Заработанная НЕоплата
Такую картину можно увидеть чуть ли не в каждой загибающейся деревушке. Пара разваливающихся корпусов, из которых доносится грустное мычание, полупустые поля да горы неубиранного навоза. Совхоз с красивым названием "Золотая нива", что находится в Нижнесергинском районе Свердловской области, как раз из разряда таких заброшенных хозяйств. И может, все бы и дальше так шло – ни шатко – ни валко, если бы не объявился в деревне новый хозяин совхоза с непривычной фамилией – Татьяноха, активности которого, наверное, бы позавидовал сам Остап Бендер.
"Он нам так по ушам ездил, - в голос кричат местные доярки, - Обещал зарплату в три тысячи рублей. Это для нас ведь невиданные деньги. А что в итоге? Только по 150 да 200 рублей в месяц и видели. Нам детей не то, что не на что в школу собрать, кормить нечем!"
"Раньше как было – мы же понимали, что денег в совхозе нет, и руководство нас понимало, поэтому зарплату нам зерном выдавали, чтобы мы хоть свою скотину кормить могли, - рассказывает одна из местных активисток Любовь Карлыханова, -А пришел Иван Татьяноха и сказал нам – скотина ваша, чем хотите, тем и кормите. Это, мол, не мои проблемы. А ведь до этого он нам горы златые обещал, говорил, что собирается переехать в наше село и даже электростанцию построить. Чтобы мы не тратили деньги на электроэнергию ".
Ни бесплатной электроэнергии, ни зарплат местные жители в итоге не увидели. Как, впрочем, и самого щедрого директора. Как только люди поняли, что в совхозе что – то неладное происходит, собрали сельский сход, на котором решили с Татьянохой судиться и даже подали в суд. Вот только он на него не пришел. Исчез. В деревне рассказывают, что директор совхоза, предварительно продав все хозяйство, бежал из села ночью.
- Да если б мы его сейчас встретили, точно самосуд устроили бы! – грозятся обиженные доярки.
Кроме самосуда, Ивану Татьянохе, если следствие докажет, что задержка зарплаты привела к тяжелым последствиям, грозит семь лет лишения свободы. Всего с сентября по декабрь прошлого года он задолжал своим сотрудникам порядка 500 тысяч рублей. При этом, как утверждают рабочие, у него самого и близких ему людей оклады были не меньше 15 тысяч рублей.
И таких "татьянох", оказывается, в уральском регионе немало. Только в бегах сегодня 8 руководителей предприятий УРФО, которые длительное время не платили людям зарплату. Все они объявлены в федеральный розыск. Кстати, один из них – директор ЗАО "Ямалнефтеспецстрой" Геннадий Бабышев, обвиняемый в невыплате 1, 8 миллионов рублей персоналу предприятия и сокрытии имущества от налогов, уже задержан и решением суда арестован.
Всего, по данным Генеральной прокуратуры в УРФО, на начало нынешнего года общая задолженность по зарплате составила 2,6 млрд рублей. И эта цифра имела тенденцию к росту.
"Прокурорам только за 3 последних месяца пришлось опротестовать 389 незаконных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, 317 гражданских лица привлечены к дисциплинарной ответственности, а 554 объявлено официальное предупреждение о недопустимости нарушения закона, - рассказал заместитель начальника отдела Генеральной Прокуратуры в Уральском федеральном округе Олег Горбунов в интервью телекомпании "Ермак", - Более того, в отношении руководителей хозяйствующих субъектов, которые не выплачивали во время зарплату, возбуждено свыше 1200 административных дел".
И вроде бы, с одной стороны, горе – директоров понять можно – денег, действительно, нет, если предприятие убыточное и готовится к банкротству, но как считают в прокуратуре, в большинстве случаев людям не платят зарплату, потому что вся она благополучно оседает в карманах руководства.
"Прокурорские проверки показывают, что часто руководители по своей личной инициативе не платят деньги, - говорит заместитель начальника отдела Генеральной Прокуратуры в Уральском федеральном округе Олег Горбунов, - Руководитель госорганов, местного самоуправления из бюджетных средств оплачивает личные поездки, тогда когда на это денег нет. И наоборот – затягивание с выплатой тогда, когда на это деньги есть. Приведу пример. 1 июня этого года прокуратурой города Пласта Челябинской области было возбуждено уголовное дело в отношении директора училища номер 134 в связи с невыплатой зарплаты. Следствием установлено, что 6-ти преподавателям зарплату не выплачивали с августа прошлого года. Вместе с тем деньги на выплату были, а директор использовал эти средства на ГСМ, на ремонт служебного автомобиля. Решением суда директор были признан виновным. Он был приговорен к 3 годам лишения свободы".
Примеров на самом деле множество. Так, прокурором Асбеста возбуждено уголовное дело в отношении руководства Малышевского муниципального предприятия "Теплоэнерго". Повод тот же - задержка заработной платы. Рабочие же отсутствие денег уже третью неделю отмечают забастовкой. И непонятно, будет ли в этом году в поселке тепло. Сейчас имущество котельных арестовано за долги. Администрация поселка ведет переговоры с газовой компанией: предлагает ей взять предприятие в аренду и вывести из финансового кризиса. Другой пример - на Красноуральском химическом заводе, где работает больше 2 тысяч человек, общая сумма задолженности по зарплате составляет порядка 3, 5 миллионов рублей. Директор предприятия находится под следствием.
Из всех арестованных в УРФО директоров предприятий - 40 сейчас дисквалифицированы. Это значит, что нерадивому хозяину запрещается занимать руководящую должность в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, руководить предприятием и т.д. Дисквалификация назначается от года до 3-х лет. То есть в течение этого времени человек не имеет права руководить любым юридическим лицом. Но правоохранители эту меру наказания считают несерьезной.
"Есть определенные лица, которые, несмотря на решение суда, продолжали выполнять управленческие функции, - рассказывает Олег Горбунов, заместитель начальника отдела Генеральной Прокуратуры в Уральском федеральном округе, - Такие факты имели место быть, в частности, в Тюменской области. Прокурорами это серьезно отслеживаться и в отношение этих лиц возбуждается административное производство. Санкции – наказание в виде штрафа в размере 50 МРОТов. Дисквалификация назначается только судом, и она, конечно, фиксируется в трудовой книжке и в решение суда и в исполнительных документах"».
Да, с одной стороны, прокуратура делает благое дело – возвращает народу честно заработанные им денежки, здесь даже подсчитали, что только мерами прокурорского реагирования задолженность в Уральском федеральном округе была сокращена с 2,6 до 1,8 млрд. рублей.
Но, с другой стороны, как показывает практика, какой бы ни была беспощадной война с нерадивыми директорами в отдельно взятом регионе, сумма задолженности по зарплате в целом по стране по – прежнему колеблется в пределах 25 миллиардов рублей. В прокуратуре разводят руками – нам в одиночку не справиться.
"На первом плане борьбы должны стоят органы трудовой инспекции, - считает Олег Горбунов, - Но практика показывает, что хотя они и выявляют в год в целом по России более 2 млн. правонарушений, но отдача не велика. Почему это происходит? Органы трудовой инспекции не используют в полном объеме предоставленные им полномочия. Приведу пример. Приходит трудовой инспектор на предприятие, видит нарушения, что он делает? Выписывает руководителю предприятия предписание об устранении выявленных нарушений. А самое основное – контроль за устранением нарушений - он не производит. А у них есть право привлекать к административной ответственности, писать исковые заявления в суд, но этого не делается. Для этого нужно большой объем работы провести, нужен соответствующий объем юридических знаний. А проверки показывают, что элементарные протоколы об административных правонарушениях просто юридически неграмотно составляются. И такие протоколы не легитимны и по ним люди не могут быть привлечены к ответственности. Такие нарушения выявлены практически во всех субъектах УрФО".
Другая проблема – наше законодательство, которое сегодня предусматривает серьезные меры наказания только в том случае, если доказан корыстный умысел заворовавшихся руководителей.
"Российская газета" приводит пример : "Достаточно вспомнить недавнее дело по Хакасии, на шахте "Енисейской", когда управленец господин Тен Ен Так после двух месяцев голодовки своих подчиненных и огромного общественного резонанса оказался – таки на скамье подсудимых. И был наказан – 80 тысячами рублей штрафа. Даже его ежемесячные 100- тысячные заработки, даже торговля углем "налево" по демпинговым ценам, не сыграли роли. И несмотря на протест прокуратуры, наказание директору судом ужесточено не было".
Далее РГ сообщает о том, что сейчас в комитете Госдумы по труду и социальной политике подготовлено несколько законодательных инициатив. Если они пройдут, то правоохранителям и правосудию в этом вопросе станет намного проще работать. В частности, предлагается взыскивать штраф не только с руководителей, но и организаций. Кроме этого, статью 145 прим. Уголовного кодекса дополнить санкцией для руководителей организаций при невыплате зарплаты независимо от того, имелась ли корыстная или иная личная заинтересованность в этом. Предлагается ввести административную ответственность в виде штрафа при задержке зарплаты от 15 дней до 2 месяцев. А также дать право работникам и их представителям инициировать процедуру банкротства или открытие конкурсного производства. И еще одна любопытная идея – ввести институт страхования зарплаты.
Все это, кончено, весьма заманчиво, но, если вспомнить, что масса долгов по зарплате накопилась в стране в таких сферах, как здравоохранение, ЖКХ, образование, которые финансируются за счет бюджета, сложно представить себе, как и кого здесь будут наказывать…