Объединение региональных банков как способ выживания
Наделавший много шума июльский банковский кризис обнажил любопытную тенденцию: на фоне общего усиления конкуренции между банками их число неустанно сокращается. Сегодня в России насчитывается порядка 1600 банков /до дефолта 98 года - около 5000/. Аналитики полагают, что уже через два-три года их станет меньше еще на треть. Тенденция эта вызвана тем, что крупные федеральные структуры мало-помалу вытесняют с рынка более слабых игроков, увеличивая число собственных филиалов. Региональные банки, стиснув зубы, все же пытаются противостоять усиливающейся экспансии федералов, сантиметр за сантиметром отвоевывая банковский рынок. Акционеры двух крупных свердловских банков – Свердлсоцбанка и УБРиР - накануне заявили об единой стратегии развития и даже созвали по этому поводу пресс-конференцию, на которой решили поведать журналистам о том, что сподвигло их к объединению и идет ли речь о слиянии банков. Ниже мы приводим наиболее значимые моменты состоявшейся пресс-конференции.
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, в чем заключается сам процесс объединения?
Евгений Болотин, заместитель председателя Уральского банковского союза: Я твердо убежден, что в банковской среде должно идти два процесса: на федеральном уровне должны создаваться супер-банки, способные обслуживать крупнейшие компании, в то же время, региональные банки должны искать свой путь развития. Опыт показывает, что супер-банкам интересны только очень крупные клиенты, они, как правило, мало обращают внимания на клиентов с улицы. Поэтому от поглощения региональных банков федеральными структурами страдают, в первую очередь, физические лица со средним уровнем достатка. В этом смысле объединение региональными банками своего розничного бизнеса способствует взаимному дополнению банков и позволяет сократить их издержки и увеличить прибыль. Я думаю, мои коллеги расскажут об этом процессе более подробно.
Сергей Воробьев, вице-президент Уральского банка реконструкции и развития: В начале этого года Уральским банком реконструкции и развития была принята новая концепция стратегического развития кредитного учреждения, в которой были определены основные приоритеты. Среди них – развитие розничного бизнеса, обслуживание физических лиц, а также малого и среднего бизнеса. Почему была выработана именно такая стратегия? Перспективы этого сегмента банковского рынка очень велики: кредитование населения только-только развивается, пока отрабатываются технологии. Мало внимания мы уделяем и работе с малым бизнесом, со средними предприятиями. Этот сегмент рынка тоже очень интересен и перспективен. Поэтому мы приняли решение сосредоточить максимум усилий на выстраивании взаимоотношений именно с такого рода клиентами и надеемся на серьезный результат. На следующий год мы запланировали увеличить число точек обслуживания клиентов, расширить банкоматную сеть.
Одним из важных шагов на пути к той цели, которую мы себе поставили, является объединение усилий со Свердлсоцбанком. Проанализировав деятельность банка, мы пришли к выводу, что многих кредитных продуктов, которые есть у нас, нет в Свердлсоцбанке, а мы, в свою очередь, не имеем ряда технологий, которые наш партнер может предоставить клиентам. Этот процесс объединения технологий и услуг и является для нас на сегодняшний день главной задачей. На первом этапе мы объединили сети банкоматов и получили крупнейшую сеть, которая предназначена не только для выдачи наличных, но и для организации платежей. Другой пример сотрудничества касается кредитования физических лиц: на протяжении двух последних месяцев наши клиенты могут получать кредиты в любом офисе Свердлсоцбанка.
Алексей Крохин, председатель правления Свердлсоцбанка: Работать с УБРиР мы начали с февраля этого года. До этого наш банк работал с крупными госпредприятиями, с предприятиями розничной торговли и общепита. С начала года больше внимания мы стали уделять работе с физическими лицами. Сейчас мы выдаем те же кредиты, что выдает УБРиР. В день мы выдаем потребительских кредитов на сумму порядка 400 тысяч рублей. Партнерство с банком позволило нам избежать значительных расходов: мы не потратили ни денег, ни времени на развитие этой услуги, миновав сложный подготовительный этап.
Другой плюс – увеличение в рамках стратегического партнерства времени работы с клиентами. Выработана единая система, единые стандарты обслуживания клиентов в офисах двух банков. Если подытожить сказанное, объединение банков, во-первых, усиливает их надежность, во-вторых, добавляет им ресурсов /суммарный уставный капитал превышает миллиард рублей/, и, что самое главное, повышает статус кредитных учреждений в глазах клиентов.
Вопрос: В какую форму в конечном счете выльется ваше объединение? Идет ли речь о слиянии?
Сергей Воробьев: Акционеры УБРиР не ставят задачу слияния или объединения. Мы разработали стратегию, которая призвана решить определенную задачу. Задача какая? Увеличение стоимости бизнеса и получение доходов. Если для этого необходимо будет пройти какие-то юридические процедуры, мы к ним готовы. Но они не являются самоцелью. Цель – совместно /может быть, кто-то еще из банков проявит интерес к нашему союзу/ реализовать задачу, поставленную акционерами. Мы, конечно же, продумываем юридические вопросы, но они достаточно сложные технически. Эти проблемы на клиентах никак не отразятся.
Евгений Болотин: ЦБ, кстати, сам признает проблему слияния и присоединения банков. В техническом плане, я имею ввиду. Он пытается упростить эту процедуру, но вся проблема упирается в российское законодательство. Впрочем, на Западе слияние банков тоже удачно происходит только в 30-40% случаев. Мы просто не знаем о тех объединениях, которые не состоялись. И это касается экономики в целом. В момент слияния банки и предприятия очень уязвимы для конкурентов. Поэтому зачастую куда важнее и целесообразнее сначала объединить бизнес, а потом уже думать об организационной форме.
Вопрос: Почему именно этот момент выбран для объединения? Что подтолкнуло руководство банков к совместным действиям?
Алексей Крохин: Один из моментов, которым мы руководствовались, - это усиление конкуренции на банковском рынке. Мы должны противостоять, в первую очередь, московским банкам и банкам-нерезидентам, которые приходят в Свердловскую область. Соответственно, мы заинтересованы в сохранении региональных банков.
Сергей Воробьев: Я добавлю, что в Свердловской области между региональными банками практически нет конкуренции. Мы, в основном, конкурируем с пришлыми банками, которые стремятся подмять под себя часть свердловского рынка.
Вопрос: Как Вы выравнивали процентные ставки? Кто под кого подстраивался?
Сергей Воробьев: Что мы сделали, так это увеличили и разнообразили количество вкладов в том и другом банке. Насколько я помню, в Свердлсоцбанке раньше было около одного-двух видов вкладов, в УБРиР – около тридцати-сорока. Составить единую гамму вкладов, чтобы каждый клиент мог выбрать то, что ему подходит, - это мы сделали. Что касается ставок, то мы подравняли их между собой – ничего не понижали и не повышали. Кроме того, оба банка подчиняются условиям, которые диктует рынок.
Алексей Крохин: У нас согласованная политика по вкладам. Но хочу особо подчеркнуть, что у нас не единые ставки. У нас достаточно разные клиенты по уровню достатка, социальному положению. И то, что мы согласовываем политику, - это не значит, что у нас единые ставки.
Вопрос: Будут ли банки отвечать по обязательствам друг друга?
Сергей Воробьев: Юридически это не оформлено. Но мы всегда рядом и всегда готовы друг другу в любой момент оказать любую поддержку. Объединение способствует тому, что легко становится закрывать какие-то кассовые разрывы, которые обязательно существуют в любой финансовой деятельности.
Вопрос: Отсутствие единого бренда не будет негативно влиять на клиентов, как Вам кажется?
Сергей Воробьев: Пока что человек приходит в Свердлсоцбанк и видит название Свердлсоцбанка, приходит в УБРиР и видит его название. Мы с такой проблемой не сталкивались. Если возникнет какое-то непонимание, клиенту все четко объяснят и расскажут. Ну, а общий бренд… Давайте, уральские банки, например. Что касается банкоматной сети, то она, объединена под одним названием - “Планета карт”. Этот бренд выработан для того, чтобы клиент знал, в какой банк обращается, потому что от выбора банка чаще всего зависит комиссия.
Вопрос: Евгений Геннадьевич, вопрос к Вам. На данный момент об объединении своих усилий заявили только два банка на территории области? Можно ли говорить о тенденции?
Евгений Болотин: Если говорить о стратегическом партнерстве -это функция акционеров. Что ценно в этом объединении, так это то, что акционеры согласовали какие-то стратегические направления деятельности. Пока на уровне акционеров таких банковских объединений в Свердловской области нет. На уровне менеджмента по отдельным направлениям, безусловно, есть. Общую банкоматную сеть имеют СКБ-Банк и Муниципальный банк, банки “Северная Казна” и “Гранд”. Я считаю, что в идеале сеть должна быть общей для всех банков, и банки не взимали бы комиссию с клиентов банков-партнеров. Конечно, при таком объединении необходимо соблюдать антимонопольное законодательство, так как в таком объединении потенциально таится риск сговора.
Что касается других регионов России, мне трудно сказать. Свердловская банковская система достаточно уникальна. У нас большое количество примерно равных банков. Таких регионов мало. В Тюмени банков примерно столько же, сколько в Свердловской области, но специфика рынка совсем другая. В целом же, я полагаю, что за процессами объединения региональных банков будущее.
Справка:Уральский Банк Реконструкции и Развития создан в 1990 году. По величине активов он входит в сто крупнейших банков России. Уставный капитал - 564 миллиона рублей. В числе его акционеров - НТМК, Свердловэнерго, Новгородский метзавод, Кыштымский медеэлектролитный завод, Уральские авиалинии. Председателем Совета Директоров является гендиректор Свердловэнерго Валерий Родин.
Новейшая история Свердлсоцбанка
начинается тоже в 1990 году. Он является наследником Областного управления
Жилсоцбанка СССР. Капитал банка на 1 июля этого года составил 340 643 тысяч
рублей. Прибыль на этот же момент достигла 41 709 тысяч рублей,
рентабельность капитала - 24,49%. Его акционерами являются 460 физических
и юридических лиц.