Обратный отсчет или CASH OUT перед бурей?
Не оплакивай, смертный, вчерашних потерь
Дел сегодняшних завтрашней меркой не мерь,
Ни былой, ни грядущей минуте не верь,
Верь минуте текущей – будь счастлив теперь...(Подсмотренный стих)
Года три назад один мой знакомый – начинающий государственный менеджер - такой, знаете, из молодых и ранних, сказал: «Да плюнь, все ведь знают, скоро наши границы пройдут по МКАДу, нужно только получше подготовиться» И персонаж продолжил делать свою головокружительную карьеру. Он многого добился сегодня, этот господин, хотя вряд ли изменил свое мнение. Впрочем, надо признать – интуиция ему тоже редко изменяла.
Все последние годы мы мечемся между надеждой и отчаяньем. Надеждой – что призрак неминуемой гибели оставил страну в покое. Отчаяньем – от того, что видим вокруг каждый день. Такая подвешенность (еще говорят стабильность), она даже хуже, чем обреченность. Она равносильна неизвестности. Похожа на длинную паузу между ударами по разбитой голове.
Даже сидя у подножья властной пирамиды, стараешься анализировать, прикидывать. За кремлевские стены-то кто из нас заглянет? Но даже самому маленькому человечку, самому забитому абоненту мобильной связи, самому ничтожному посетителю "Икеи", самому скромному Интернет-юзеру, самой жалкой единичке телевизионного рейтинга все-таки хочется какой-то конкретики. Смысла какого-то.
Что имеем? А давайте считать. К весне 2007-го года мы:
- Загнали Белоруссию в берлогу. Не нужны нам их РЛС. Причем ровно тогда, когда НАТО окапывается на ближних рубежах. Случайно совпало?
- Удостоились позитивной оценки министра обороны и некогда главного советолога ЦРУ Роберта Гейтса, прошедшего в 91-м году по Красной Площади со словами - "Мы победили" (Би-Би-Си не даст соврать). Сегодня Гейтс считает, что наше руководство "заботится о восстановлении страны". Хороший повод вернуть ее в список вероятных врагов, ведь (внимание!): "Неизвестно, что произойдет в России в ближайшее время". О чем он?
- Предложили американцам кусочек ЮКОСа. Об этом сообщают газеты после встречи главы Газпрома с послом США. Среди кандидатов: Шеврон – нефтяная альма-матер половины нынешней американской администрации. Что это? Сделка с дьяволом? Зачем? Или американцы сошли с ума - на одной и той же неделе требуют признать Ходорковского политзэком, попутно примеряя на себя его активы?
- Подписали договор с Татарстаном. Татарстан получил практически статус "государства в государстве". На очереди Башкирия. В Чечне не сегодня-завтра останется один официальный хозяин. Под ним – хорошо вооруженная, накачанная деньгами, моноэтническая, практически самостоятельная республика. Как поведет себя он, если в Москве вдруг "осложнится обстановка"? Как поведут себя главы "укрупняемых" супер-регионов и правильно ли мы поняли смысл этого укрупнения? Зачем господа Волошин и Абрамович совершают вояжи по Камчатке? Нам говорят – бояться можно было раньше, когда существовала угроза распада страны. Теперь бояться нечего. Ой, ли?
- Вернули посла в Грузию. Грузин – на рынки и в казино. Молдавское вино – в магазины. Демонстративно миримся со всеми, с кем еще полгода назад чуть не дрались. Приднестровью намекаем – поиграли и хватит, пора назад, в Молдавию. Украине обещаем восстановить газовый консорциум имени Л.Д. Кучмы.
- Начали подготовку к акционированию оставшихся системных ФГУПов. Приватизация и акционирование идут рука об руку, на прежних скоростях – просто это уже не новость, что тут обсуждать. Параллельный процесс – массовый выход (кто-то скажет бегство) частных компаний на IPO – несмотря на все лимиты по размещениям за рубежом. Невольно возникает мысль – не легализация ли это капитала, не пресловутый ли cash out перед чем-то грозным, чего все ждут, но никак не произнесут вслух?
- Пощекотали международное сообщество темой контроля над нашими ядерными арсеналами. Мол, как вы без нас?
- Только что на лбу не написали слово "демократия". Она у нас и суверенная, и развивающася, и самодостаточная, и подлинная. Будто, оправдываемся перед кем-то. Неужели, если она действительно такая, в этом есть необходимость? Неужели нужно обязательно искать сходства между нашим вполне здоровым и архивным американским президентом, который полвека назад "не позволил стране скатиться к социализму"? Кому адресованы все эти исповеди? Что они должны искупить?
- Вступили в ВТО в момент, когда сама эта организация дышит на ладан. Дохийский раунд переговоров сделал ее клубом богатеньких буратин, которые заботятся только о своих рынках, прикрываясь болтовней о свободной торговле. Но мы-то куда?
- Назначили первого виноватого. Зурабов. Ну, этот пожалуй, заслужил. Хотя вряд ли он играет роль козла отпущения – только "ради искусства". Роль неблагодарная. Должна оплачиваться по двойному тарифу.
Да, забыл. Плюс ко всему мы заметно повысили свое благосостояние. У нас стало больше денег. Это факт. Это плюс.
Список на самом деле гораздо длиннее. Что же мы делаем? Это очередная петля, которую Россия, как заяц, выписывает перед злым, но обалдевшим от ее ужимок Западом? Или просто начался обратный отсчет, всем все стало ясно и можно уже ничего не скрывать?Очень похоже, что второе.
Каждый вечер по дороге с работы ожесточенная, потерявшая смысл в жизни страна тупо стоит в автомобильных пробках. Все знают – через год станет совсем невозможно ездить. Но каждый постарается купить себе автомобиль. Потому что он – победитель. Он – заработал. Отодрал свой кусок от этой собачьей жизни. Кусок, который никто не отнимет. Каждый вечер Россия, лишенная цели, расчлененная на, дай бог, чтобы 140 миллионов (а то ведь уже меньше, небось) потребительских душ, утыкается в телевизор. В телевизоре нет пробок. Нет войны. Нет голода. Там гладко причесанные тетки и модные дядьки играют в сериалах про любовь в офисах и разборки из-за пакетов акций. И, когда в новостях сообщат, что Белоруссии отключили газ, это выглядит логично – "они же хотели кинуть нас на бабки". Есть ли на свете преступление страшнее?
Что бы ни декларировалось с больших трибун, наша элита и та часть населения, которой перепадают кости со стола элиты, окончательно встроилась в мировую пирамиду потребления. Во всемирную Америку, простирающуюся от острова Хоккайдо до мыса Горн. От калифорнийской Санта-Барбары до Новой Рублевки. Этих людей интересует счастье "здесь и сейчас", cash "здесь и сейчас". И они готовы откусить голову каждому, кто попробует заговорить вслух о "завтра".
Есть, наверное, только одна прослойка людей, которая может еще что-то изменить. Те, кого на Западе называют siloviki, на кого наш рублевский, маасковский бомонд давно точит зубы, чья тотальная люстрация уже вписана в американский календарь на 2008-й год. Многие из них, пока словно дети, тоже играют в кубики IPO, отогреваются у большого нефтегазового костра, от которого давно оплавились звездочки на их погонах, наполняют деньгами банковские счета своих правнуков. Но когда начнется то, что имеет в виду господин Гейтс, в первую очередь придут именно за ними. Неужели они не думают об этом? Натовские противоракеты по нашим границам вкапывают, разумеется, не "от чубайсов", а от сумасшедших и непредсказуемых русских офицеров, которые могут в трагическую минуту истории вдруг отказаться от сытной сырьевой пайки и расчехлить свой проржавевший маузер. Могут ли?...