О "запущенности", "будущей элите" и о "ком попало"
Первый день осени для нас по-прежнему - День знаний. Сегодня снова, как и каждый год, торжественно причесанные мальчики-первоклашки придут на свой первый урок с цветами, а у первоклашек-девочек пышные банты вновь, как и всегда, будут едва ли меньше букетов в руках. Продавцы цветов снова "наварят" на первосентябрьской распродаже чуть ли не месячную выручку. Бабушки на торжественной линейке будут вытирать слезы, а учителя – произносить торжественные речи. Высокие чиновники совершат помпезный вояж по привилегированным гимназиям и лицеям. И старшеклассник пронесет на плече девочку с колокольчиком… Однако сегодня все не так, как было прежде. Почти каждый телевизионный репортаж о приближающемся новом учебном годе заканчивался кадрами о том, как ту или школу проверяют кинологи с собаками: на предмет, не заложена ли в учебном заведении взрывчатка. И Беслан по-прежнему остается страшной незаживающей раной России. В полной безопасности уже никто себя не ощущает. И это при том, что расследование прошлогодней трагедии до сих пор продолжается...
* * *
Сегодня в России в школу отправились 15,6 миллиона детей - что само по себе уже является свидетельством демографического спада: ведь всего несколько лет назад в России было 21,5 миллиона школьников. Более того, уже три года подряд число школьников сокращается примерно на миллион . К слову сказать, в УрФО ситуация по сравнению с остальной Россией выглядит еще более – менее благополучно: так, в Свердловской области в этом году впервые за парты сядут 32 тысячи детей, это на 1000 больше, чем в 2004 году. В Челябинской области число первоклассников увеличится на 820 человек и составит порядка 30 тысяч, в Тюменской области этот показатель сравним с прошлогодним - около 13 тысяч детей. Но это – количественные показатели, и хоть в целом по стране они могут существенно отличаться друг от друга, немаловажным моментом был и остается сам уровень образования, которое, пусть зачастую и формально, но – пока еще остается всеобщим и бесплатным.
Неутешительные рейтинги
Между тем, рейтинг российской средней школы сегодня достаточно невысок в глазах самих россиян. К таким выводам накануне пришли социологи фонда "Общественное мнение". Согласно результатам проводившегося в конце августа исследования, лишь пятая часть опрошенных (21%) считает, что уровень среднего образования повысился по сравнению с советскими временами, 11% полагают, что с тех пор ничего не изменилось. Зато почти половина россиян (49%) уверена, что в СССР школа была лучше.
Нельзя, разумеется, относить это ко всем школам страны – без сомнения некоторые столичные элитные лицеи, словно пылесосы "всосавшие" в себя лучшие преподавательские кадры, свой уровень не только не снизили, но – повысили.
Кроме того, так уж устроен человек: нам всегда кажется, что раньше солнце светило ярче, вода была мокрее, да и мы были моложе…
Но мнение каждого второго россиянина, думается, все-таки достаточно объективно отражает картину в целом. К сожалению, и автору приходилось неоднократно убеждаться в том, что нынешняя российская школа далеко не всегда способна дать тот уровень знаний, на который мог рассчитывать средний ученик в Советском Союзе. И как доказательство этому – достаточно очевидный факт: сегодня большинство выпускников школ просто не имеют такого уровня знаний, чтобы самостоятельно, без дополнительной подготовки, суметь поступить хотя бы в более-менее престижный ВУЗ, не говоря уж об элитных.
Впрочем, повторюсь, это не относится к престижным лицеям и гимназиям. Более того, не секрет, что их выпускники не имеют проблем и с поступлением в ВУЗы: еще бы, дети "неэлитных" родителей там не учатся. Поэтому меня лично неприятно "царапнуло", но совсем не удивило промелькнувшее накануне в СМИ сообщение о том, что губернатор северной столицы Валентина Матвиенко заявила о своем желании узаконить элитный статус гимназий. По ее мнению, если школа отвечает за "формирование интеллектуальной элиты среди молодежи", в нее нельзя принимать кого попало.
Вот это подход! И впрямь, раз нынешние "властители жизни" твердо уверены в своих чадах, как в будущей "элите", значит, их священное право – оградить их от прочего "неинтеллектуально-неэлитного" быдла. Те же, кто "элитных" родителей заиметь не сподобился, а родился по глупости своей "от кого попало", достойны лишь презрения и образования им достаточно лишь второсортного.
Для общества проблема очевидна
Вообще, судя по опросам, молодые люди, которые сами недавно были учениками и хранят свежие воспоминания о школьных буднях, гораздо чаще говорят о бедности системы среднего образования - низких зарплатах учителей, нехватке денег на ремонт, нехватке самих преподавателей. Те же, кто успел школу основательно подзабыть - люди старше 45 - чаще обращают внимание на низкую квалификацию педагогов и качество образования вообще.
Но это не вина преподавателей, а их беда – при нынешнем уровне учительских зарплат, при полунищем существовании огромного количества самих школ (вспомним хотя бы, как в сюжете "1 канала" выпрашивала накануне у президента помощь на покраску ее школы провинциальная учительница), говорить о не то что повышении, а хотя бы о сохранении уровня преподавания просто не приходится.
Уровень государственных расходов на образование сегодня снизился до 3,2% от ВВП и постоянно уменьшается. Между тем, уровень государственных расходов на образование в начале 70-х годов прошлого века составлял 7% от ВВП СССР. И даже в недоброй памяти начале девяностых, в эпоху дикого бандитского захвата капиталов и криминальной приватизации, в эпоху после распада СССР и стремительного саморазрушения России, доля государственных расходов на образование была больше, чем сегодня : так, к примеру, в 1992 году она составляла 3,4% от ВВП.
По этому показателю Россия сегодня уступает не только Европе, но и странам Латинской Америки, Азии и даже Северной Африки.
Сократился приток в образовательную сферу молодых специалистов, масштабы платного образования достигают критической черты, а состояние самих школ иногда несет прямую угрозу жизни и здоровью детей.
Поэтому буквально накануне, "Народное правительство" (есть у нас, оказывается, такой теневой кабинет министров, сформированный коалицией "Патриоты России") предложило альтернативный подход к развитию образования в России.
"Народное правительство" настаивает на необходимости существенного увеличения расходов на образование, создании системы государственной поддержки образования, укреплении его материальной базы и развитии социальных гарантий для учащихся и работников образования. Уже в ближайшее время они предлагают увеличить расходы на образование не менее, чем в два раза, а в перспективе - до 10% от ВВП.
Эти лозунги, конечно, во многом попахивают популизмом, но здесь хотелось бы отметить две очень важные вещи. Первое – все эти требования идут вразрез, а точнее – они прямо противоположны всей нынешней "либерально-реформаторской" политике Минобрнауки во главе с господином Фурсенко, да и всего нынешнего правительства РФ в целом. Второе: эти социально ориентированные лозунги сегодня не только как никогда востребованы в обществе – они прямо отражают социальный заказ огромного числа людей. И не только преподавательского состава: все мы о будущем наших детей так или иначе беспокоимся, а потому кровно заинтересованы в том, чтобы они в будущем были здоровы, образованы, и хотя бы мало-мальски обеспечены (а последнего без хорошего образования сегодня достичь сложно, если у вас фамилия не Абрамович, конечно).
И вот, 12 октября свою всероссийскую акцию протеста планируют провести учителя школ и преподаватели вузов. Фактически профсоюзы за несколько месяцев собрали больше трех миллионов подписей под своей угрозой провести гигантскую акцию протеста. И многие аналитики и эксперты на полном серьезе считают, что результатом этой акции вполне может стать серьезное обострение политического кризиса, - и это в условиях растущей экономики, увеличения стабилизационного фонда, и т.д. и т.п… Такой массовый протест бюджетников может всколыхнуть всю страну . И последствия этого сегодня предсказать не решится, пожалуй, никто. Ведь рассчитывать на милицию, которая "утихомирит" эти акции, способные перерасти в народные волнения – по меньшей мере наивно. Разве пойдут милиционеры (у которых зарплаты тоже мизерные и у которых дети тоже в школы ходят) против педагогов? Да ни в коем разе, скорее – поддержат. Военных на подмогу звать? Они тем более тогда выступят не против народа, а – за. К чему это развитие событий может тогда привести – Бог весть…
Фурсенко: все хорошо, несмотря на запущенность
А в это же самое время вечно довольный собой, хоть и регулярно забрасываемый яйцами, министр образования и науки Андрей Фурсенко уверен в том, что все в его отрасли меняется к лучшему. "Ситуация не такая безнадежная, как в прошлом году, и меняется в лучшую сторону", - жизнерадостно утверждает министр. Однако тут же признает, что в регионах "запущенность до сих пор остается". Так, по логике министра, все у нас в российском образовании нормально, вот только в регионах… В связи с этим хочется господину министру задать вопрос: а вы сами-то в школе учились? А если учились, то хоть раз видели карту Родины нашей? Ведь одного взгляда на нее достаточно, чтобы самостоятельно додуматься до простой истины: Россия как раз из регионов и состоит , а отнюдь не ограничивается масштабами Рублевки и Садового кольца. И если в регионах образование запущено, значит оно запущено во всей России.
А Фурсенко продолжает себя нахваливать. В качестве чуть ли не главного своего достижения он называет введение ЕГЭ. Более того, Фурсенко и далее предполагает "усовершенствовать систему единого госэкзамена как общероссийской системы оценки качества образования". При этом он, как всегда в своей манере, оставляет за скобками само направление этого самого "усовершенствования". А куда, к лешему, его "усовершенствовать", если ЕГЭ уже сегодня принимают в штыки все вузы и половина средней школы, по мнению которых ЕГЭ является практически идеальным инструментом "подгонки" всех учащихся (способных и тупых, талантливых и бездарей) в одну шеренгу? Впрочем, что толку задавать нынешнему министру образования подобные вопросы – ему все равно недосуг на них отвечать: эвон сколько еще предстоит реформировать, реформировать…
***
Наступившая сегодня календарная осень как всегда ознаменовала и начало нового – политического – сезона в жизни страны. А сезон этот, по всем приметам, в отличие от осени погодной, обещает быть весьма бурным и горячим. И предвестники надвигающейся горячей (по всем приметам) политической осени уже налицо. Примером может служить та же всероссийская акция протеста педагогов, но вряд ли она станет единственной. И многое (но – уже не всё) будет зависеть от того, в каком направлении поведет корабль с гордым именем "Россия" на борту российская власть. Потому что бесконечно выкручивать штурвал вправо, в то время, когда собравшиеся под капитанским мостиком скандируют "Вле-во! Вле-во!" долго не получится. Потому как терпение пассажиров велико, но оно не безгранично. Покричат ведь, покричат, да и в рубку полезут – разбираться. Пока же волны вокруг корабля становятся все более ревущими и белыми – верный признак приближающихся рифов. И ясно уже, что для того, чтобы избежать катастрофы, большому кораблю "Россия" необходимо менять курс. В том числе – и в такой области, как образование.