О ГРЕХорме образования
По поводу новшеств в образовании меня просветила сестра.Она в этом году школу закончила и поступала в университет.
- Ты что не знаешь, что такое единый госэкзамен? Ну это, когда русский и математику в школе тестом сдают. Результаты засчитываются при поступлении в универ. А вот, например, по психологии – уже в университете - я писала сочинение. Темы, конечно, не такие, по которым мы писали сочинение в 9 классе, никакого Толстого или Лермонтова. На экзамене нам просто дали фразы известных людей, например, “Тысяча путей ведут к заблуждению, к истине только один” (Руссо), “Мы старших за то презираем, что скучны и просты их дни, мы знаем, мы знаем того, что не знают они” (Марина Цветаева)…
- Главное, нужно было набрать как можно больше баллов на выпускных экзаменах. У меня вот по русскому нормально – 80 баллов, а по математике всего тридцать пять. Ты представляешь, некоторые ребята получили и того меньше – даже по 4 балла. Списать? Нет, списать невозможно было. В школе на экзамене у нас сидели учителя из других школ.
Единый государственный экзамен в этом году опробовали не на всех регионах – только в 47. Некоторые областные министерства образования пока отказались от подобного эксперимента. И это неудивительно.
Многие учителя и школьники, а особенно родители, отнеслись к ЕГЭ более, чем прохладно. Учителя – потому, что дети, как они говорят, во время одинаковой для всех формы тестирования, не могут продемонстрировать свои таланты. Экзамен, по их словам, не учитывает специфику подготовки учеников, наличие разных программ в школах, разный уровень учителей и, соответственно, подготовки школьников в сельских и городских учебных заведениях. Будущие абитуриенты потому, что лазеек для списывания или ловкого ухода от вопроса экзаменатора практически не осталось. А родители, в свою очередь, сетуют на то, что введение новой системы поступления увеличит и без того процветающее в образовании взяточничество и коррупцию.
В свою очередь, сторонники этого нововведения,а это прежде всего главный образовательный российский чиновник - Министр Филипов, уверены, что тестирование, во – первых, уравняет всех, а значит никому из поступающих поблажек не будет - компьютер определяет знания человека, а не самого человека, во – вторых, появится больше шансов поступить в ВУЗ. Сразу можно поступить в институт без экзаменов. В – третьих, снизится психологическая нагрузка выпускников, будет сэкономлено их время, ну и, в – четвертых, преподаватели перестанут брать взятки – все результаты экзаменов закодированы, считается, что у преподавателей не будет доступа к этим кодам.
Как только ЕГЭ запустят во всех регионах, предполагается, что поступающие в вузы будут проходить тесты трех уровней сложности. Этакий американизированный вариант обучения на русский лад: первый уровень - для тех, кто хочет идти в ПТУ. Второй - для тех, кто собирается поступать в ВУЗы. И третий уровень сложности - это тесты, для желающих попасть в главные ВУЗы страны, которые имеют повышенные требования.
Вообще идея ввести ЕГЭ в России, равно как и другие занимательные проекты, например, переход на 12- летнее обучение или передача училищ и лицеев из муниципальных бюджетов в бюджет регионов, родилась в недрах Центра стратегических разработок Германа Грефа и одобрена Министерством образования. Программа долгосрочная – рассчитана до 2010 года. Чиновники полагают, что введение единого тестирования сможет ликвидировать пропасть между школой и ВУЗом. Вузовские репетиторы, чьи услуги называют "взяткой в рассрочку", вымрут как класс, и родители будут тратить деньги на легальные образовательные услуги. Более того, предполагается, что доля семей, способных частично или полностью оплачивать образование, возрастет к 2010 году с 25-30 до 40-45 процентов. Это при том, что большая часть населения страны живет в черте и за чертой бедности!
Авторы программы уверены, что со временем право на бесплатное высшее образование получит лишь треть студентов, набравших наиболее высокий рейтинг по результатам каждой сессии, остальные должны будут доплачивать за образование - опять же в зависимости от рейтинга.
Еще один пункт этой программы - скоро регионы, увеличивающие долю собственных средств в расходах на многострадальное образование, будут получать больше денег из федерального бюджета. Средние школы перейдут из ведения муниципалитетов на уровень субъектов федерации, их будут финансировать напрямую регионы. Федеральный центр обещает ежегодно увеличивать финансирование образования не менее чем на 25 %. Будет установлена стоимость обучения одного ученика. Каждой школе выделят средства строго по количеству учащихся. Это, как уверены в Москве, приведет к тому, что областные власти перестанут тратить на посторонние нужды деньги из центра, выделяемые региону на образование. И вот тогда – то вечно всеми критикуемое российское образование получит второе дыхание. Так, по сценарию Грефа к 2005 году к Интернету подключатся все учебные заведения профессионального образования и не менее 60 процентов школ. Зарплату педагогам повысят как минимум в 2-2,5 раза. Средняя зарплата (без региональных надбавок) составит 2256 рублей. Молодым специалистам обещают надбавки, льготы на получение жилья и отсрочку от службы в армии.
Ну и о главном, то есть снова о деньгах. Этот стратегический сценарий, по оценке экспертов, даст России реальную возможность модернизировать всю систему образования при условии, что в 2010 году на эту сферу будет выделено 635 млрд. рублей…Заманчиво, не правда ли?
Но до 2010 года еще далеко, поэтому разберемся в тех образовательных нововведениях, которые начинают внедрять в школах некоторых регионов уже в этом году.
Судя по всему, российских школьников, действительно, ждут грандиозные перемены. Вгрызаться в гранит науки детям предлагают не с семи лет, как это было раньше, а с шести, в крайнем случае – с шести с половиной. При этом чиновники считают, что уже в 7- 8 лет, то есть будучи во втором классе, школьники просто обязаны взяться за штудирование иностранного языка. Как известно, традиционно иностранный язык в большинстве школ преподают с пятого класса. Было бы логичным предположить, что языком, обязательным для изучения всеми без исключения детьми, станет английский. Однако министерство предлагает тот же выбор, что и в спецшколах, - английский, немецкий, французский и даже испанский.
Взрослые в панике - многие дети даже к пятому классу еще не
готовы изучать иностранный язык. Ко второму многие из них только осваивают
русские буквы. Кроме того, дети ведь все разные, есть гуманитарно одаренные, а
есть те, кому лучше дается математика. А во втором классе определить: кто есть
кто порой очень сложно.
Педагоги называют еще одну категорию школьников, которым иностранный язык может серьезно осложнить учебу, - это дети, для которых русский язык не родной. Так, в некоторых школах доля детей из двуязычных семей достигает 50 процентов. Для них русский язык – уже как иностранный, если дома говорят, например, на армянском или казахском. Если к пятому классу у них еще был шанс адаптироваться, то при изучении со второго класса "настоящего" иностранного языка они будут значительно отставать сразу по трем предметам: русскому, чтению и иностранному.
В довесок к иностранному младшеклашкам добавят еще и
информатику – считается, что современные дети уже с детского сада с компьютером
на “вы”. Начатая правительством программа глобальной информатизации, на которую
за пять лет будет затрачено 16 млрд рублей, должна в первую очередь дать
возможность получить приличное образование школьникам из глубинки. Для
отдаленных сельских школ уроки по некоторым предметам будут вестись лучшими
преподавателями в режиме телеконференций. Появится еще один новый предмет -
основы экономики, права и граждановедения.
Для старших классов – наоборот послабление. Как язвительно замечают некоторые педагоги, интеллектуальное. Например, сокращены уроки русского языка и литературы, из курса которой вовсе упразднен Шолохов /ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ЗАЧЕМ ЗАГРУЖАТЬ МОЗГИ ЮНЫХ РОССИЯН ЗНАНИЕМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НОБЕЛЕВСКОГО ЛАУРЕАТА!!!/ и значительно сокращено число часов на изучение русской классики, Маяковского и Горького.
Например, на “Тихий Дон” отводится 3 часа, а на “Войну и мир” - 5. Зато, добавлена пара часов на Солженицына, но еще окончательно не решено, возможно ли за такой отрывок времени прочесть "В круге первом". Кроме того, чиновники предлагают исключить из списка обязательных таких авторов как А. Ахматова, М. Цветаева. А. Платонов, Б. Пастернак и О. Мандельшатам.
А если вспомнить, что в кабинетах минобра вот уже несколько лет готовится еще одна реформа – русского языка, согласно которой из великого и могучего, к примеру, исключают такие правила как “ жи – ши пиши с буквой “и”, а слова “парашют” и “жюри” разрешается писать так, как слышится, можно предположить, какие гуманитарии будут выходить из школ.
По словам министра образования Филиппова, бедным школьникам сегодня необходима “разгрузка содержания и обязательного фактографического объема, которые переводятся в старшую школу”. В поддержку этого тезиса министр привел интересный аргумент: “чтобы они не возненавидели русскую литературу” и, видимо, все обучение в целом.
Единственное, что не может не радовать в образовательных нововведениях то, что значительно увеличится количество уроков физкультуры ( для детей, которые проводят в стенах школы чуть ли не весь рабочий день, посещая огромное количество факультативов и спецкурсов, это, действительно, большой подарок!) и появится новый предмет - основы конституционного права.
По словам заместителя председателя Конституционного суда России в отставке Тамары Морщаковой, дети должны понять, что государство существует для того, чтобы обеспечивать, охранять их интересы, их свободу. На уроках по этому предмету подростки смогут ознакомиться с основами уголовного, трудового, административного права, устройством судебной системы. То есть, со всем теми заморочками, с которыми им предстоит столкнуться во взрослой жизни.
Кроме программы Грефа и Филиппова, которую уже, судя по вводимым новшествам, начали обкатывать в школах, сегодня есть несколько других вариантов стратегии развития образования. Они также заслуживают внимания. Как говорится, все познается в сравнении.
Первый сценарий называют инерционным - все развивается на основе сложившихся за 10 лет тенденций, что позволяет при сравнительно небольшом, но реальном росте экономики погасить накопившиеся долги государства перед образовательной сферой. Однако будет расти и усугубляться неравенство в доступе к качественному образованию. Начальное и среднее профессиональное образование хотя и выживут, но не смогут выйти на нормальный современный уровень.
"Государственный вариант" ( его сегодня лоббируют коммунисты) обеспечивает максимально равный доступ к образованию. Он расширяет доступ к бесплатному образованию и ограничивает предоставление платных образовательных услуг. Вся ответственность при этом переносится на федеральный бюджет. В результате можно ожидать падения расходов на образование в первые 3-5 лет, а затем медленный рост и достижение в 2010 году уровня нынешнего года. Можно себе представить, каким будет недовольство преподавательского состава властью из-за недостаточного финансирования и низкой оплаты труда.
"Либеральный вариант" (предлагаемый Андреем Илларионовым) предполагает максимальный уход государства из сферы образования. Предоставление ее силам рынка и частной инициативе. Плюсы такого сценария в том, что развивается только то образование, после получения которого можно рассчитывать на высокие доходы, растет конкуренция на образовательном рынке. Однако минусов гораздо больше. Главное - это резкое усиление социального расслоения общества, что приведет к тяжелым последствиям для страны. Эксперты считают, что по данному сценарию Россия к 2010 году может потерять треть своей кадровой инфраструктуры.
В общем пока чиновники определяются, по какой схеме взращивать молодое поколение, на наших глазах уже вырос выпускник нашего времени. Еще непонятно, воспитанный по Грефу или Филиппову, это молодой человек, свободно говорящий на разговорном английском. При написании русских букв он на автомате использует исключительно компьютерные знаки. Экзамен для него – это как игра “О счастливчик!”, во время которого нужно лишь выбрать правильный ответ среди нескольких вариантов. Отсутствие этих вариантов ставит его в тупик. Он сомневается в том, кто такой Доктор Живаго – писатель или название произведения, а имя Павка Корчагин слышал только в КВН. Зато он может из нескольких скаченных в интернете дипломов ловко составить один реферат, послав его учителю “по мылу”, а на экзамене послать другу SMS- ку, запросив о помощи, в случае же некорректного к себе отношения со стороны учителя подискутировать с ним на тему своих конституционных прав.
Если вспомнить, что сегодняшние ученики и выпускники - это завтрашний кадровый потенциал страны, становится грустно и за страну и за ее будущее. Слова поэта, которого пока из программы не исключают, "мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь" становятся не легкой иронической шуткой о собственном разгильдяйстве, а горькой правдой. Действительно, зачем будущему узкому специалисту, который по меткому выражению другого автора /теперь уж и не знаю - есть он в школьной программе или нет/ "подобен флюсу", ибо развит в одну сторону, знать всех этих самых авторов. Да и математика вовсе не царица всех наук, долой ее ненужную заумь из голов будущих гуманитариев. Будущему потребителю "сникерсов", слегка устаревших "панасоников" и производимых в бесконечном количестве прокладок с крылышками от Проктор энд Гэмбл русская классическая литература вкупе с основами логического мышления, тренируемого алгеброй, совершенно ни к чему. Он не должен чего-то там конструировать, творить, выдумывать, пробовать, искать парадоксы, которые в друзьях у гениев. Он должен уметь аккуратно нажимать кнопки на нефтепромысловых станциях, считать на кассовом аппарате, свято чтить Конституцию, не задумываясь откуда она именно такая взялась, и не особенно задумываться над смыслом своего бытия. Для ТАКОГО будущего россиянина классическая русская литература просто беда. Там же сплошные поиски истины, попытка понять несправедливости мира, поиски ответа на извечные русские вопросы: кто виноват и что делать...