20 Сентября 2024
search

Не валяйте Дурова

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBpips
Смотрите здесь - http://remont.youdo.com/plumbers/pan/dismantling/price/ по этой ссылке.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Общественная палата - экзамен на зрелость

Как известно, проект федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации" одобрен депутатами Госдумы в первом чтении. Ожидается, второе и третье, окончательное чтение законопроект пройдет в феврале. Идею создания Общественной палаты как механизма вовлечения широких кругов общественности в реализацию госполитики, осуществления гражданской экспертизы законов и общественного контроля за деятельностью органов госвласти, создания некой площадки для диалога между властью и обществом высказал Владимир Путин. Собственно, его понимание предназначения Общественной палаты, озвученное 13 сентября прошлого года, и легло в основу концепции федерального закона.

Согласно законопроекту, принцип формирования Общественной палаты таков: 42-х человек в ее состав назначает сам Президент. Кандидатуры выбираются из числа граждан РФ, "имеющих особые заслуги перед государством и обществом". Затем Президент предлагает им приступить к формированию полного состава палаты. Таким образом, эти 42 человека принимают решение о приеме в члены палаты еще 42-х представителей общероссийских неполитических общественных объединений /по одному представителю от объединения/. И численность Общественной палаты увеличится до 84 человек.

В дальнейшем эти 84 человека принимают решение о приеме в состав палаты 42-х представителей региональных и межрегиональных общественных объединений - по одному представителю от объединения /всего же - по шесть представителей от каждого федерального округа/. Таким образом, регионы будет представлять треть Общественной палаты.

Между тем, хотя законопроект уже одобрен Госдумой в первом чтении, в регионах еще не всем понятно, как палату будут формировать. "Закон готовился очень спешно и требует доработки, - высказался в интервью "Накануне.RU" председатель Областной Думы Законодательного собрания Свердловской области Николай Воронин, - Я почитал саму процедуру выдвижения предложений Президенту - она нечетко, достаточно схематично написана. Законопроект прошел только первое чтение, а мы имеем большую практику, когда закон, который подписал Президент, существенно отличается от первоначального. Я не исключаю, что при доработке в закон об Общественной палате будут внесены существенные коррективы".

"Кем определяются кандидатуры на местах? ...Ну, это большая загадка, - говорит председатель Общественной палаты Свердловской области, ректор Уральского государственного университета им. А.М.Горького Владимир Третьяков, - Мы собирались дважды для того, чтобы внести какие-то предложения в Госдуму по поводу принимаемого закона. Обсуждали прописанные в нем принципы формирования палаты. Первые 42 человека назначаются Президентом, они утверждают следующих 42-х с помощью, так сказать, анкетирования, а потом еще 42-х человек... каким-то, неясным, путем отыскивают в регионах".

Вполне логично иное формирование федеральной общественной палаты, - считает Владимир Третьяков. Например, из представителей общественных палат регионов. Делегаты же выбираются голосованием или анкетированием участников региональных палат, либо через массовый опрос общественных объединений. Такое предложение Общественная палата Свердловской области направила председателю Госдумы Борису Грызлову.

"В целом, документ /проект ФЗ "Об Общественной палате РФ"/ концептуально отражает главные идеи, заложенные в основу формирования и развития гражданского общества, формы участия  общественной палаты в решении социально-экономических вопросов страны, - считает председатель Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, председательОбщественной палаты при губернаторе округа Сергей Харючи,Общественная палата могла бы стать одним из субъектов гражданской экспертизы. На общественное обсуждение могут быть вынесены вопросы, находящиеся на рассмотрении в обеих палатах парламента и затрагивающие интересы значительного числа граждан.  Главный вопрос, от которого зависит успех реализации идеи, - насколько и как рекомендации палаты будут восприниматься государственными структурами. Мне представляется необходимым конкретизировать механизмы влияния Общественной палаты на исполнительную и законодательную власть".

"Жесткой процедуры делегирования кандидатов от регионов в федеральную палату в законопроекте не прописано, поэтому возможны разные сценарии , - объясняет главный советник Департамента по внешней информационной политике аппарата полномочного представителя Президента в УрФО Илья Горфинкель, - Например, создание неких региональных собраний общественных объединений, которые будут делегировать своих представителей. Возможно, созыв собраний общественных объединений в рамках федерального округа, по образцу того, которое уже состоялось в УрФО в ноябре прошлого года. То есть, возможны различные схемы".

"Что касается роли аппарата полномочных представителей президента в федеральных округах, основная задача в том, - отмечает Илья Горфинкель, - чтобы обеспечить контроль над реализацией данного федерального закона. В частности, обеспечить координацию и создание всех необходимых организационных предпосылок /в том числе в субъектах Федерации, входящих в округ/ для того, чтобы своевременно делегаты от УрФО были предложены в Общественную палату. Чтобы федеральный округ был достойным образом там представлен. Что касается определения самих кандидатур, разумеется, это дело, собственно, гражданских институтов".

Вместе с тем, хотя федеральный закон этого и не предусматривает, в регионах уже созданы инициативные группы по формированию общественных палат /в том числе и на муниципальном уровне/, по тому же типу, что и федеральная. Потребность в этом есть. "Главное, на чем я всегда настаиваю, роль палаты - обеспечение обратной связи между правителями и народом, - продолжает Владимир Третьяков, - По целому ряду животрепещущих вопросов нами были приняты решения, направлены в органы власти. Однако, каким образом эти предложения исполняются, исполняются ли вообще, - вопрос второй. Можно даже сказать, он нас и не касается. В палате нет органа, который бы следил за выполнением ее решений. Это общественная работа, мы обращаемся к власти, а власть уже сама решает – принимать или нет, учитывать наши рекомендации или нет".

"Общественная палата у нас существует, - говорит Николай Воронин, - Но по статусу и функциям, которые сейчас придаются федеральной общественной палате, это совершенно другое формирование, поэтому нам нужно будет корректировать свою позицию с федеральным законодательством".

"Вот, к примеру, если мнение общественной палаты в регионах будет учитываться при выборе губернаторов /!/, уже по новой системе - назначения Президентом, то ее роль возрастет неизмеримо. Нужен буквально один росчерк – общественная палата может рекомендовать Президенту... и всё", - высказывает идею   Владимир Третьяков.

"Я считаю, сам факт создания Общественной палаты при губернаторе автономного округа говорит о том, что назрела необходимость объединения усилий, интересов общества и власти, и, что не менее важно, - власть готова к взаимному диалогу, - отмечает Сергей Харючи, - Гражданские объединения сегодня еще недостаточно влияют на общественно-политическую ситуацию в округе. Им не хватает профессионального опыта, практических навыков выступать полноправным партнером в решении проблем. И, тем не менее, можно привести немало примеров совместно осуществленных органами власти округа и представителей общественности инициатив. За год работы палаты от общественных организаций поступило более 100 предложений по формированию плана работы. Некоторые из них послужили поводом для  обращения в Госдуму РФ с законодательными инициативами. Предложения о внесении поправок в Земельный кодекс /о предоставлении бесплатных земельных участков религиозным организациям/ и в закон "О рекламе" были учтены.

Реализация одной из важнейших задач руководства округа -  социальное благополучие ямальцев, также может стать сферой приложения сил общественности. Социальные проблемы  здравоохранения, образования, культуры, поддержки ветеранов, детей, малоимущих семей могут и должны решаться в партнерских взаимоответственных отношениях с властью. Предложения членов палаты в этих направлениях были учтены при формировании окружного законодательства в рамках проводимой в стране реформы".

Впрочем, справедливости исторической ради, надо сказать, что идея, высказанная Владимиром Путиным, о создании общественной палаты, отнюдь не гром среди ясного неба. Исторический опыт, на который принято ссылаться при всех особенностях нашей страны, в таком сотрудничестве власти и общества имеется.

Впервые общественная палата была создана при Президенте России Борисе Ельцине, его указом в 1994 году. И тогда же, по образу и подобию федеральной, были созданы общественные палаты и в некоторых регионах /к примеру, в Свердловской области распоряжением тогдашнего главы Алексея Страхова/. Так вот, федеральная общественная палата начала функционировать достаточно энергично, первое время ее деятельность вызывала в обществе немалый интерес. Однако очень скоро палата превратилась в дискуссионную трибуну, а затем и вовсе как-то незаметно канула в лету. По нескольким обстоятельствам.

"Во-первых, формат работы общественной палаты изначально был определен крайне нечетко и, собственно, никаких определенных полномочий у нее не было, - отмечает главный советник Департамента по внешней информационной политики аппарата полномочного представителя Президента в УрФО Илья Горфинкель, - И поскольку палата превратилась в дискуссионную трибуну, естественно, интерес к ней со стороны лидеров серьезных общественных объединений стал падать. А самое главное, угас и интерес со стороны общества. Во-вторых, была допущена стратегическая ошибка /сознательно или неумышленно, сейчас сказать сложно/: в начале 1996-го общественную палату было решено преобразовать в политически-консультативный совет.

"Дело в том, что прошли выборы в Госдуму, вторые по партийным спискам, и в ней оказались представлены всего четыре партии. И идея была такова: раз участвовало более сорока различных политических партий и блоков, а прошли только четыре, остальным нужно предоставить, скажем так, какую-то трибуну, - рассказывает Илья Горфинкель, - Общественную палату преобразовали в политически-консультативный совет, членами которого стали партии, не преодолевшие 5-процентный барьер на выборах в Госдуму. Фактически это означало крест на самой идее общественной палаты, как эффективного органа общественного контроля и общественной экспертизы законодательных актов. Ведь сам факт того, что в нее вошли политические неудачники, подчеркивал второсортность и малозначимость этого органа. Естественно, очень скоро он утратил остатки какого бы то ни было влияния и превратился, действительно, в отстойник для политических аутсайдеров. Тихо сошел на нет. Хотя номинально продолжал существовать до конца президентства Ельцина".

То есть, опыт сотрудничества власти и общества в стране имеется. Правда, негативный. Но негативный опыт - тоже опыт, как раз подчеркивающий то, чего не надо делать, чтобы общественная палата не выродилась в аморфное нечто. Кстати говоря, вполне логично, что сегодня федеральные органы власти столь серьезно подошли к созданию общественной палаты.

Конечно, с большой долей вероятности можно предположить, что в "федеральную квоту" войдут лидеры общероссийских общественных формирований, проживающие, скорее всего, в Москве. Ведь структура общероссийских объединений в большинстве своем централизована. Вместе с тем, регионы в общественной палате представлены отдельно, а это говорит о том, что "региональной составляющей" придано специальное значение. При этом, как уверяют в регионах, активность как раз этой "составляющей" часто недооценивается.

"Когда же власть, что называется, обратила внимание на общественные объединения, пригласила к диалогу, отклик оказался мощным, - отмечает Илья Горфинкель, - Так, в Уральском федеральном округе более 5 тысяч зарегистрированных общественных объединений. Не менее 300 из них, по экспертным оценкам, активно действующие, и довольно влиятельны в определенных социальных группах. Есть целая категория таких объединений,   с которыми имеет смысл работать, как с партнерами власти. За ними стоят реальные люди с реальными интересами. Я бы выделил наиболее представительные – ветеранские, афганские союзы, организации инвалидов, некоторые детские и женские объединения, профсоюзы. Например, профсоюзы работников образования, а применительно, скажем, к Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому округам - работников нефтегазовой промышленности".

Наконец, и это, пожалуй, главное. Впервые статус Общественной палаты определяется федеральным законом, "что подчеркивает значимость этого органа, - резюмирует Илья Горфинкель. – Для того, чтобы решения общественной палаты оказывали действительно определенное влияние, в том числе и на законотворческий процесс. Решения палаты носят рекомендательный характер, верно. Но возможности по общественной экспертизе законодательных актов определены, статус общественной палаты регулируется законом, что повышает ее значимость в глазах, как ее участников, так и органов госвласти, общества в целом.

Определенные условия созданы, возможности есть, а дальше гражданским институтам уже предстоит держать экзамен на зрелось. Экзамен на то, насколько они способны, получив площадку для диалога с властью, для выражения общественного мнения по поводу действий власти, эту площадку использовать. Это зависит только от членов палаты".

Станет ли федеральная Общественная палата действительно открытой площадкой для диалога общества с властью, а главное, будет ли способна и власть не только слушать, но и слышать мнение народа, - вопрос недалекого будущего. Хочется верить, что в Общественную палату войдут уважаемые в обществе, деятельные, энергичные люди, стремящиеся во что бы то ни стало возродить былое величие страны. Тогда, возможно, именно в этой нише выкристаллизируется долгожданная национальная идея. Куда же движется Россия?   

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС