13 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBb1Cj
Сантехнические работы: http://remont.youdo.com/plumbers/canalization/ по данной ссылке.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

О слухах

"Словно мухи тут и там ходят слухи по домам,

а беззубые старухи их разносят по углам"

В.Высоцкий

Помните старинную русскую пословицу: “Любопытной Варваре на базаре нос оторвали”. Меня ей часто пугали в детстве: “не подслушивай взрослые разговоры; не слушай плохих людей; не верь всему, что говорят”. Если бы та самая Варвара жила в наше время, то работала бы, наверное, каким-нибудь пиарщиком или политтехнологом, зарабатывала бы, кстати, кучу денег. И для этого ей не обязательно было бы подслушивать на базаре. Сейчас слухи рождаются совсем в других местах.

Где конкретно, уточнять не будем. А вот, где их можно “подслушать”, точнее подсмотреть, – вариантов много. Слухами теперь полнится не только земля, но и “всемирная паутина” под названием Интернет.

Достаточно в Яндексе набрать “слухи”… И вот тебе, пожалуйста, - “Подпишись на новые слухи”; “Анонсы, слухи, сплетни”; “Сплетни, слухи, домыслы” и т.д. Любой уважающий себя интернет-сайт старается обзавестись собственной колонкой “слухов”. Очень удобно: писать в этой колонке можно все, что угодно. Например. “Говорят, что Земля плоская! Об этом нам стало известно от независимых источников, близких к NASA!!!!”. И т.д. И будьте, уверены, часть людей, прочитавших эту информацию, обязательно в нее поверят, руководствуясь железной логикой “нет дыма без огня”. Есть люди, которые непременно поверят во что угодно, если им сказать, что это сплетня или слух.

Вот для них и работают те самые “Варвары”, которые где-то что-то подслушали, подсмотрели, а если ничего не подсмотрели, не подслушали, не придумали, тогда уж просто сочинили и обязательно хотят с Вами этим поделиться. Причем, исключительно для Вашей пользы, ради Правды.

Слухи давно стали действенным политическим инструментом. Ими можно запросто “убить” своего конкурента, или просто “подмочить” его репутацию так, чтоб убрался с дороги на неопределенное время. Способ, проверенный годами.

Вот один из многочисленных примеров. В 2001 году в Свердловской области выходит в свет газета “Д.С.П.”. В “желтизне” издания никто не сомневался, да и сами издатели этого особо не скрывали. Первый же выпуск газета посвятила областному премьеру Алексею Воробьеву, второму после губернатора человеку в регионе. Журналисты выбрали два повода для публикаций. Первый – мошенничество в особо крупных размерах, в котором, документально "замешали" Воробьева; второй – о якобы, нетрадиционной ориентации областного премьера.

Напомним, речь идет о пропаже 2 миллиардов рублей, перечисленных в 1997 году Свердловской железной дорогой в счет погашения бюджетных задолженностей и предназначенных для приобретения квартиры в Москве по улице Оршанской. В итоге, ни средств, ни квартиры правительство не получило. А вот Сергей Капчук, депутат Законодательного собрания и предприниматель, близко знакомый с Алексеем Воробьевым, наоборот, обзавелся жилыми апартаментами точно по тому же адресу.

Эта газета не просто рассказала о “квартирных махинациях”, но и обвинила Алексея Воробьева в гомосексуальных наклонностях: мол, он фактически подарил квартиру симпатичному молодому чиновнику взамен на оказание определенных услуг. Правда, суд счел все это просто клеветой. А в финансовых махинациях попыталось разобраться ГУВД Свердловской области, было заведено уголовное дело. Примечательно, что уголовное дело было заведено по статье “клевета” и в отношении редакции газеты “Д.С.П.”.

В нетрадиционную ориентацию Алексея Воробьева, конечно, никто не поверил. А вот про финансовые махинации… Имидж “порядочного” Воробьева был серьезно подпорчен. Журналисты, часто освещающие заседания Областного правительства, тогда подметили, что после скандала с газетой “Д.С.П.” Алексей Петрович внешне сильно изменился, выглядел усталым и измученным. Слухи сделали свое дело. Прямо как в том анекдоте про тещу, когда ложечка-то нашлась, но осадочек остался.

В политике так часто бывает – стоит запустить лишь один слушок - и нет политика. По такому сценарию были разыграны карты в Тюменской области еще в прошлую кампанию по выборам Депутатов ГосДумы. Директор "Тюменьэнерго" Артем Биков избирался по Сургутскому округу. Но чем-то он не устроил местных авторитетов. На севере, как известно, церемониться не любят. Люди там суровые живут, как сам климат. Вот и запустили слух, что Биков тоже как-то не очень традиционен. Пришлось Бикову срочно поменять одномандатный округ, с Сургутского на Тюменский.

Или вот еще, более свежий пример. Уже из жизни Челябинской области. В южноуральской столице распространялись листовки, призывающие прийти горожан на фабрику «Макфа». Яркие листочки обещали раздачу подарков. В определенный день, в определенный час у здания заводоуправления собралась тьма народу. Оказалось, напрасно - «Макфа» ничего такого не расклеивала, и ничего не обещала. Народ был очень недоволен. Челябинская фабрика «Макфа» принадлежит депутату ГосДумы Михаилу Юревичу, который собирается переизбираться на новый срок. Надо ли уточнять, что слухи о раздаче подарков имели политический оттенок.

Против Александра Вольхина, генерального директора Кыштымского медеэлектролитного завода, тоже пожелавшего заполучить депутатский мандат, использовали более тяжелую артиллерию. Слухи о том, что Вольхин украл энную сумму из бюджета Челябинской области распространил с экрана известный телевизионный «сплетник» Андрей Караулов. Вольхин, правда, в суд на Караулова подал. Тяжба длится уже несколько месяцев. И, похоже, не скоро закончится. Но какое бы решение суд не принял, репутация Вольхина серьезно подмочена.

Впрочем, слухи не всегда действуют, как антиреклама. Удивительно, но факт. Чем "проженней" политик, чем он более эпатажен, чем больше за ним числится публичных скандалов, тем меньше верит голосующий народ новым слушкам о нем. Вот возьмите, ту же Свердловскую область. Скандальный политик Антон Баков занимает второе место на выборах губернатора. А сколько про него писали, сколько приписывали финансовых махинаций. Ан, нет же. Как с гуся вода. И Баков на лихом коне наступает на пятки “непобедимому” Росселю.

Несколько лет назад было опубликовано социологическое исследование, завершившееся сенсационным выводом: "Чем выше уровень образования и выше материальный достаток, тем больше предрасположенность к слухам". Автор, понимая под слухами "непроверенную информацию", задавал респондентам прямой вопрос о том, как часто они (респонденты) с ними (слухами) сталкиваются. Пенсионерки утверждали, что редко, а бизнесмены, политики и ученые, что очень даже часто. Приняв уровень критичности по отношению к информации за вовлеченность в процесс передачи слухов, социолог (А. Т. Хлопьев) построил на этих самоотчетах свое открытие, которое сам же назвал "социальным парадоксом".

Хотя ничего парадоксального, мне кажется, в этом нет. Известная американская журналистка Барбара Уолтерс как-то сказала: “Покажите мне человека, который ни разу не сплетничал, и я покажу вам человека, которого совершенно не интересуют люди”.

Так что еще долго будут жить те самые "Варвары" без носа и существовать те газеты и интернет-сайты, в которых эти "Варвары" работают.

А опытные демагоги умело используют возникающую путаницу в беседах с неопытными журналистами. Так, один американский политик на вопрос, правда ли, что он собирается развестись с супругой, ясно ответил: "Этот слух распространяют мои недоброжелатели". После победы на выборах он развелся-таки с женой. На обвинение же в том, что имело место предвыборное надувательство, его пресс-секретарь резонно заявил, что никакой лжи не было. Кандидат просто ушел от бестактного вопроса, указав на то, что информация о его будущем разводе нигде официально не объявлена, а значит, это еще был слух, притом, недоброжелательный; вопроса же о том, насколько слух достоверен, журналист не задавал...

В современной России слух стал самодавлеющим орудием и источником доходов. Если журналист совсем наоборот опытен и умел, то ему составить слух на основе вырванных из контекста событий фактов и чьих-то мнений - пара часов работы. И либо это орудие сразу пускают в ход, либо предлагают оплатить расходы по его изготовлению и нераспространению. Сами понимаете, платит /и не получает публичную оплеуху/ тот, о ком народное творчество рассказывает, или не платит и получает публичную оплеуху, идет в суд доказывает невиновность, но не получает обратно незапятнанную репутацию.

Источники у слухов разные - политические и экономические заказчики, люди по профессии слухмэйкеры, сами журналисты, когда кушать хочется, а нечего, читатель может запросто продолжить список.

Но цель всегда одна - запустить информацию в общественность, главное, чтобы обсуждали. Самое грустное, что слухи порождают недоверие к тому, что является действительно правдивой информацией негативного характера. И реализуется обратный эффект. О мерзком господине N все более-менее близкие знают целый слой информации, которая могла бы открыть глаза людям на этот персонаж. Но! Встречь правдивому негативу запускается волна негодования, что это, мол, клевета и наветы, которых сегодня навалом, и реакция потребителя непредсказуема. Все зависит от харизмы самого N, талантливости правдоносцев и подручных господина. Именно от них зависит получаемый резонанс, а Истина, как всегда, остается известной только богу.

В этом смысле любоптыный прецедент имел место совсем накануне. Некто весьма грамотный запустил просто высший пилотаж пиара. "Единороссы", в частности, Юрий Цыбакин оповестили общественность, что против них задуман и уже свершается ужасный компрометирующий политход. Стране представили книжку Салтыкова-Щедрина с перепечаткой сатирической сказки «Медведь на воеводстве». Русский классик, как известно, был виртуозный мастер памфлета. Одному из его произведений недруги партии власти придали вторую жизнь, проиллюстировав издание карикатурами с лицами похожими на .../Список внушителен: Путин, Шойгу, Грызлов,Лужков/. Кстати, бывшие "медведи" действительно подрастерялись. Это вам не привычные слухи, это русская литературная классика. Что сказать? Что мы не те медведи? Что еще не на воеводстве, что Салтыков-Щедрин - нехороший человек, что он и писатель-то так себе?

Приходится констатировать, что такой вот лишь первый нестандартный ход противника, пренебрегшего традиционным оружием - слухами, поставил в тупик партийцев. Цыбакин просто посоветовал с экранов телевизоров такую книжку не читать, и присовокупил, что это оскорбление власти и партии.Коротко, и всем все и про партию, и про ее пиар-таланты ясно. А ведь еще есть целый срез вечно живых басен Крылова. Ну, как кто и их использует в борьбе за госдумские кресла. Надо-надо раскидывать мозгами политтехнологам и за пределы чисто "слухового поля".

Все это ни хорошо, ни плохо. Это то, что требуется, на что есть спрос, что хорошо оплачивается, а потому будет иметь место. Придется лишь грустно заметить, что до марта 2004 года товар будет в большой цене. Готовьтесь, избиратели.

Екатеринбург-Челябинск-Тюмень

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС