23 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBq78B
По ссылке http://remont.youdo.com/electrician/wiring/price/, подробнее здесь.
Рекомендуем: http://remont.youdo.com/electrician/lighting/other/natyagnoy/, подробное описание здесь.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Образование. Уроки выживания

Проблема. В ближайшие годы российская система высшего образования претерпит кардинальные изменения. Государство решительно взялось за преобразование этой сферы. Значительное число вузов станет жертвами реформы.

Тема высшего образования долгое время была немодной и неактуальной. Государство на годы удалилось из этой сферы, занимаясь собственными проблемами. Вузы множились невероятными темпами, изобретали собственные способы выживания в рамках рыночной экономики и при этом жили обособленной, им одним понятной жизнью. Общество молчало. Такие проблемы как микроскопическая преподавательская зарплата, падение качества образования, коррумпированность экзаменационных комиссий и недостаток финансирования набили оскомину. В последние годы, когда государство решило обратить свой немилостивый взгляд на высшую школу и начало готовиться к масштабной реформе образования, ситуация резко изменилась.

Загадочные аббревиатуры ЕГЭ (единый государственный экзамен), ГИФО (государственные именные финансовые обязательства) вошли в обиход. Тема высшего образования и огромного кома накопившихся вокруг него проблем внезапно стала интересной и повсеместно обсуждаемой, а министр образования и науки Андрей Фурсенко, предлагающий один за другим все новые кажущиеся невероятными проекты, превратился в популярного ньюсмейкера.

Три сорта. Одна из последних инициатив министра, способная полностью изменить систему российского высшего образования, - деление вузов на три категории. Статус привилегированных национальных университетов получит ограниченное число мультидисциплинарных учебных заведений (от 10 до 20): им обещают предоставить полное государственное финансирование и право самостоятельно определять академическую политику. И значит, решать, переходить им или нет на двухступенчатую систему бакалавриата-магистратуры, которая в ближайшие годы будет введена повсеместно, и определять круг и программу экзаменов.

Федеральными объявят около 200 вузов, они получат и меньше денег, и меньше свобод. Вполне возможно, что их ректоры будут назначаться сверху чиновниками из министерства. Третья категория – вузы регионального значения - смогут предоставить бюджетные места только бакалаврам. А это значит, что подготовка специалистов и магистров полностью перейдет на внебюджетную, платную основу и систему образовательных кредитов, закон о которых только-только разрабатывается. Разделять учебные заведения на группы хотят в зависимости от уровня знаний, которые они обеспечивают. Система оценки будет включать около 60 критериев. Основным критерием предложили выбрать очень неожиданный - зарплату выпускников.
Понятно, что наименее значимые с государственной точки зрения учебные заведения не смогут выстоять в новых условиях и закроются. И вероятно, это будут, в первую очередь, медицинские, педагогические, сельскохозяйственные и вузы культуры. Потому что, согласно статистике, пять последних мест по уровню заработной платы занимают следующие специалисты (по убыванию): врачи, ученые, педагоги, люди культуры, работники сельскохозяйственной сферы.

«Образовательное сообщество было повергнуто в шок последним заявлением Андрея Фурсенко о том, что главным критерием разделения вузов на категории будет заработная плата выпускников,  - комментирует первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы Олег Смолин. – Пострадают профессии, которые составляют человеческий потенциал нации. Если предложенная оценка будет принята, первыми станут закрываться именно те учебные заведения, которые выполняют наиболее важные государственные функции».

Другое мнение по этой проблеме у первого проректора Высшей школы экономики Льва Любимова, который считает правительственные инициативы закономерными и правомочными: «Я не понимаю, почему министр образование должен финансировать пединститут в Барнауле, который обслуживает региональный рынок и должен получать средства из регионального бюджета. Сегодня идет зарывание денег в песок. Когда мы тратим средства налогоплательщиков на вузы, которые работают на себя, это неправильно. Поэтому категоризация высших школ необходима».

Пока не сообщается, какие из вузов попадут в высший эшелон. Известно только, что такие общепризнанные лидеры в своих областях, как МФТИ и МГИМО, именно из-за своей узкой специализации не смогут претендовать на звание национальных мультидисциплинарных университетов.

Экономная политика. Еще одно громкое заявление министра образования, всколыхнувшее общественность, касалось радикального сокращения бюджетных мест. Уже с этого года количество студентов-бюджетников в государственных вузах уменьшится на 43 тысячи. В первую очередь сокращение коснется гуманитариев - филологов, экономистов и педагогов (последние, в частности, учатся за государственный счет, а потом работают не по специальности). Министерство посчитало, что их в стране переизбыток. Таким образом, государство сэкономит за год 860 млрд рублей, так как на обучение одного студентам уходит в среднем 20 тыс. рублей. На бесплатное отделение в 2005 году поступит чуть больше 567 тысяч абитуриентов (аттестат о среднем образовании получит почти 1,3 млн выпускников). Правительство намеривается выстроить новую систему кадрового обеспечения экономики, поэтому редкие и нужные специальности, напротив, будут финансироваться интенсивнее. Например, количество бюджетных мест по направлениям «Автоматика и управление» и «Сфера обслуживания» увеличится соответственно на 1 и 2,6 %.

Видимо, в правительстве посчитали, что образовательная политика должна быть экономной. С чем не согласен ведущий научный сотрудник МГУ им. Ломоносова Андрей Колганов: «Есть такие сферы общественной жизни, которые нельзя мерить исключительно экономическими критериями. И образование относится к их числу. Это не сфера бизнеса, а сфера культурного воспроизводства нации и сфера социализации человека. Если мы будем забывать об этих функциях, мы лишим себя полноценной системы образования, а, следовательно, и полноценного общества».

Перенаселение. Многие специалисты считают, что в России слишком большое число вузов, многие из которых появились в 90-е годы, и это одна из глобальных проблем высшей школы. «Вузов в России сейчас более 3 тысяч: 360 - государственные университеты, около 600 – их филиалы, остальные – частные учебные заведения, - рассказывает проректор Санкт-Петербургского госуниверситета Владимир Троян. - Проблема заключается в том, что многие из «карманных» вузов, созданных по ограниченному числу специальностей и принципиально неспособных дать качественного образования, получили лицензии бывшего Минобразрвания, аккредитованы и выдают дипломы государственного образца». Похожей точки зрения придерживается и Лев Любимов, он отмечает: «Огромное количество институтов не готовят специалистов, а собирают деньги с родителей за дипломы политологов, банковских служащих, юристов, за дипломы, которые на рынке ничего не стоят». Это какая-то вакханалия, а не высшее образование. Здесь наводить порядок».

Очевидно, что подобные малые предприятия от образования были сколочены с целью обогащения учредителей, а не из благородных побуждений «сеять разумное, доброе, вечное». Лицензирование и аккредитация большинства частных вузов проводилась с нарушением элементарных требований, которые должны предъявляться к организации и содержанию учебного процесса. Качественный уровень образования существенно снизился, а диплом российского вуза перестал быть гордостью и ценностью. И многие полагают, что ситуацию надо немедленно исправлять. Исходя из этой точки зрения, предложенная правительством переаттестация вузов необходима. И значит, если она состоится, и критерии аттестации будут уточнены и ужесточены, количество высших учебных заведений в России резко сократится.

Нет – льготам. Нигде в мире учебные заведения не платят налоги в полном объеме - только от своей побочной деятельности. А на российские вузы вскоре может лечь непосильное для многих налоговое бремя.

«Закон о монетизации льгот резко ограничил социальные гарантии, в том числе и образовательные, которые чаще плохо, но все-таки действовали в России, - отмечает Олег Смолин. - По этому закону вузы лишаются целого ряда положений, согласно которым они могут зарабатывать деньги и ими распоряжаться. У высших учебных заведений отняли экономические свободы».
Еще один немаловажный момент: 1 января 2006 года истекает срок моратория на решение об отмене налоговых льгот для вузов. Если законодатели не примут решения о продлении льгот, образовательные учреждения будут обязаны выплачивать налог на имущество и землю. Затраты многократно возрастут, и моментально вырастет стоимость обучения: вузы не смогут самостоятельно покрыть дефицит, и налоговое бремя ляжет на плечи внебюджетных студентов.

В большинстве развитых стран, напротив, в образовании в последнее время преобладает социальное и демократическое направление (в первую очередь, помощь детям из малообеспеченных семей). Российские чиновники предпочитают обращать внимание на другую мировую тенденцию, связанную с ростом коммерциализации этой сферы, но смотрят на проблему однобоко. «Да, в развитых странах коммерческая сторона образования усиливается, но доход на душу населения  большинству позволяет это образование получить, - объясняет Андрей Колганов. – И там существует развитая система поддержки малоимущих студентов: благотворительные фонды, гранты, государственные субсидии, образовательные кредитов, выдаваемые на довольно мягких условиях». В России подобной системы не существует, поэтому применение принципов коммерциализации приведет к тому, что образование, ставшее по преимуществу платным, будет доступным только детям из обеспеченных семей.

Российские ВУЗы

Наименование

Год

основания

Кол-во
бюджетных
и платных
мест
Кол-во
студентов
Конкурс
на место
за пос
ледние
пять
лет
(средний
пока
затель)
Средний
балл
на выпуске
(2004 г.)
Статья
бюджета,
отве
денная
на научно-
исследо
вательские работы,
млн рублей
Наличие
центра
трудо
устройства
выпускников
Число
предста
вителей
бизнеса, прини
мавших
участие
в занятиях в качестве препод
авателей (2004 г.)
Стои
мость
обуче
ния в год
Астраханский
государственный
университет
1932 10,8 тыс./
7,76 тыс.
(в целом)
12,4 тыс. 3,5 4,3 1,6 да 4 20тыс.
руб.
Воронежский
госуда
рственный
университет
1918 10,9 тыс./
10 тыс.
(в целом)
21 тыс. 6,35 4,4 46,5 да 121 30тыс.
руб.
Высшая школа
бизнеса и
менеджмента
Международного
университета
в Москве
1992 Все
платные
120 тыс. 1,2 4,8 0,25 да 8

$8,5

тыс.

 Вятский
государ
ственный
университет
 1951  6 тыс./
10,2 тыс.
(в целом)
 15,7 тыс.  5  4,3  11  да  48 19,3тыс.
руб.
Высшая
школа
экономики
 1992  936/ 679(на 1 курсе)  5 тыс.  4,1  Оценка
по ВКР*
 241  да  17 $ 5,5 тыс.
Институт
бизнеса и
делового
администри
рования
 1989  10/50
(на 1 курсе)
 253  2,35  4,5  Не ука
зано
 да  11 $ 6,5 тыс.
 Красноярский
государ
ственный
университет
 1968  6,5 тыс./3,5 тыс.(в целом)  10 тыс.  5,1  4,3  Не указано  да  16  50,5 тыс. руб.
 Кемеровский
государ
ственный
университет
 1953  2,1 тыс./2,6 тыс.(на 1 курсе)  21,5 тыс.  3,4  4,4  44,7  да  35  24,6 тыс. руб.
 Международный
независимый
эколого-
политоло
гический
университет
 1992  Все платные  3,5 тыс.  2,5  4,7  3,6  да  6  33,5 тыс. руб.
 Московская
международная
высшая
школа
бизнеса
«Мирбис»
 1988  Все платные  781  2  4,6  1,3  да  10  132 тыс. руб.
 Московская
финансово-
юридическая
академия
 1991  Все платные  16,5 тыс.  нет  3,7  5  да  37  $ 1,25 тыс.
 Московский
автомобильно-
дорожный
институт
 1930  1,5 тыс./589 (на 1курсе)  9,3 тыс.  4,15  4,5  Более 1  да  11  41 тыс. руб.
 Московский
государ
ственный
институт
стали и
сплавов
 1930  1,2 тыс./871 (на 1курсе)  Свыше 10 тыс.  4,38  4,7  Не указано  да  Не указано  44 тыс. руб.
 Московский
государ
ственный
университет
экономики,
статистики
и информатики
 1932  555/662(на 1 курсе)  4,6 тыс.  3,9  4,5  27,7  да  160  $ 2,2 тыс.
 Московский
институт
экономики,
политики и
права
 1992  Все платные  433  нет  4,4  нет  нет  30  39,2 тыс. руб.
 Пензенский
государ
ственный
университет
 1943  7,23 тыс./3,1 тыс.(в целом)  10,5 тыс.  2,5  4,23  26,3  да  114  17,5 тыс. руб.
 Пермский
государ
ственный
университет
 1916  1,5 тыс./970 (на 1курсе)  14 тыс.  5,1  4,4  85,6  да  190  35,5 тыс. руб.
 Российская
международная
академия
туризма
 1992  Все платные  2,8 тыс.  1,8  4,6  6,11  да  254  $ 1,45 тыс.
 Самарская
государ
ственная
экономическая
академия
 1931  1 тыс./680 (на 1курсе)  11,3 тыс.  3,24  4,5  0,65  да  Не указано  35 тыс. руб.
 Санкт-
Петербургский
государ
ственный
университет
им. Бонч-
Бруевича
 1930  650/630(на 1 курсе)  8,3 тыс.  8,2  4,6  нет  да  44  39,6 тыс. руб.
 Санкт-
Петербургский
государ
ственный
университет
экономики и
финансов
 1930  2 тыс./245 ( на 1курсе)  10 тыс.  4,8  4,6  0,37  да  210  96 тыс. руб.
 Саратовский
государ
ственный
аграрный
университет
им. Вавилова
 1997(1913)  2,7 тыс./1,3 тыс. (на 1курсе)  19,6 тыс.  3  4,2  23,7  да  38

 25,3 тыс.

руб.

 Саратовский
государ
ственный
социально-
экономический
университет
 1931  777/700(на 1курсе)  6,5 тыс.  2,9  4,4  22,7  да  42  30 тыс. руб.
 Таганрогский
государ
ственный
радио
технический
университет
 1952  910/510(на 1 курсе)  8 тыс.  2,9  4,6  0,15  да  7  19 тыс. руб.
Тихоокеанский
Государ
ственный
экономический
университет
 1963  683/все,
прошедшие
собесе
дование
 12,2 тыс.  5,6  4,3  15,5  да  174  41,5 тыс. руб.
 Томский
политех
нический
университет
 1896  12 тыс. /7,7 тыс.(в целом)  19,7 тыс.  4,3  4,4  357  да  25  34 тыс. руб.
 Тюменский
государ
ственный
нефтегазовый
университет
 1963  9,6 тыс./28,8 тыс.(в целом)  38,4 тыс.  4,4  4,3  Не указано  да  21  34,6 тыс. руб.
 Тюменский
государ
ственный
университет
 1973  1,22 тыс./1,2 тыс.(на 1курсе)  34 тыс.   4,53  Не указано  0,11  да  50  27,3 тыс. руб.
 Уральский
государ
ственный
Университет
им. Горького
 1920  1,4 тыс./1,9 тыс.(на 1 курсе)  16,8 тыс.  11,7  4,5  64,7  да  118  41 тыс. руб.
 Финансовая
академия
 1918  820/300(на 1курсе)  8,8 тыс.  7,1  4,6  6,5  да  47  139 тыс. руб.
 Хабаровская
государ
ственная
академия
экономики
и права 
 1970  Не указано  12,5 тыс.  4,16  4,2  0,88  да  114  34 тыс. руб.
 Челябинский
государ
ственный
агроинже
нерный
университет
 1930  850/370 (на 1курсе)  5,7 тыс.  3,3  4,3  2,1  да  25

 15 тыс.

руб.

По данным вузов на 1 января 2005 г.

* Оценки по выпускной квалификационной работе (ВКР) : отлично – 60 %, хорошо – 28 %, удовлетворительно – 9 %, неудовлетворительно – 3 %.

                                         автор - Маргарита Удовиченко

Материал предоставлен Журналом "Финанс"

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС