправки к поправкам, которые еще можно внести.
На этом фоне в силу вскоре вступят еще одни поправки, на сей раз принятые российским правительством и касающиеся уже телефонов стационарных. Впервые за несколько лет были приняты конкретные решения по смене оплаты стационарных телефонов с абонентской платы на повременную. Раньше у противников были просто "железные" аргументы – по большей части в наше мобильное время по "городским" телефонам разговаривают одинокие пенсионеры, которым такой перевод может основательно подрубить и без того слабый бюджет. Теперь, похоже, решение найдено. Вместо обязательного переключения с абонентской платы на повременную, в скором времени операторы должны будут предложить абонентам выбрать, по какой схеме им платить за телефон. Предполагается, что будет разработано три варианта.
Вариант первый от прежнего ничем не отличается. Точно также абонент вносит абонентскую плату и без ограничений пользуется своим телефоном.
Вариант второй состоит исключительно из повременной оплаты. При этом на данный момент даже приблизительно не известна ни стоимость минуты местного соединения, ни будет ли какой-то бесплатный минимум соединения по аналогии с сотовой связью, где не оплачиваются первые секунда, от двух до шести в зависимости от оператора и тарифного плана.
Третий вариант представляет объединение двух первых. Наиболее близко он знаком абонентам МТС, использующим линейку "Оптима", где за определенную абонентскую плату предоставляется какое-то количество "бесплатных" минут, а вот за остальные уже надо платить по времени.
"Ситуация двоякая – объяснил Валерий Костарев, – Во-первых, необходимо техническое переоснащение станций, установка оборудования повременного учета. Эту работу мы планируем закончить в первом полугодии 2006 года. Второй вопрос – это установление тарифов. МРК готовит к введению тарифов на фиксированную связь три варианта – абонентская, повременная и комбинированная. Но по тарифам пока сказать ничего не можем, потому что устанавливаем их не мы, а государство. По новым правилам способ оплаты выбирает не оператор, а абонент. Насильственный перевод со стороны оператора не возможен. Поэтому, я думаю, люди сами будут распределять, что для них выгодно".
По мнению аналитиков, альтернатива будет достаточно популярной.
"В
текущем уровне тарифов (когда абонентская плата около 200 рублей в среднем),
потребителям намного выгоднее "фиксированная безлимитка", - признает
Иван Кабулаев, – Но в
будущем, когда тарифы будут повышены (в 2006-2007 годах и очень
маловерятно
, что в 2008 из-за социального фона перед выборами),
пользователи уже станут перед реальным выбором. И это намного более справедливо,
чем единая абонентская плата для всех. К примеру, я по фиксированному
телефону уже года три почти не разговариваю дома - его практически
полностью вытеснил мобильный, но я плачу столько же, сколько соседка,
вечно болтающая по нему. Согласитесь, справедливее было бы, если б я
платил меньше, а она больше?"
При этом в нескольких регионах России уже проводился подобный эксперимент.
Как оказалось, в первые месяцы многие решили платить только за реальное время
разговоров, но впоследствии достаточно много абонентов вернулось к старой
системе. Скорее всего, то же самое повторится и в масштабах России, но, с учетом
того, что гражданам представят выбор, можно быть спокойными – волнений, скорее
всего, не будет.
"Глобально ничего не изменится - во многих регионах
повременка уже давно действует, - считает Иван Кабулаев, –
Конечно, были волнения (не такие серьезные, как демонстрации в
Москве в конце 90-х, но были), но в итоге, в частности, из-за роста количества
потребителей мобильной связи, они улеглись. В конце концов, как я уже сказал,
повременная система более справедлива, чем действующая сейчас. С другой стороны,
актуален вопрос тарифов, но в текущей ситуации повышать тарифы до очень большого
уровня вряд ли будут по нескольким причинам: фактическое ценовое давление
мобильных операторов и возможность негативных социальных последствий".
В итоге можно примерно представить, кто именно будет пользоваться каким видом оплаты из двух "крайних" вариантов. Для "классических" пенсионеров и домохозяек, скорее всего, выгоднее будет оставаться на "безлимитной" абонентской плате – объем разговоров у таких абонентов, как правило, больше, чем у кого бы то ни было и, перейдя на "повременку", они серьезно рискуют значительно увеличить свои расходы на телефон. По такому же пути, скорее всего, пойдут и различные предприятия.
"Повременка", скорее, должна заинтересовать более современных людей, для которых основным средством общения давно стали сотовый телефон и интернет. Их разговоры по стационарным телефонам гораздо меньше объемом и, в отличие от предыдущей категории, на таком переходе они могут значительно сэкономить. Если, конечно, домашнее подключение к Интернету осуществляется по выделенной линии, а не через модем.