Обыски в мэрии. Следы большой политики?
События вокруг обысков в мэрии Екатеринбурга продолжают планомерно развиваться. Вот и сам мэр Аркадий Чернецкий, отсутствовавший на месте в момент проведения действий правоохранительных органов в связи с длительной командировкой, прокомментировал, наконец, ситуацию. Прокомментировал, прямо скажем, не слишком дружелюбно по отношению к милиционерам и прокурорам. Назвал их слонами в посудной лавке, которые по своей то ли глупости, то ли по причине непрофессионализма изъяли документы и так находящиеся в открытом доступе, заблокировали всю деятельность городского комитета по жилищной политике, да, к тому же, не умеют пользоваться компьютером и вместо того, чтобы завершить всю работу с изъятыми материалами в течение 2-3 дней, колупаются уже вторую неделю.
Были сказаны и другие слова насчет того, что сотрудников мэрии проверять надо, дабы вдруг нечаянно не оказалось, что среди них есть люди корыстные и нечистые на руку. И еще другие слова, про то, что никаких махинаций с "социальными" квартирами нет, что все элитные квартиры, отчисляемые в соответствующий городской фонд продаются по рыночной цене, на эти деньги покупаются 2-3 обычные квартиры для тех, кого расселяют из трущоб. Все это было весьма познавательно, но вот по сути дела так и не было сказано ни слова. А суть дела все та же – кому и для чего нужен был этот скандал?
Есть набор фактов, которые едва ли стоит при данных обстоятельствах игнорировать. Они удивительно ладно складываются в общую картину. И картина-то эта получается весьма самоценной, поскольку доходчиво демонстрирует сегодняшнее политическое состояние и родного края, и государства – подчеркивает непростые взаимоотношения федеральной, региональной и муниципальной власти, а также некоторый, мягко выразимся, разлад, который происходит внутри главной партии страны и который уже давно стал системным.
Факт первый, мало заметный. Несколько недель назад в ряде местных вкладок федеральных газет были опубликованы статьи, касающиеся личности руководителя администрации губернатора Свердловской области Вениамина Голубицкого. Материалы были посвящены предыдущей деятельности Венимина Максовича, в пору, когда он занимал пост областного министра по управлению государственным имуществом. Авторы статей приводили не слишком лицеприятные факты, характеризующие нынешнего главу губернаторской администрации не с лучшей стороны, а значит бросающие тень и на самого губернатора, и на областную власть в целом. Свидетели произошедшего рассказывают, что Голубицкий был в бешенстве, когда узнал о появлении массированного пиара не в его пользу. О заказчиках компрометирующих писаний точных данных, конечно, нет. Но, по информации весьма осведомленных людей, получается, что они якобы имеют прямые контакты с Серым домом, как по-простому величают в Екатеринбурге здание горадминистрации.
Факт второй, шумный. Пару недель назад группа свердловских журналистов шумно и публично обличила депутата Госдумы РФ, председателя комитета по энергетике, транспорту и связи Валерия Язева в хамстве. Акция была проведена в присутствии главы контрольно-ревизионного управления "Единой России" Олега Ковалева, который, по мнению зачинщиков, должен был передать руководству партии негатив в отношении Язева, который попутно является координатором окружного отделения Единой России. Журналисты, исполнившие акцию устрашения плохо воспитанного депутата убеждали окружающих, что связано это исключительно с непозволительным поведением Язева в отношении представителей прессы. Однако хорошо информированный источник, близкий к областному правительству подтвердил догадку о том, что повод и причины следует все же разделять. Источник сообщил, что публичный удар по Язеву намечался давно и в данном случае для этого было использовано весьма удачное совпадение – негатив в отношении депутата, накопившийся в журналистской среде, и приезд Ковалева. Сочетание это дало довольно хороший эффект - весть о скандале поддержала как центральная пресса /поскольку это само по себе любопытно/, так и местная, у которой на Язева имелся собственный зуб /кое у кого непогашенные долги, кое у кого отсутствие перспектив финансирования на будущее, а кое у кого просто накопившиеся человеческие обиды/.
Факт третий, случайный.Опять же не подтвержденный официальными источниками. Кулуары Белого дома /дом правительства Свердловской области/ утверждают, что в ходе недавней поездки председателя Палаты представителей Законодательного собрания Свердловской области Юрия Осинцева и его заместителя Владимира Никитина в Москву, с ними произошел один любопытный случай. Одним из пунктов их командировки был визит к Валерию Язеву /за Никитиным, кстати, давно закрепилось реноме "человека Язева"/. Так вот, якобы в приемной приемную сего депутата высокие гости из свердловской ППЗС неожиданно встретили мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого и его заместителя Владимира Тунгусова, считающегося "серым кардиналом" Серого дома. И гости из екатеринбургской мэрии были по непроверенным данным в весьма приподнятом настроении, видимо, общение тогда с Язевым прошло крайне удачно.
Факт четвертый, общеизвестный. Обыски и выемка документов в комитете по жилищной политике мэрии Екатеринбурга и нескольких агентствах недвижимости, близких к мэрии, однозначно обставленные как "наезд".
Сложение этих четырех составляющих дает неплохо читаемую картину. Вокруг губернаторского кресла в Свердловской области снова началась борьба. Претенденты уже известны – сам ныне действующий губернатор Россель /либо со знаком равенства его преемник, действующий премьер Алексей Воробьев/ и вышеупомянутый депутат Госдумы, возглавляющий там один из ключевых комитетов, Валерий Язев. Если есть третий вариант, а он, конечно, имеется, то с его стороны пока никакой явной активности не было замечено. Борьба же между двумя упомянутыми лагерями ведется не первый месяц, но теперь вошла в стадию обострения. Кстати, одной из красноречивых деталей, подтверждающих факт этой борьбы, является то, что замглавы губернаторской администрации господин Левин в живописании последней встречи Росселя с Путиным четко обозначил, что на губернатора в столицу компромат возили чемоданами именно свои, то бишь местные. В принципе в борьбе за будущее лидерство в Свердловской области было множество этапов. И борьба за лидерство в областном отделении Единой России, которое выиграл у Язева Россель, усадив в главное кресло Воробьева, и даже личное вступление губернатора в партию, и еще много чего.
Возникает резонный вопрос, а при чем же здесь обыски в мэрии? Ответ – при всем. Язеву необходима поддержка Чернецкого, который может выполнить ощутимый объем работы, причем самую грязную ее часть. Во-первых, как ни крути, Чернецкий один из самых известных и авторитетных мэров в России. В сочетании с тем, что у него есть неплохие связи в президентской администрации, это обеспечивает оптимальный канал потока компромата на Росселя в нужные уши. Ведь самому Язеву нести чемодан в администрацию президента было бы некрасиво, это сразу придаст его личности в глазах высоких чиновников, приближенных к "телу", нехороший оттенок. Абы от кого информацию в этом уважаемом заведении тоже не принимают, а вот когда она притекает в нужное время, да по лично проверенным каналам, да еще от респектабельного и известного даже в Страсбурге /!/ мэра – тогда совсем другое дело. Учитывая этот расклад, становится понятно, для чего надо "чернить" Чернецкого, причем делать это именно сейчас – времени осталось мало, закон о назначении губернаторов вот-вот будет принят.
Ну, и, наконец, наверняка не самым последним фактором, который будет учитываться в Кремле при отборе губернаторской кандидатуры, станет потенциальная возможность конфликтов между главой региона и мэром областного центра. Раньше на это не обратили бы внимания, больше того, принцип "разделяй и властвуй" только приветствовался. Теперь другое дело, назначенный губернатор - креатура самого президента, и если наместника начнет публично обливать грязью всенародно избранный мэр, то брызги в умах населения неизбежно будут попадать и на гаранта Конституции.
А все указывает на то, что с утверждением процедуры назначения мэров в Кремле повременят. Там уже напряглись в связи с негативом, который пошел после объявления о скором назначении губернаторов. Если по первости в регионах прижали уши, переваривая информацию, и отрапортавали, что все губернаторы в восторге, то теперь слышно все больше голосов несогласных, причем не только от простолюдинов, но и от людей, занимающих посты. И голоса-то все громче раздаются. В этой ситуации Кремль избрал, пожалуй, единственно правильный ход для эффективного достижения цели. Во-первых, максимально ускорил процесс принятия закона о назначении глав регионов, он без сомнения будет принят в декабре. Во-вторых, параллельно с этим запустил безотказно действующий отвлекающий маневр, типа принятия громкого закона о запрете курения, чтобы граждане шумно обсуждали его необходимость и не мешали вершить "большую" политику.
В-третьих, президент назначил личные аудиенции всем значимым губернаторам, которые могли бы вслух выразить что-нибудь похожее на несогласие. Причем сделал это не по обычной схеме, а позволил, чего как правило не делается, присутствовать на протокольной части встречи пресс-службам губернаторов. Обычно такие встречи либо вообще не снимаются никем, кроме личного оператора президента, либо, если на то есть соответствующее указание, на мероприятие допускается кремлевский пул журналистов, чтобы растиражировать известие о важной встрече на всю страну. В данном же случае расчет был сделан совершенно точный – губернаторские пресс-секретари, понятное дело, раздадут копии видеозаписи по всем местным телеканалам, чтобы люди увидели близость их местного лидера к лидеру всероссийскому, увидели, что губернатор присягнул в верности президенту. Губернаторы, окрыленные надеждой, что назначенцами станут именно они, не скажут ничего дурного про инициативу ВВП и никак не постараются ей воспрепятствовать.
Свердловский губернатор – политик опытный и дальновидный, а потому наверняка понимает, что конкретно эта встреча с президентом ничего глобального для него не значит, что все будет решаться после декабря, когда закон будет принят и подписан президентом. А потому продолжает контратаковать неприятеля. Но ему тоже надо торопиться, поскольку срок полномочий того, кто выполняет силовой заказ, тоже может закончиться резко и скоро. Не секрет, что возникал вопрос, почему обыски в мэрии проводились Управлением МВД в УрФО, а не городскими или областными структурами, тем более что толчком к делу было заявление, написанное в районную прокуратуру Екатеринбурга. Похоже, дело в том, что кроме начальника окружной милиции генерала Красникова, никто из высокопоставленных милиционеров не пожелал "подписаться" под этими действиями. Хорошо известно, что стул под ним шатается давно, что на различных правоохранительных совещаниях у уральского полпреда доставалось окружному милицейскому руководству более, чем кому-нибудь другому. Хорошо известно, что в милицейском главке идет реорганизация, что все сотрудники выведены за штат и большой вопрос, вернется ли туда генерал Красников. Учитывая, что общий прогноз в отношении него – скорее нет, чем да, становится понятно, почему он взялся.
Непонятно зато, чья возьмет в этой схватке – силы и связи противоборствующих сторон примерно равны, а оттого наблюдать будет все же интересно.