О черном пиаре замолвите слово
«Ты читала «Тайны третьей столицы»? Ну, это предвыборная такая вроде брошюра, только как роман – газета», - первыми о появившемся «ураганном политическом триллере», а именно так назвали свое произведение сами, пожелавшие остаться неизвестными, авторы, мне рассказали, разумеется, товарищи по журналистскому цеху.
Куда денешься, профессия обязывает. Заинтересовалась. Искать не пришлось. По дороге домой рядом с метро парни с огромными рюкзаками, раздающие эту самую роман – газету, буквально всучили мне триллер. Желающих получить книженцию на улице оказалось немало, парни раздавали ее в четыре руки, но все равно миниочередь образовалась. Еду в трамвае, интеллигентный на вид старичок внимательно перелистывает страницы все того же политдетектива неизвестного происхождения.
Внешне и правда похож на советский некогда суперпопулярный журнал - "Роман – газету". Ее раньше можно было найти почти в любой семье. Бледно – зеленого цвета обложка, на которой городская ратуша Екатеринбурга с часами, рядом название – Тайны третьей столицы. В качестве автора – некий П. Лотинкин. Понятно -псевдоним, плотинка - излюбленное место прогулок горожан, кстати. Ну, да это не криминально. А рядом приписочка – любые совпадения имен и названия являются случайными.
С первой же страницы ясно - там этих случайных совпадений просто тьма. Даже самый непросвещенный поймет, что за фамилиями таких литературных персонажей, как Чирницкий, Россиль, Басков, Затовский, Кунгусов, Прыдков и т.д. скрываются известные всем в Екатеринбурге политические фигуры. Да они собственно, и не скрываются, поскольку в романе занимают те же должности, что и в жизни. В общем, этакий опус о современной политической жизни третьей столицы. Не вдаваясь в сюжетную линию детектива, остановимся лишь на некоторых, наиболее бросающихся в глаза моментах этого романа.
Что сразу же, с первых страниц романа понимаешь, так это то, что автор или авторы очень не любят городские власти. Третья столица на страницах сего литтруда – помойка, на которой живут только вечно больные дети, безработные мамаши, бомжи и крысы. Сами горожане нигде почти не наблюдаются. Подробно и дотошно рассказывается обо всем – городском ЖКХ, здравоохранении, социалке…Все места с особенно хорошим на взгляд авторов "полива" - выделены жирно. Дабы не пропустили невзначай главное.
Вывод – жить в Катеринбурге, так зовется город в романе, просто невозможно, если ты, разумеется, не занимаешь какую – нибудь высокую должность.
Во первых строках опуса, чтобы не сразу было понятно, откуда все – таки ветер дует, то есть чьего пера роман, поскольку достается и другой стороне вечно незаживающего среднецральского конфликта – областным властям. Но критикуют губернатора Россиля и его окружение не простые горожане, а мэр Чирнецкий и его команда, а главный герой глубокомысленно замечает: «Значит тут имели место не одна, а минимум – две мафии!». Ого, значит буду резать правду-матку про всех?!
С прочтением каждого нового абзаца эта надежда становится все призрачней и призрачней. На страницы выплескиваются до боли знакомые словечки, типа «горцы», что в переводе означает жители Урала, история с обезьяной, о которой только ленивый накануне мэрских выборов не говорил, а уж яростной ненавистью к городской власти пропитаны все остальные главы.
Но это бы полбеды. Черный пиар, он и в Африке , и в Екатеринбурге черный пиар. Другой, и,пожалуй, самый важный момент в этом романе,ибо является кульминацией всех псевдорасследований приезжего столичного сыщика, - это переговоры с Борисом Бирезовским. Ближе к развязке возникает главный эпизод, ради чего собственно и потратился некий кандидат на мэрский пост на издание /екатеринбургская молва говорит о расходах в 17 млн рублей!/.
Эпизод касается переговором среднеуральских политиков с великим и ужасным БАБом. Разговор записан на диск. А потом переписан. Один собеседник не меняется - его зовут по-прежнему Борис Абрамович. А другой - на одном диске Чирнецкий, на другом Россиль. Стоит сказать, что вся эта запутанная история с дисками и цифровым монтажом, когда читатель вместе с главными героями гадает, так, кто же вел переговоры с опальным олигархом, когда тот еще таковым не являлся, мэр или губернатор, придумана в романе не только и не столько ради того, чтобы сохранить жанровые особенности детектива.
Те, кто хорошо помнит реалии среднеуральской политики прекрасно помнят, что речь идет о губернаторе Росселе, который в отличие от литературного персонажа Россиля, действительно, встречался с Березовским. И не раз. Более того. Тогда - вплоть до 2001 года, по крайней мере для прессы, а значит, и для общественности, это не было секретом. Сам Россель о подробностях встречи с Березовским ничего не рассказывал, он, к примеру, мог только как бы невзначай бросить – « Мне тут Борис Абрамович звонил…», зато его пресс- секретарь охотно беседовал с прессой по этому поводу. Позвольте фрагмент интервью Александра Левина агентству «Регион - информ» /1999год/ после одной из таких встреч:
Р - И": Александр Юрьевич, в некоторых СМИ появились предположения, что визит Бориса Березовского и его встреча с Эдуардом Росселем - это реакция Кремля на нежелательное сближение Росселя и Примакова. Ваше мнение на этот счет? А. ЛЕВИН: Мое мнение таково, что кто-то захотел просто представить дело именно так. …Что касается Березовского, то встречал его в аэропорту Кольцово Алексей Петрович Воробьев. Затем у него состоялась и беседа с Росселем. Замечу, что состоялась по инициативе Бориса Абрамовича. Насколько мне известно, она прошла конструктивно. Гостя интересовала позиция Эдуарда Эргартовича по многим вопросам. И как всегда, Россель свою позицию откровенно изложил. "РЕГИОН-ИНФОРМ": А что Россель имел в виду, когда, отвечая журналистам на вопрос о содержательной части их беседы, сказал, "что придет время и вы все узнаете". А. ЛЕВИН: Это и имел в виду. Встреча ведь проходила один на один - за "закрытыми дверями". О ее содержании знают двое. Эти двое договорились о сути беседы журналистам не сообщать. Правда, Березовский в аэропорту Кольцово перед отлетом дал интервью "Областному телевидению", корреспондент которого Константин Семин проявил определенное репортерское мастерство, и Березовскому просто некуда было деваться - надо было давать интервью." |
Чуть позже состоялась еще одна встреча Росселя и Березовского, которая также попала в объективы теле - и фотокамер журналистов. Это когда Борис Абрамович заявил о создании нового общественно-политического движения в защиту России от авторитаризма и поехал с агитационным турне по регионам. Департамент информации губернатора Свердловской области тогда ограничился несколькими строчками официально-делового текста: мол, приехал, встретился с Росселем и уехал.
А через несколько дней в интервью газете «Ведомости» олигарх заявил, что, прежде чем объявить о создании своего движения, он объехал ведущих сенаторов и обсудил с ними проблемы новой партии. В частности, Березовский заявил, что «не просто поддержку, а 100-процентную поддержку идеи необходимости оппозиции» он получил от Строева, Росселя, Шаймиева, Илюмжинова, Тулеева, Наздратенко, Руцкого и Федорова.
В общем, то, что губернатор свердловской области не раз вел переговоры с Березовским, - факт общеизвестный. Да, и что тут такого до 2001 многие губернаторы были весьма заинтересованы в общении с БАБом. Смущает другое – зачем авторам роман – газеты понадобилось отдирать этот факт дружбы с олигархом от одного политического деятеля и приклеивать его к другому? Очевидно, рассчитывая на короткую память, или просто незнание горожан, создатели триллера, таким 180 – градусным переворотом одного факта, попытались еще больше сгустить краски на негативном портрете главы города. И сделано это, разумеется, не ради, красного художественного словца, а черного политического пиара. Не зря же в романе все сводится в итоге к одному – выборам главы города, которые, как известно, состоятся уже на этой неделе.
В итоге, несмотря на новую форму агитации – все – таки романами избирателей у нас еще не закидывали, получилось почти то же самое, что всегда. С сожалением стоит констатировать тот факт, что уральским политтехнологам еще расти и расти до так называемого интеллектуального пиара, высокоювелирной работы, которая от топорной тем и отличается, что никто избирателю не разжевывает кто есть кто, и без того всем все понятно, а лишь тонко и красиво намекает на те или иные обстоятельства.
В то же время сама попытка найти новую форму пиара – в виде до боли родной всем роман - газеты - весьма похвальна. Все – таки гораздо приятней читать такой детективчик, чем нецензурные надписи в адрес того или иного кандидата на заборах, или подобные же фразы, изложенные в более или менее пристойной форме в очередной кипе листовок, брошенных в почтовый ящик. Глядишь, скоро и совсем до цивилизованных методов агитации доживем, когда политики и пиарщики, соревнуясь друг с другом в творчестве, начнут издавать свои произведения в твердом переплете и с иллюстрациями. А может, сразу перейдут к созданию кино и телесериалов. Самый массово влияющий жанр сегодня…