14 Декабря 2024
search

Сохранит ли Россия базы в Сирии?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Политика В России

О заветном пунктире

На днях зампред сенатского комитета США по иностранным делам Ричард Лугар напомнил своим соотечественникам о том, что Россия претендует на потенциальные запасы нефти и газа в Северном Ледовитом океане и что Штаты должны срочно ратифицировать Конвенцию ООН по морскому праву от 1982 года и вступить в борьбу за полярные энергоресурсы. РФ подписала конвенцию еще в 1997 году. Но спецкомиссия ООН отвергла первый вариант ее заявки, в котором обосновывалась претензия Москвы на раздел прилегающих к Северному полюсу морей и территорий. Так за что же можно поспорить в Арктике, существует ли в реальности российско-американское противостояние в регионе и чем закончится подача второй российской заявки?

"Наши главные соперники – Китай, Япония, США, - сказал в интервью Накануне.RU ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Владимир Корзун,- Они действительно хотят осваивать дно, и у них есть технологии. Во всяком случае, они могут закупить их у норвежцев. Для того чтобы выступать против России по данному вопросу, США должны подписать конвенцию. Если они не подписывают, то не имеют никакого права возражать. Но они ее подпишут. В самое ближайшее время – 1-3 месяца. Мало того, они имеют право на остров Врангеля, который находится в нашей зоне, поскольку они его открыли. До сих пор им было не до этого, они занимались более серьёзными вещами. Раньше, вообще, штаты получали от нас много, в частности - когда Шеварднадзе дал добро на разграничения по Тихому океану. Тогда они получили гораздо больше, чем могли заиметь при справедливом раскладе. Сейчас, когда началась энергетическая война, они взялись за Арктику".

Фото: www.lukoil.ru

Не стоит не дооценивать эту угрозу. Ведь бороться, действительно, есть за что. По предварительным оценкам, на шельфе арктических морей РФ сконцентрировано около 100 миллиардов тонн углеводородов в нефтяном эквиваленте. Наиболее изученными являются недра шельфа Баренцева и Карского морей, где открыты Баренцевоморская нефтегазоносная провинция и Карская нефтегазоносная область, запасы, которых по приблизительным прогнозам составляют 54 миллиарда тонн углеводородов. В этом районе открыто 11 месторождений нефти и газа, пять из которых по своим запасам относятся к категории гигантских. Среди них газоконденсатные - Штокмановское и Ледовое, газовые Ленинградское и Русановское и нефтяное Приразломное. Кроме того, в пределах арктического шельфа РФ сконцентрированы крупные запасы различных видов твердых полезных ископаемых, в том числе цветных, редких и драгоценных металлов.

Правда, это в прибрежной шельфовой зоне. О том, что находится гораздо севернее, информации нет никакой. "Мы не знаем, что там есть и не совсем понятно, как вести разработки на очень больших глубинах, когда сверху к тому же, лед. При современном уровне развития техники это практически бесполезно. Ещё лет сто использовать Северный Ледовитый океан в плане добычи полезных ископаемых будет почти невозможно,"- отметил в беседе с Накануне.RU заведующий аналитическим отделом ИПВА Александр Храмчихин.

Но, как известно, кто предупреждён, тот вооружён. Гораздо лучше заранее начинать прорабатывать тему, дабы потом не кусать себе локти. Вашингтон как раз не теряет времени. Американские нефтяные компании, допущенные к проектам на территории российской Арктики, автоматически становятся проводниками его политики.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Другой задачей является установление контроля над российским Северным флотом. Произошедшие в последние несколько лет инциденты на российском военно-морском флоте уже сейчас начинают руководством США для вывода на новый уровень программ по утилизации объектов российских ВМС (программа Нанна-Лугара), причем теперь США требует прямого доступа своих представителей к военным объектам и технологиям. Поскольку воевать на данном театре действий довольно сложно, все российско-американские и -норвежские проблемы носят чисто политический, экономический и юридический характер.

"Норвегия объявила 200 километровую территорию вокруг Шпицбергена своей. С этим государством по данному вопросу у нас давно конфликты, независимо от позиции Америки. Здесь, скорее, проблема касается рыболовства. Но, в принципе, в юридическом плане мы можем столкнуться с ними всеми. Физическому противостоянию очень мешают природные условия. В Арктике особо не повоюешь. Там льды. На данном театре могут действовать только подводные лодки, хотя и для них тоже есть масса проблем: сложности навигации, обширные ледовые покровы и так далее. Словом, очень "тяжелое" место.
Все возможные прения будут носить политический, экономический и юридический характер. Ведь надо сперва обосновать тот факт, что шельф принадлежит именно нам. По настоящему доказать это практически невозможно, если все остальные стороны не захотят признавать. То есть сознательно объединятся против одного
",- говорит Александр Храмчихин.

Впрочем, ситуация может сложиться и немного по-иному. Ведь совсем не обязателен расклад, при котором игра приведет к итогу "война одного против всех".

"С Канадой мы не столкнемся. С Норвегией – да. У нас с ними четкие жесткие позиции, международно установленные, и здесь правда на нашей стороне. Норвегия с нами ничего не сможет сделать. Скажем, на срединной линии между нашими и норвежскими владениями есть громадное Штокмановское месторождение. Никто за него браться не будет, пока не понятно кому оно принадлежит, намечаются ли какие-то согласованные действия, есть ли договор о разграничении, подобный тому, который мы имеем по поводу Каспия с Казахстаном, - считает Владимир Корзун, - До 2008 года Россия собирается подать вторую заявку. Но заглядывать вперед сложно. По большому счёту у нас нет оснований на расширение экономической арктической зоны. Прежде всего - международных, если мы заявляем о том, что придерживаемся их. Данный сектор СССР объявил своим в 1920-е годы. И это еще не все. Допустим, мы подаем заявку на сектор, ее удовлетворяют. Но остается несколько вопросов. Мы пытаемся увеличить свой сектор, принятый Сталиным, который просто прочертил пунктир, что не имеет никакого международного признания и права. Сегодня Россия хочет доказать, что имеет все права на расширение сектора, но ничего не получится. В ООН мы данное дело проиграем. Серьезно речь идет о закреплении права на некоторую площадку континентального шельфа. Порядка 1,5 миллиарда баррелей нефти. Не так уж много и драться в принципе не за что. Тем более в арктических условиях. Но требуется еще доказать, что кусок континентального шельфа является продолжением нашей суши. Это довольно сложно".

Так или иначе, все будет зависеть от политической коньюктуры момента. Во всяком случае, "получим" не только мы, но и Канада, прочертившая однажды похожий пунктир. Кроме того, согласно исследованиям ООН, если освоение Арктики будет продолжаться нынешними темпами, то уже к 2015 году 80% (!) ее территорий займут угольные, нефтяные и газовые разработки. То есть сначала благодаря усилиям "цивилизованного" человечества (независимо от государственной принадлежности) "лунным пейзажем" станет северная суша, а потом схожая участь постигнет и морскую составляющую региона. Короче говоря, от греха подальше Организация может сказать "нет" не только российским, но и канадским, и американским претензиям. Другой разговор - кого это самое "нет" остановит?

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Вообще, по убеждению Владимира Корзуна, столь пристальное внимание иностранцев к Арктике можно объяснить следующим аспектом: "Дело даже не в углеводородах, которые нам перепадут. Самый главный вопрос, как ни странно, – Северный морской путь. Уже четырьмя комиссиями (американской, шведской, голландской и финской) доказано, что через 5-7 лет Севморпуть будет открыт для прохождения по нему судов, в том числе и танкеров, из Европы в Азию. Сейчас он открыт только до Дудинки. Когда эта дорога совсем освободится - мы выиграем очень много. И сейчас, по сути дела, "драка" идет не за арктические углеводороды, а за Севморпуть. Потому что, например, пролив Велькицкого превышает 24 морских мили, то есть является международным".

На берегах Потомака все это прекрасно осознают. В докладе Комиссии США по арктическим исследованиям "Арктический океан и изменение климата: сценарий для военного флота США", опубликованном в 2002 году, прямо указывается, что противоречия по поводу пути становятся важным пунктом в повестке российско-американских отношений. "США продолжают настаивать на том, что покрытые льдом проливы СМП являются международными и представляют собой субъект транзитных перевозок. Россия и Канада следуют политике, согласно которой все пригодные для навигации проливы в Северном морском пути находятся под их эксклюзивным контролем. У США подход к определению статуса этих проливов отличается от их точки зрения. По мере того, как эти проливы будут все больше задействованы в международном трафике, вероятно возникновение конфликтов", - утверждается в документе.

Так что, скорее всего, в первую очередь янки сделают внушение Канаде, как ближайшему соседу, и та примет штатовские условия, покуда давным-давно является "младшим братом" по материку и НАТО. Если с кем у них и появятся здесь проблемы, то, хочется надеятся, с нами.

Еще в марте 2000 года правительство РФ утвердило "Концепцию государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера", а в 2001 году были рассмотрены "Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике". В 2004-м рабочая группа президиума Госсовета по вопросам политики в отношении северных территорий разработала "Вопросы обеспечения национальной безопасности в районах Севера", констатирующий основные "болезни" региона и предлагающий (правда, в общем) способы выхода из той или иной сложной ситуации.

Например, цитируем: "Создать эффективный механизм охраны биологических ресурсов в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации" или "обеспечить сохранение присутствия России на архипелаге Шпицберген при развитии и диверсификации на нем хозяйственной и научной деятельности". Вот ещё: "принять меры по юридическому закреплению за Россией территорий полярной шельфовой зоны, богатых полезными ископаемыми". Беда только в том, что конкретики маловато, да и многие благие начинания остаются, покамест, на бумаге.

То, что наш морской Север (от границы с Норвегией на Кольском полуострове до мыса Дежнёва на Чукотке) нельзя никому отдавать, это бесспорно. Однако нужно предпринимать и конкретные действия, или не сползать на попустительство, дабы остаться при своём. Ни к чему при этом срываться в антиамериканскую, -канадскую и т.д. истерику. Но не следует и позволять возможным будущим гостям (ежели СМП откроется и в природном, и в экономическом смысле) чувствовать себя в наших морях абсолютно "как дома". В частности, можно было бы создать специальные правила для иностранного транзита по российской части СМП, исключающие вероятность его интернационализации – и деньги зарабатывать, и бизнес держать в своих руках, без всяких посторонних управляющих. Впрочем, это уже вопрос не очень далёкого будущего.

Теги: Арктика, РФ, США


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС