О партстроительстве
Новости из коммунистического стана российской партийной палитры нынче способны стать топовыми на день, максимум -неделю. Если, конечно, кому-то не надо, чтобы они повисели в телеобойме и интернет-топе несколько подольше. Сейчас, видимо, надо. Иначе чем объяснить, что очередной сугубо внутренний "наезд" группы товарищей на главного товарища Геннадия Зюганова стал достоянием широкой общественности?
Тема партстроительства прямо сразу после выборов интересует только профессионалов, депутатов и широкие круги политических технологов. Идеологические псевдоизыскания /скорее, копания и перелицовка бурного революционного начала прошлого века на российской земле/ господина Сванидзе, которого, надо думать, никак не могут "уйти" из телеящика за прошлые заслуги, /у нас теперь гораздо проще вылететь на настоящие телезаслуги, если судить по истории с Парфеновым/ способны всерьез заинтересовать лишь малограмотного школьника, мечтающего о политологическом поприще, или состарившегося диссидента а-ля Новодворская. Это мы к чему? К тому, что собственно политическая тема в стране малоакутальна - и в СМИ, и в обществе.
Зачем же тогда решились вокруг партийных перипетий помудрствовать? А потому, что именно сейчас в очень узких кругах очень закрытых, но всем известных кремлевских людей и решается - какая конструкция политического пространства будет воплощена к 2008 судьбоносному году. Пока публика, и властью облеченная в том числе, занимается перевариванием очередной порции стратегических инициатив по минимизации всяческих льгот посредством перевода их в дензнаки, разграничению полномочий - читай, перепланировке финансовых бюджетных потоков, изображению бурной реакции на ежегодное послание и другими уже сугубо земными делами, в высоких кабинетах идет неспешный мозговой штурм на предмет - какие партии создать, перелицевать, кому возглавить, какую конструкцию, наконец, сообразить, чтобы два президентских срока вдруг внезапно не завершились.
В принципе передача высшей российской власти в 2008 году - проблема, которую будут обсуждать и уже обсуждают все слои общественности. Для России вопрос далеко не праздный. Стабильность, которой нынешняя властная элита дорожит даже в ее "пощипанном" вертикалью власти и расплатой по прошлым счетам виде, - ценность непреходящая. Неизбежные, как кажется, социальные реформы, которые "подожмут", как обычно, тех, у кого и так в кошельке не густо, чреваты неконтролируемыми последствиями, согласно кивающие на каждое слово ВВП губернаторы только кажутся верными проводниками столичных идей, а политическая стабильная конструкция , на которую в случае чего можно опереться, так и не появилась. Непорядок. Вот его-то сейчас и пытаются ликвидировать.
В принципе вариантов не так много. Первый и малозатратный, но чреватый неприятностями с западными друзьями - ретушь Конституции. Внутри для этого практически все готово. Дума настолько лояльна, что даже уже и самим авторам этого благолепия неприятно, нефтедоллар позволяет не опасаться экономических неожиданностей, население подуспокоилось и пока занимается своими обывательскими делами. Но просто так инициировать перезапись президентских сроков даже по многочисленным просьбам трудящихся в регионах депутатов или, согласуясь с инициативой политически активных низов, как-то не очень хорошо. Опять начнутся волны критических выпадов из западных рупоров гласности. И сам президент, помнится, неоднократно заявлял, что основной закон у нас то, что надо и нечего его трогать.
Откликнуться на аналог некогда популярного КВНовского призыва:"Партия, дай порулить!" в его современном варианте, то есть подготовить формального преемника из собственного окружения не надежно. Достаточно вспомнить историю с воцарением Леонида Ильича. Он тоже тогда в 61 сильным игрокам в ЦКвской обойме казался вариантом временным по типу - ни нашим, ни вашим, а оказался правителем на 18 лет, которые многие соотечественники до сих пор вспоминают, как золотое время застоя.
Парламентская республика как вариант формального госустройства в этом смысле очень перспективный выход. Выборы в Госдуму идут на фоне реального столкновения нескольких сильных партий, во главе победившей становится тот, под кого задача и решается, а далее - глава парламента, госсовета, как орган назвать, уже не суть важно. Важно, что реальная власть перекочевывает именно в этот возглавляемый орган, а президент становится декоративной фигурой. Красиво? Пожалуй. Кстати, объективности ради. Идея вовсе не нова и активно в аналитических статьях, комментариях и прочих публичных выступлениях уже присутствует.
Есть маленькая закавыка. Партий у нас практически нет. Есть партобразование под названием "Единая Россия". Большое, пока аморфное по форме, загрязненное и "левыми и правыми уклонистами", а более всего попутчиками в чиновничьих мундирах, но самое главное с полным отсутствием хоть какой-то идеи. И все же как вариант сгодится. Но политический партийный вакуум, в котором "единороссы" сейчас существуют для вышеозначенной цели /парламентский вариант правления/ мало пригоден. Нужна альтернатива. Которой взяться, кроме как сверху, просто неоткуда. Нет социальной базы. Она так хорошо была в стране размыта предыдущими первопрезидентскими годами, что, не сильно погрешим против истины, если возьмемся утверждать, - сегодня в России есть только одна немногочисленная, раздираемая конкурентыми противоречиями, но единая в стремлении сохранить достигнутое социальная группа: олигархи. Остальное общество не имеет структурированных объединяющих социальных идей, крайне заражено политическим нигилизмом, до сих пор не преодолело скепсиса к любым общественным образованиям и живет по принципу - каждый сам за себя. Что , согласитесь, созданию партобразований никак не способствует.
Итак, партии придется конструировать. Единственная классическая партединица на российских просторах - КПРФ очень явно погрязла в кризисе, который остается только контролировать. Так что с совсем левым флангом все в порядке, здесь требуется лишь учет и контроль, как и советовал некогда Ленин. А постоянные выяснения отношений внутри самой КПРФ и щипание управляемого, но вечно недовольного всем и вся коммунистического лидера, которое мы и наблюдаем последние дни, - дело в этом смысле правильное.
Правый фланг воссоздать очень трудно, если в ближайшие годы не невозможно, а времени-то особо нет. Потому, рискнем предположить, что идея, вброшенная Чубайсом под конец уже провалившейся с правого фланга избирательной компании про либеральную империю будет поднята на щит все-таки неким другим партобразованием. Возможно, тем самым, которое сейчас конструируют в противовес "Единой России". Кстати, как лозунг вполне пригодно, а то у кремлевских конструкторов с яркими девизами, броскими формулировками и точным попаданием идееносных фраз в массы пока большая напряженка.
Что касается "Родины". Очистив ее от напрягающе набирающего популярность Глазьева, с ней вполне можно экспериментировать дальше. По некоторым утечкам из кремлевских кулуаров, которые "гуляют" во всемирной паутине, Рогозину и Ко даже будет дозволено опробовать и доказать свою состоятельность на губернаторских выборах в некоторых не особо процветающих регионах. Вот пусть и покажут заодно, на что способны. По результатам и будут смотреть - развивать ли направление как многообещающее.
Про единую и неделимую партию, так и не ставшую пока партией власти, в принципе все понятно. Ее придется отстраивать, чистить, придавать ей хоть какое-то идеологическое и человеческое лицо, одним словом, продлевать искусственному образованию жизнь, чтоб дотянуло до следующего избирательного часа Х, а не почило в бозе народного забвения, как клонированная овечка Долли. Есть одна проблема с этим партийным монообразованием "Единая Россия". Оно периодически вспоминает свои претензии на мандат партии власти. Ведь рядовые члены помнят предвыборные разговоры о формировании правительства по праву победившей партии и продолжают удивляться - отчего Фрадкова назначали без согласования? И в правительстве кадровый отбор шел совсем не по принципу партпринадлежности, ну, и многие другие неудобные моменты тоже.
А, чтобы у главной партии не рождались ненужные вопросы, чтобы ей было чем заняться, кроме как делегирование или распределение по финансовой и другой табели о рангах индивидуумов, которые должны нажимать кнопочки в Охотном ряду, ей нужно что? Конечно, спарринг-партнер-оппонент. Вот его сейчас и конструируют. Причем, учитывая предыдущий опыт и наличие некоторого времени, судя по всему, работа идет многовариантная. Согласитесь, логично создать несколько партий-общественных движений-подростков, а потом путем селекции отобрать наиболее жизнеспособный вариант?
И вопрос с преемником станет в принципе не актуален.Правда, ради этой интересной во всех отношениях цели можно и еще подумать на вариантами...