21 Сентября 2024
search

Не валяйте Дурова

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

О приведении в соответствие

Одним из главных приоритетов внутренней политики Владимира Путина было и остается направление по приведению местного законодательства в соответствие с федеральным.

9 декабря Президент РФ, выступая на заседании Совета законодателей, высказал мнение, что сегодня в России проблема единого конституционного пространства практически считается решенной. Но при этом Путин напомнил, что на основании Конституции регионы имеют право принимать собственные законы: "У субъектов федерации оказался ответственный инструмент - свобода в области законотворчества. Регионы не замедлили в полной мере воспользоваться своим правом и возможностями, порой даже с перебором. Разработка и принятие качественных и грамотных законов - не такое уж простое дело, особенно в условиях, когда над юридическими нормами зачастую брали верх политические амбиции".

В результате, как считает президент, многие регионы "принимали законы, нарушающие конституционные нормы и федеральные законы. "Многие проблемы здесь не решены и по сей день", - строго сказал Президент.

На состоявшемся накануне в Екатеринбурге в уральском полпредсте оружном совещании обсуждались те уже немногочисленные, но пока не решенные проблемы, которые препятствуют формированию единого правового пространства Российской Федерации.

По словам заместителя полномочного представителя Президента РФ в УрФО Сергея Вахрукова, в округе в принципе сложилась нормальная система работы в этой сфере. Законодательную ситуация на местах уже больше нельзя оценивать как тотальную правовую неразбериху. Конечно, иногда у местных чиновников просыпается административный зуд собрать с бизнеса несуществующие налоги или разрешить изъятие у автолюбителей регистрационных номеров, но оперативная реакция органов Генпрокуратуры и Минюста сводит эти желания к нулю.

В уходящем году, по сведениям начальника отдела Генпрокуратуры в УрФО Николая Короткова, органами прокуратуры Уральского федерального округа было опротестовано свыше 840 нормативно-правовых актов. В целом, по состоянию на 1 декабря в УрФО действует 2566 законов и 5676 актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, из которых в стадии приведения в соответствие с федеральным законодательством по мерам прокурорского реагирования находятся 25 законов (0,9 %) и 8 актов органов исполнительной власти (0,1 %). На рассмотрении в органах государственной власти субъектов Федерации находятся заключения органов юстиции на 45 законов и 29 подзаконных актов.

Лидером среди субъектов РФ, входящих в УрФО, по количеству не приведенных в соответствие нормативных актов остается Свердловская область – 21 из 32 по УрФО. Работа прокуратуры по Свердловской области была подвергнута на совещании жесткой критике за правовой саботаж. К счастью для областного прокурора Бориса Кузнецова, он сумел избежать присутствия на совещании, сославшись на высокий график активности. Но решению затянувшейся правовой коллизии этот тонкий политический ход никак не поспособствовал.

Напомним, что в числе не соответствующих федеральному законодательству в Свердловской области числятся до сих пор такие ключевые законы как областной Устав, Закон о Правительстве Свердловской области, ряд других. Прокурорские протесты по этим позициям рассматриваются областной думой с января 2003 года. По версии прокурорских работников, причиной задержки является отсутствие надлежащего большинства среди депутатов.

Логичным завершением столь плачевной ситуации было бы обращение прокуратуры в суд. Так было в Тюменской области, когда прокуратура, не дожидаясь решения местного законодательного собрания, обратилась в судебные органы. Подобный иск об отказе депутатов от рассмотрения законодательных изменений автоматически ставит вопрос о дальнейшем существовании областного законодательного органа власти. Учитывая, что в течение года свердловская прокуратура ни разу не обратилась в судебные инстанции, можно предположить, что прокурорские работники заинтересованы в недопущении роспуска областной думы, не исключено, что с окончанием мэрской выборной гонки, политические соображения областного прокурора в части взаимодействия со свердловской облдумой изменятся с точностью до наоборот. Таким образом, на территории Уральского федерального округа можно констатировать завершение процесса формирования единого конституционного пространства, за исключением, пожалуй, одного региона – Свердловской области.

На совещании было отмечено, что в настоящее время приоритетными по данному направлению деятельности аппарата полпреда являются вопросы реализации Федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 4 июля 2003 года и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Данные федеральные законы являются одной из важнейших составляющих российской административной реформы. На сегодняшний день местные власти разных уровней подчас дублируют друг друга. И при этом закрепление доходов не зависит от того, на какую структуру возложено исполнение определенных полномочий. В новых законах четко определено, какой уровень власти несет ответственность за те или иные полномочия и какими доходами эти полномочия будут обеспечиваться.

Первый Федеральный закон предусматривает два типа полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Во-первых, это полномочия, осуществление которых финансируется из бюджета субъекта Российской Федерации. Федеральное регулирование здесь может быть только рамочным. Перечень таких полномочий установлен в данной главе и является четким и закрытым, изменяется и дополняется путем принятия федерального закона. Субъекты Российской Федерации вправе принимать к своему рассмотрению другие вопросы, если они не отнесены ни к ведению органов государственной власти Российской Федерации, ни к ведению органов местного самоуправления.

Во-вторых, это полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, но финансируемые в форме целевых субвенций из федерального бюджета и поэтому детально регулируемые органами государственной власти Российской Федерации. Эти полномочия установлены иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, которые должны четко определять права и обязанности при осуществлении данных полномочий и порядок определения объема субвенций из федерального бюджета. Федеральные органы исполнительной власти вправе контролировать осуществление этих полномочий и в случае ненадлежащего исполнения временно принимать их на себя.

Законопроектом устанавливаются принципы и порядок заключения договоров и соглашений о разграничении полномочий. Договор с конкретным субъектом Российской Федерации должен утверждаться федеральным законом и предусматривать конкретные права и обязанности сторон. Срок действия договора о разграничении полномочий не может превышать 10 лет.

Реформы предполагают формирование собственных бюджетов местных властей. Установлен список из 41 полномочия местной власти, которые финансирует она сама. Остальное финансируется, а, следовательно, контролируется федеральной властью. Т.е. регионы буду делать только то, что разрешено, а не то, что не запрещено, как было ранее. В основном их полномочия сконцентрированы на социалке. Отдельным новшеством является возможность банкротства субъектов РФ и введения внешнего управления. Детально проработана процедура отзыва высшего должностного лица субъекта РФ. Предельно конкретно определен перечень видов имущества, которое может находится в собственности субъекта РФ. Федеральный закон вступил в силу за некоторыми исключениями еще летом 2003 года. Тем не менее, практическая реализация данного нормативного акта оставляет желать лучшего. Передовым регионом, где предприняты либо значимые шаги по формированию соответствующих условий для успешного функционирования данного закона является Челябинская область. В областное законодательство уже внесены все необходимые изменения. В настоящее время правительством области ведется работа по подготовке перечня органов исполнительной власти в соответствии с принятым законом. Перечень должен быть утвержден губернатором. Таким образом, уже в начале 2004 года новый закон в Челябинской области будет исполнен полностью. В остальных 5 субъектах РФ, входящих в УрФО, процессы вхождения в новое правовое поле идут менее динамично.

Ключевые нормы нового Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - создание на всей территории России трех типов муниципальных образований, разделение полномочий по всем вопросам местного значения между местными властями разного уровня и закрепление за каждым из типов определенных полномочий. В соответствии с законом будут созданы городские и сельские поселения, руководство которых будет решать повседневные вопросы жизнедеятельности населения. Муниципальные районы, состоящие из нескольких или групп поселений, будут наделены полномочиями по вопросам, которые целесообразней решать совместно, а не каждым поселением в отдельности. Городской округ - третий тип муниципальных образований, в рамках которого будет осуществляться решение всей совокупности вопросов местного значения, закрепленных как за поселениями, и так и за муниципальными районами. Такая система организации местного самоуправления учитывает как российский, так и международный опыт и позволяет оптимизировать деятельность этого важнейшего института власти.

В результате будет создано порядка 20 тысяч новых поселенческих муниципальных образований на всей территории России. Это очень большая организационная работа, связанная с определением состава муниципальных образований, их границ, проведением выборов, разработкой и принятием местных бюджетов. В той же Челябинской области уже полным ходом идет процесс подготовки картографического материала в соответствии с новым административным делением, границы которого находятся в стадии согласования. На текущий момент по 19 муниципальным образованиям областного значения решение о согласовании границ территорий принято. По другим регионам детальной информации о ходе подготовки к вступлению в силу нового закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" нет. Впрочем, учитывая срок вступления данного нормативного акта – 1 января 2006 года, временной задел у региональных юристов для подготовки к новому этапу административной реформы еще имеется.

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС