09 Января 2025
search

Сохранит ли Россия базы в Сирии?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBYdA7
Смотрите здесь - http://remont.youdo.com/electrician/cabling/ground/, описание.
Смотрите тут - http://remont.youdo.com/electrician/wiring/price/, смотрите ссылку.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Нур Омаров: Конфликт в Киргизии вызван амбициями кланов

Через полтора года после "революции тюльпанов" Бишкек вновь лихорадит. Опять на киргизские улицы вышли представители оппозиции, недовольные поведением своего президента. На сей раз, правда, речь идет не об отставке главы государства, а о введении новой Конституции – оппозиция видит Киргизию парламентской республикой. Какова ситуация в митингующем Бишкеке, и сколько еще может продлиться митинг оппозиции? Готова ли Киргизия стать парламентской республикой, и что является настоящей причиной волнений? На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью Накануне.RU ответил профессор российско-киргизского славянского университета, вице-президент Фонда международных исследовательских программ (Бишкек), доктор политических наук Нур Омаров.

Вопрос: Нур Мэлсович, что сейчас происходит в Бишкеке?

Нур Омаров: Ситуация спокойная. На центральной площади проходит митинг, там собралось порядка 9-10 тыс. человек, из Фото: ntv.ruкоторых силы правопорядка составляют около 2-3 тыс. человек. Обстановка абсолютно спокойная. Лидеры оппозиции выступают, излагая свои требования. Ожидается, что в районе шести часов по местному времени на площадь начнут прибывать юрты и палатки, а к семи митингующим обещали горячее питание. Ожидается, что митинг продолжится завтра.

Вопрос: На данный момент были ли отмечены какие-то провокации со стороны оппозиции или властей?

Нур Омаров: К счастью, пока ничего не было. Я думаю, что как раз

самую большую опасность составляют именно провокации со стороны власти – они могут дестабилизировать ситуацию. Сама оппозиция не заинтересована в провокациях, потому что она как раз несет прямую ответственность за то, чтобы это прошло мирно и спокойно. Власть, я думаю, тоже в этом заинтересована, но у нас всегда же любят силовые методы.

Пока что были только мелкие стычки, словесного характера, между сторонниками президента и оппозиции, но ничего серьезного пока не было.

Вопрос: Как Вы считаете, какие ближайшие перспективы развития событий? Президент Киргизии Курманбек Бакиев обещал представить проект Конституции 6 ноября, будет ли это исполнено?

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU Нур Омаров: Да, он обещал проект Конституции, и я думаю, что он должен пойти на серьезные уступки. Может, он постарается сделать это раньше, чем 6 ноября, а эта дата,  скорее, крайний срок, потому что никто не заинтересован в столь длительном митинге – ни власть, ни оппозиция.

У оппозиции ограниченные ресурсы, насколько я знаю, средств у них на 5-6 дней, не более. Так что заявления о бессрочности митинга – это, скорее, инструмент давления на власть, нежели реальная возможность.

Сейчас еще не совсем понятно, что именно и в какой форме будет предложено – а в основном от этого все и зависит.

Фото: www.pr.kgВопрос: Как известно, Курманбек Бакиев неоднократно заявлял, что Киргизия не готова стать парламентской республикой, а между тем именно такую Конституцию хочет оппозиция. Как Вы считаете, насколько он прав?

Нур Омаров: Я думаю, что тот вариант, который он будет предлагать, будет все-таки строиться на варианте смешанной, парламентско-президентской республики. Что касается чисто парламентской республики, то тут есть, конечно, резон в том, что республика пока действительно не готова. Дело в том, что парламентская республика предполагает сильный партийный сектор, развитое гражданское общество и массу другого, чего пока в Киргизии нет.

Я считаю, что оппозиция активно выдвигает идеи парламентской республики по простой причине. Дело в том, что здесь идет затянувшийся процесс передела властных полномочий. Когда Курманбек Бакиев пришел к власти, то он обещал восстановить баланс между исполнительной и законодательной властями. Но, придя к власти, он столкнулся с массой соблазнов сохранить статус-кво, сильную исполнительную власть при никудышной законодательной. И, в общем-то,

появился еще один нюанс: так как к власти пришли южане, кадровые назначение шли по кланово-территориальному принципу. Ключевые посты начали занимать южане, что, естественно, не могло устраивать северян, которые в то же время составляют большинство в парламенте. Так что конфликт развивается не из-за политических причин, которых, по сути, толком и нет, а по линии "север-юг", и вызван амбициями кланов, регионов республики. И все это окрашено требованием парламентской республики. Естественно, если будет парламентская республика, то власть опять возвращается к северянам, а президент остается без влияния.

Я думаю, что необходимо достичь какого-то компромисса, и это и может быть именно смешанная республика, при которой будут более-менее справедливо распределены полномочия между парламентом и президентом. Беда в том, что в республике сейчас сложился режим так называемого "суперпрезидентства", когда у президента большая часть полномочий и, в общем-то, парламент не играет никакой реальной роли. Было бы хорошо именно разделить полномочия, чтобы снять конфликт между исполнительной и законодательной властями. Пока этот консенсус не будет достигнут, конфликт будет продолжаться бесконечно.

Вопрос: Есть ли какие-то внешние силы, которым могла бы быть выгодна дестабилизация власти в республике?

Нур Омаров: Если смотреть о прямой выгоде, то я бы сказал, что таких сил нет, потому что, сколько бы ни говорили, что могут быть замешаны Штаты или кто-то еще, я не думаю, что они участвуют напрямую в дестабилизации. Разумеется, они проводят Фото: ntv.ruконсультации и с властью, и с оппозицией, но в данном случае их участие гораздо меньше, чем перед 24 марта 2005 года. И

сами "штатовцы" тогда получили хороший урок о том, что не всегда, даже заплатив деньги, они получают ожидаемый результат. И потом, никто не заинтересован в серьезной дестабилизации в республике – ни Россия, ни Китай, ни США. Косвенным образом, конечно, в этом заинтересованы исламские радикальные группировки. Потому что, если посмотреть, то наибольшую пользу от этого раздрая нашей руководящей прослойки и общества получают именно они. Они получают серьезный шанс, и вполне реализуемый, внедриться в органы управления, оказывать более сильное влияние на простое население,

мол, "этот клинч власти и оппозиции ведет к пропасти, и мы предлагаем свои решения". В этом смысле именно они заинтересованы.

Вопрос: Как Вы считаете, насколько возможно повторение событий марта 2005 года?

Нур Омаров: Все зависит от действий власти.

Если власть не пойдет на конструктивные решения, в частности – на уступки по конституционной реформе, по системе кадровых назначений, то тогда могут быть использованы какие-то силовые методы – могут найтись "доброхоты" от власти, могут начаться провокации – и тогда все возможно. Но если власть возьмется за ум, то, я думаю, все закончится вполне мирно и благополучно.

Я расцениваю митинг, о котором, кстати, заявлялось еще месяц назад, именно как инструмент давления на власть с тем, чтобы получить возможность диалога. Иным образом президент отказывался с ними разговаривать. Он ограничивался какими-то общими обещаниями, но дальше этого дело не шло. И в этом смысле все зависит от реакции и способности власти выстраивать диалог и находить приемлемые для обеих сторон решения. Если этого не будет, то может произойти все, что угодно.

Вопрос: А у представителей власти есть способность и желание найти эти компромиссы?

Нур Омаров: Я думаю,

должны сработать какие-то инстинкты самосохранения. На примере 24 марта власти получили хороший урок.

Если вспомнить, то там была такая ситуация, что оппозиция неоднократно предлагала тогдашнему президенту пойти на диалог, как-то встретиться и обсудить вопросы, но он упорно отказывался вплоть до переворота. Здесь мы видим, что кое-какие уроки Бакиев извлек из этого дела, но насколько глубокие и серьезные – это большой вопрос. Сегодня ситуацию во многом контролирует не сам президент, а его окружение, которое неоднородно и у его представителей тоже есть свои интересы. Поэтому очень трудно прогнозировать ситуацию – борьба таких группировок зачастую меняет очевидные решения. 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС