О судьбе "северных" и "уральских"
Среди тех, кто живет и работает на севере нашей необъятной страны, гуляет такая байка: "На север едут за деньгами, за работой и за романтикой. Кто приехал из-за денег - остается из-за работы; кто приехал из-за работы - остается из-за романтики; кто приехал из-за романтики – уезжает".
В общем, какие бы красивые слова не говорили о романтике и жажде приключений, факт остается фактом – во все времена, в том числе и советские, народ ехал на севера не только за туманом и запахом тайги, но и за длинным рублем.
Откуда он брался? Ну, прежде всего, существенная надбавка к зарплате, по – казенному называемая коэффициентами, а в народе просто - северными, более ранний выход на пенсию, сохранение средней заработной платы на период повышения квалификации, длительные отпуска и другие блага. Постперестроечные времена до сих пор эту привилегию хоть и пощипали изрядно, но принципиально не затрагивали.
Накануне нового года жители северных территорий нашей страны, а по официальным данным сейчас 62% площади нашего государства классифицируются как северные, не на шутку забеспокоились о том, что государство может всех разом лишить этих северных льгот. Попытаемся разобраться, насколько опасения обоснованны и что на самом деле собираются сделать чиновники с северными надбавками?
Во – первых, и это ни от кого не скрывают, Минэкономразвития РФ действительно разработало новую концепцию районирования территории страны. Как рассказал премьер Михаил Касьянов, правительство беспокоит, что по – настоящему северных регионов в стране 28, а коэффициенты к зарплате существуют в 41 регионе. То есть в 13 регионах отсутствуют районы, расположенные за 60 широтой /формальный признак отнесения территории к Крайнему Северу/ или хотя бы похожие на них по климатическим условиям. Зато именно такие регионы получают больше всего "северных" бюджетных денег.
Так, по данным Минэкономразвития, в 2002 году на выплаты районных надбавок из бюджетов всех уровней и средств предприятий израсходовано 195 млрд рублей /без учета надбавок к пенсиям, оплаты отпусков и прочих выплат, положенных только жителям Севера/. Общая сумма господдержки районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей из федерального и региональных бюджетов в прошлом году составила приблизительно 350-400 млрд рублей. В регионы, не имеющие в своем составе районов Крайнего Севера и приравненных к ним, на эти цели из федерального бюджета ушло почти 55 млрд рублей /83% от бюджетных назначений/, в то время как в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - всего 34 млрд рублей /65%/, а в северных и арктических регионах - 38 млрд /лишь 49% от положенного/. Ради оптимизации госрасходов чиновники МЭРТа собираются отменить надбавки вне официальных границ “северов” и пересмотреть критерии “северности”.
Стоит отметить, что такая парадоксальная ситуация сложилась потому, что до сих пор отнесение территорий к районам Крайнего Севера и приравненным к ним производилось без научного обоснования. Так, по крайней мере, считают в МЭРТ. Начиная с 40-х годов правительство СССР, пытаясь сделать работу в районах Крайнего Севера более привлекательной для граждан, установило в этих регионах повышающие коэффициенты к зарплатам. Величина надбавок зависела как от отрасли, так и от района. Постепенно ведомственная система надбавок стала сильно запутанной и в 60-х годах правительство СССР предприняло несколько попыток упорядочить ее. Однако, достичь поставленной цели так и не удалось.
Сейчас, когда большая часть добывающих предприятий принадлежит частным компаниям или находится в частном управлении, система единых "северных коэффициентов" также отсутствует. В непроизводственной сфере несколькими законодательными актами 1967 года установлены четкое районирование и точные коэффициенты, применяемые в каждом регионе. Такие же коэффициенты применяются для расчета прибавок к пенсиям, стипендиям и социальным пособиям, выплачиваемым в этих регионах. С 1967 года в список регионов Крайнего Севера и приравненных к ним районов неоднократно вносились изменения – как руководством СССР, так и руководством России /все советские регионы Крайнего Севера находились в РСФСР/.
В итоге получился следующий разброс коэффициентов. К примеру, коэффициент в размере 2,0 сегодня применяется в районах Острова Северного Ледовитого океана и его морей /за исключением островов Белого моря и острова Диксон/; в республике Саха /Якутия/ – Нижнеколымский район, местности, где расположены предприятия и стройки алмазодобывающей промышленности, в Чукотском автономном округе. Коэффициент 1,80 применяется в Красноярском крае, Мурманской области. Коэффициент 1,70 - в городе Мирный, Магаданской области. Коэффициент 1,60 - в республике Коми – городе Воркута и подчиненных его администрации населенных пунктах; Таймырском /Долгано-Ненецкий/ автономном округе , Эвенкийском автономном округе – Байкитский район, Хабаровском крае – Охотский район; Камчатской области – вся территория области /за исключением Командорских островов/. Коэффициент 1,50 – в республике Тыва – Монгун-Тайгинский, Тоджинский, Кызылский /территория Шынзанской сельской администрации/ районы; в Ненецком автономном округе, в Тюменской области – Уватский район; Ханты-Мансийском автономном округе – северная часть автономного округа /севернее 60º с. ш./. Коэффициент 1,40 - на Алтае – Кош-Агачский, Улаганский районы; в Карелии – Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский районы, в Приморском крае – Кавалеровский район /поселки рудников Таежный и Тернистый/; Хабаровском крае – Аяно-Майский, Ванинский, Верхнебуреинский /севернее 51º с. ш./. Коэффициент 1,30 применяется в районах республик Бурятия, Коми, Красноярском крае. Коэффициент 1,20 – в Амурской области – города Зея, Тында и населенные пункты, находящиеся в подчинении его администрации; Архангельской области – вся территория области, на которой не действуют более высокие коэффициенты. Коэффициент 1,15 применяется на всей территории республики Карелия, на которой не действуют более высокие коэффициенты.
Согласно этой, советской, схеме присвоения коэффициентов, на территории одного региона сегодня могут существовать сразу несколько различных надбавок к зарплате, в зависимости от климатических условий проживания.
Теперь же, по новой методике, разработанной Институтом географии РАН и Всероссийским научно-координационным центром по проблемам Севера МЭРТ /ВНКЦ "Север"/, в России предлагают все упростить - создать "шесть зон комфортности" - от очень дискомфортной зоны, исключающей длительное проживание там населения /Арктика/, до комфортной зоны на юге страны. Впрочем, окончательно доработать эту методологию МЭРТ планирует к концу этого года, а заодно разделить территории России по медико-биологическим и социально-экономическим факторам.
Получается, что однозначно о том, что коэффициенты будут отменять, никто из чиновников не говорил. Даже глава государства во время прямого телевизионного общения с россиянами заверил всех, что этого не произойдет. Между тем, факт пересмотра этих надбавок, в ходе которого, скорей всего, кто – то и лишится своих северных, государственные мужи не отрицают.
Почуяв недоброе, встрепенулись регионы. Первыми замитинговали в Приморье. В районах, которые приравнены к условиям крайнего севера, здесь живет более ста тысяч человек. Из-за тяжелого климата средняя продолжительность жизни женщин составляет 57 лет, а мужчин 62. Статус мест, приравненных к районам Крайнего Севера, дает этим людям ежемесячные надбавки к зарплате, право уходить на пенсию женщинам в 50 лет, а мужчинам в 55 и раз в два года бесплатно выезжать в отпуск. Отказываться от этого не хочется! Вслед за Приморьем начали писать петиции во все инстанции жители Карелии, Сахалина, Якутии…
Болезненный вопрос о возможной отмене северных породил другой, как оказалось, не менее, острый - об уральских надбавках. Тут же прореагировал на ситуацию губернатор Курганской области Олег Богомолов. Как сообщили в пресс-службе губернатора, отмена 15%-ой надбавки к заработной плате повлечет за собой падение налоговых сборов и негативно скажется на экономике региона. Богомолов заявил, что предложит челябинскому коллеге – Петру Сумину - написать совместный протест против решения Минэкономразвития. Сумин пока никак это предложение не прокомментировал. Зато отреагировал свердловский председатель правительства Алексей Воробьев:"Урал имеет соответствующий коэффициент к зарплате, который был тщательно подобран, экономически обоснован. У нас длинная зима, которая требует дополнительных расходов на отопление, на одежду, на питание людей. Кроме того, что в прошлом даровано государством народу, отобрано быть не может. Это моя личная позиция и точка зрения правительства области."
Судя по тому, с каким воодушевлением политики взялись биться за региональные надбавки, можно не сомневаться, что именно эта тема - быть или не быть льготам, - станет центральной во время различных предвыборных кампаний. По одной из версий, бродящих в политологических кулуарах, тема надбавок может быть разыграна тем же Росселем в промоутировании идеи объединении Свердловской, Курганской и Челябинской областей.
В проигрыше, если вдруг Мминэкономразвития кардинально пересмотрит схему коэффициентов, окажутся рядовые граждане. Все затраты на компенсации и гарантии вместо государства будут нести работодатели /предприятия и организации/. В результате, предрекает "Независимая газета", гигантские просторы станут безлюдными, хотя здесь добывается 93% газа, 75% нефти, 100% алмазов, 90% меди и никеля, две трети золота, половина леса.
Стоит отметить, что кроме России, в мире сегодня существует лишь одна страна схожих размеров, расположенная в зоне с похожими климатическими условиями, – Канада. Многие выплаты, обеспечиваемые правительством Канады, также варьируются от региона к региону – стипендии, пенсии и заработная плата государственных служащих. Именно здесь была когда – то введена так называемая типология Амлена - схема районирования, по которой дифференцируются северные надбавки к заработной плате. Эта система оценки сложности для проживания по физико-географическим и экономико-географическим признакам районов оказалась наиболее точной и получила распространение и в США, и в Северной Европе. Система надбавок учитывает стоимость жизни в каждом конкретном регионе.
Она включает в себя и разницу в ценах на продукты питания, и необходимость приобретения более дорогой теплой северной одежды, и повышенные расходы на отопление и освещение жилья, многие другие затраты, характерные для северных регионов, даже затраты на проезд к местам отдыха канадских подданных.
Вот как пишет об этой схеме "Газета.ru": " Уровни стоимости жизни в различных провинциях Канады /за единицу взят уровень Квебека/ и соответствующие этим провинциям средние температуры января.
Нью-Брансуик 0,92 –9
Новая Шотландия 0,96 –6
Остров Принца Эдуарда 0,91 –8
Ньюфаундленд 0,92 –4
Квебек 1,00 –11
Онтарио 1,14 –9
Манитоба 0,99 –18
Саскачеван 0,93 –17
Альберта 0,97 –12
Британская Колумбия 1,16 +3
Юкон 1,14 –19
Северо-Западные территории 1,37 –28
Для жителей Канады предусмотрены и специальные "северные" надбавки, выплачиваемые за работу в регионах крайнего Севера. Они в первую очередь относятся к занятым в службах и на производствах, связанных с обслуживанием населения. Такие надбавки выплачиваются работодателями, однако, государство возмещает впоследствии фирмам эти расходы в виде прямых выплат или налоговых льгот на те же суммы. Сумма выплат зависит от отрасли, в которой занят работник, однако в среднем составляет около 5–10 канадских долларов в час /приблизительно $3–6/.
Но это у них там - за границей. Каким будет у нас это самое районирование, будем ли мы использовать типологию Амлена или пойдем своим путем, остается пока только догадываться. Одно совершенно ясно – до марта, то есть до президентских выборов, никто из чиновников об этом говорить в открытую не рискнет.