О нелюбимых памятниках
Лет пятнадцать назад некая левацкая инициативная группа «Гранма» обратилась в горком комсомола Свердловска с предложением возвести в городе памятник команданте Че Геваре. Идея не прокатила. Че – герой юный, авантюрный и жертвенный. Он мотался по миру, пытаясь разжечь пламя всемирной революции, взрывал посольства, организовывал диверсионные отряды и искренне радовался близости смерти. Психология Гевары – это песня самопожертвования . А психология наших вождей уже тогда была стара, немощна и монументальна.
У памятников в Екатеринбурге вообще трагикомическая судьба. Старорежимные после революции снесли. На руинах монумента царю-освободителю Александру II водрузили авангардную композицию мордовского скульптора Эрзи – голый пролетарий разрывает на себе цепи или что-то в таком духе. Эротизм молодой революции народом понят не был – мужика невзлюбили, тайком по ночам ходили с бутыльками чернил обливать его мраморное достоинство, обозвали «Ванькой голым», а вскорости убрали с глаз долой, заколотили в ящик и поставили во внутреннем дворе краеведческого музея. Где теперь Ванька и что с ним сталось, история умалчивает.
Долгое время после сноса Кафедрального собора угрюмый лик площади 1905 года осенялся лишь трибуной, больше схожей с эшафотом. Под трибуной с незапамятных времен сохранилась система подземных ходов. Но, если на парижской Сен-Жан-ан Грев действительно рубили головы, то на пепелище собора проходили пролетарские парады. В начале 50-х годов прямо на параде случился конфуз: норовистый жеребец по кличке Мальчик сбросил при всем честном народе на булыжники великого маршала Жукова. После чего последующие маршалы пересели на авто, дабы не марать в свердловской грязи честь мундира. А заодно решили возвести наконец над трибуной гранитный облик Ильича. История сохранила имена этих фидиев районного значения: скульптор В. Ингал и архитектор А. Прибульский. Это было время оттепели, изваяния Сталина уже исчезли с площадей советских городов, а природа не терпит пустоты.
Сегодня памятник Ленину превратился в место регулярных шабашей. Кого там только не увидишь: верные ленинцы, упертые монархисты, ультра-наци в количестве малом, но агрессивном. Одни Ленина ненавидят, другие ему поклоняются. Но стрелки забивают именно под ним. В праздничные дни с трибуны памятника отцы города приветствуют подвыпивший люд – им тоже собраться больше негде. Напоминает все это дворовую шпану: с малолетства до годов вполне зрелых шпана любит тусоваться под детскими грибками во дворе. Васька не любит Мишку,Толян хочет начистить ряху Вовану, но точка сборки у всех одна – под грибком во дворе.
Яков Михайлович Свердлов работы скульптора Харламова вообще по первоначальному плану должен был стоять не на площади Парижской Коммуны, а в районе теперешней гостиницы "Исеть", и в смысле габаритов проектировался этаким гигантом-колоссом. Под стать ему задумывалась и сама площадь – архитекторы ее, в том числе знаменитый Яков Корнфельд, решили сделать ее самой большой в мире. Корнфельда со товарищи постигла участь Эрзи – после 1932 года идея "большого Свердловска" была закрыта за нереальностью, улицу Ленина сузили до неприличных размеров, а товарища Андрея кургузо поставили на нагромождение камней, изображающее Каменные Палатки. Свердлов – любимый герой анекдотов эпохи позднего брежневизма. "Владимир Ильич, где кепочку покупали? – В пассаже, Яков Михайлович!" В 50-х годах была хохма – алкаши, собираясь по важному для них делу, которое у них по жизни было одно - выпить, говорили: "А пошли-ка туда, куда Свердлов указывает". Указывал первый президент РСФСР на… пивнуху. Это уже в конце 50-х здесь возвели здание треста "Свердловскуголь", ставший совнархозом и уже впоследствие – головным зданием УрГУ.
После 1991 года Свердлова не раз пытались укокошить. Как- то казаки /невесть как уцелевшие на уральских просторах и откуда вдруг взявшиеся/ почти уж подтащили кран, но вмешались ОМОНовцы. Печальная судьба у Якова Михайловича: голуби гадят, монархисты зловещие знаки «666» на постаменте рисуют, красной краской обливают. Ну не любят в Свердловске Свердлова. Не – лю – бят.
Комсомолец и комсомолка работы архитектора Г. Белянкина и скульптора П. Сажина – дети архитектурно-административного замысла. Еще в середине 60-х годов в ГлавАПУ долими бессоными ночами зачли супер-проект: перестроить Вознесенскую церковь под молодежный клуб, убрать колокольню и реставрировать коробку под сталинский классицизм, а напротив Харитоновского особняка симметрично установить такой же. Комсомольцев, бронзовых клонов памятника Мухиной, установили… а на остальное не хватило то ли совести, то ли денег. Кстати, реконструкцию Комсомольской площади все же начали: сломали прекрасный фонтан с писающими мальчиками и блюющими жабками, по легенде – творение великой Голубкиной. Потом из-за перепетий с домом Ипатьева прежний ландшафт улицы Свердлова был нарушен, образовался рукотворный обрыв между собственно площадью и местом, где сейчас высится монументально-архитектурно-скульптурно-политически-православный Храм На Крови. Комсомольцы зашагали к этому обрыву со знаменем в руках. А чуть ниже шагают изваянные Грюнбергом – среднеуральким Церетели – убиенный здесь Николай II и его домочадцы.
Последний шедевр советской эпохи – красногвардеец Иван Малышев. Гранитного Малышева проектировал архитектор Масленников, автор здания треста «Бухара-Урал», и по первоначальной идее возвышаться убиенный герой должен был на месте снесенного в 60-е годы католического костела. То есть аккурат перед Центральной гостиницей. Там даже и камень под постамент сохранился. Но логика чиновников есть предмет изучения для психиатров: в последний момент все переиграли и без ведома архитектора перенесли к «Рубину». Бабки в автобусе отреагировали правильно: «Гля-ко, Сталина вернули! Давно пора!» Была и винтовочка, но винтовочку решено было срезать.
Говорят, что архитектор Масленников так и не оправился от полученного шока. Он рано вышел на пенсию и почти сразу же умер от инфаркта в возрасте 60 лет.
Памятники советским вождям до сих пор составляют подавляющее большинство монументальных скульптурных композиций Екатеринбурга. Причем львиная доля этих колоссов никак не связана с историей Урала. Ленин на Урале не был. Свердлов появился всего лишь один раз, а безымянные Комсомолец и Комсомолка, стоящие тыльной стороной к Вознесенскому Храму, обречены вечно лицезреть место убийства царской семьи.
Но самое главное проклятие монументов Екатеринбурга – их не любят.
До сих пор в нашем городе нет ни одного хорошего памятника людям, составившим гордость Урала. Только великий уральский сказитель дедушка Бажов понуро свесил бороду на Плотинке, да недалеко от него Мамин-Сибиряк с лицом голодного воробья пугает своим безобразным бюстом ее завсегдатаев. Татищев и де Геннин давно прозваны в народе «Бивисом и Баддхедом». Великий полководец Жуков слегка ужасает в темное время суток. А где памятники Демидову, Глинке, Клеру, Карпинскому, Решетникову? Разве они не достойны памяти потомков?