Олег Харичкин: Наше здоровье - это не личное дело, это здоровье нации в целом...
Накануне в Екатеринбурге состоялась пресс-конференция заместителя директора Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Олега Харичкина. Основная тема - рассказ об итогах деятельности ведомства за минувший год, но местные журналисты не преминули у представителя главка, призванного бороться с главной российской заразой, спросить и обо всем, что непосредственно итогов не касается, зато касается ситуации на фронте борьбы с наркотиками. Ниже мы публикуем краткую печатную версию состоявшейся в Екатеринбурге встречи.
Вопрос: Как Вы оцениваете ситуацию с наркопреступностью и наркоманией в России в целом?
Олег Харичкин: Без лишних слов скажу - она достаточно сложная. Количество лиц, находящихся на наркоучете органов здравоохранения, колеблется по разным оценкам от 3,5 до 4 млн. человек. Вот такая большая армия наших граждан периодически или регулярно употребляют наркотики. Некоторые из них находятся уже в физической и психологической зависимости от наркотических средств. За 8 месяцев 2003 года органы наркоконтроля выявили свыше 23 тысяч наркопреступлений, 2 тысячи преступников осуждены. Из незаконного оборота изъято около 27 тонн наркотических средств и психотропных веществ. Доля тяжких и особо тяжких преступлений, выявленных и пресеченных Федеральной службой, составила около 70% от общего числа. Ликвидировано 30 подпольных химических лабораторий и более 600 мест незаконного изготовления наркотиков. Уничтожено свыше 40 гектаров плантаций незаконно выращенных наркотикосодержащих растений общим весом около 65,5 тонн. Но, несмотря на достигнутые результаты, сегодня нельзя сказать, что ситуация в России по наркопреступности стабилизировалась.
30 марта 2004 года состоялась коллегия федеральной службы по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, в которой принимал участие президент нашей страны Владимир Владимирович Путин. Кроме того, на коллегии и в работе коллегии принимали участие все силовики, полномочные представители президента по федеральным округам, представители взаимодействующих министерств и ведомств. В первую очередь, имеется в виду органов здравоохранения, органов народного образования. А также других общественных и региональных организаций.
Задачи, которые были поставлены президентом страны, очень важны. Это борьба с экономической составляющей наркобизнеса, это борьба с организованной наркопреступностью, борьба с контрабандой наркотиков.
Другой блок не менее важный - это профилактическая деятельность. Собственно и органов госнаркоконтроля и взаимодействующих ведомств в вопросах противодействия наркопреступности и злоупотребления наркотиками.
Вопрос: А какова ситуация с наркотиками в Уральском федеральном округе?
Олег Харичкин: Что касается Уральского федерального округа, то округ этот в этом отношении является уникальным по своей сути. Во-первых, компактная территория. Я имею в виду, прежде всего, что в состав округа входит шесть территориальных административных образований. Это несколько меньше, чем в других федеральных округах, но по численности населения, по промышленности, по потенциалу, по экономике, которая здесь, по уровню жизни ваш округ находится несколько выше, чем другие округа. Отсюда, естественно, возникает и проблема противодействия наркопреступности и проблема профилактики наркомании.
Главным управлением и его территориальными органами на местах за три месяца текущего года было вскрыто двадцать три факта контрабанды наркотиков. Из них – в семнадцати случаях непосредственное участие принимали сотрудники наркоконтроля совместно с представителями пограничной службы, таможенной службы в пресечении этих фактов и в расследовании этих уголовных дел, которые в скором времени будут направлены в суд.
В УрФО вскрыто двести шестнадцать преступных группировок, которые действовали по предварительному сговору и занимались незаконными операциями с наркотиками. Активизировалась в последнее время борьба с организованной наркопреступностью. Таких группировок в округе вскрыто 40.
Мне думается, что если бы многие видели, как готовится героин например, в Афганистане, они бы просто прекратили его употреблять. Это огромные чаны, жбаны, емкости огромные, в которые собирается опий. Туда с ногами залазят дехкане, начинают это все перемалывать. Далее спускаются к реке Пянж. Простите меня, вверху кто-то отправляет естественные надобности, снизу берется ведро с водой. Туда это все замешивается, разогревается, палкой мешается и потом все употребляется внутрь в виде инъекций.
Вопрос: А что конкретно Госнаркоконтроль намерен делать в профилактике, в антипропаганде наркотиков?
Олег Харичкин: А почему бы не показать населению - уже попытки были, насколько я знаю – прийти в наркологическую клинику, заснять людей, которые находятся в состоянии комы, когда врачи бьются буквально над тем, чтобы человек не ушел из жизни. Показать их во время тех физических страданий, которые причиняют употребление наркотиков. И запустить этот ролик. Чтобы видели все, что ждет, реально. Не говорили, что это не так страшно, а реально взять и показать!
Думаю, что это возымело бы свой положительный эффект. Мы чрезвычайно мало на региональном уровне говорим о здоровом образе жизни. А ,если разобраться по сути, то ведь наше здоровье – это не здоровье личное, это здоровье нации в целом. Это здоровье моей семьи и ваших семей в целом, ваших ближних. Это ваше благополучие. Я уже не говорю о том, какие колоссальные издержки несет государство в связи с лечением наркозависимых.
Когда мы говорим о здоровом образе жизни, у нас часто практика расходится с делом. Да, здоровый образ жизни должен быть очень привлекательным, нет ни у кого никаких сомнений. Но давайте с вами говорить о том, доступен ли он. А вот здесь, оказывается, у нас не все благополучно. Потому что пойти в плавательный бассейн могут себе позволить не все. А, если этот подросток из малообеспеченной семьи? Или он остался один в семье, без мамы или папы по каким-то причинам? Значит на региональном уровне надо находить некие механизмы реализации этого права молодого человека- быть здоровым.
Мне в свое время приходилось и приходится общаться со многими зарубежными коллегами, которые занимаются такими же вопросами, как я. Вот спрашиваем у швейцарцев, как у вас с этим обстоят дела? Как с профилактикой? Или у немцев спрашиваем. Они начинают перечислять то, что было у нас с вами в доброе советское время. Значит, не так все плохо было. Если говорить о системе социальной профилактики, то ведь она была на высоте.
Вопрос: Каковы результаты совещания в Управлении Госнаркоконтроля по УрФО ,которое Вы проводили?
Олег Харичкин: У нас состоялся очень предметный, полезный разговор о том, что правоохранительные органы должны объединить свои усилия в борьбе с наркопреступностью. Эта задача прописана в указе Президента. Мы должны координировать эту деятельность, заниматься координацией этой работы. Ведь, собственно, о чем идет речь? У нас с контрабандой борются и наркоконтроль, и таможня, и пограничники, и ФСБ, и милиция… Я не знаю еще, кто. А вот единого рычага управления этой схемой у нас пока нет. У нас вообще в незаконном обороте, и вашем округе, в частности, доля контрабандных наркотиков составляет в некоторых регионах до 90 процентов. 90% наркотиков имеет зарубежное контрабандное происхождение. Вот как раз об этом и состоялся, с нашей точки зрения, очень плодотворный и конструктивный разговор. Я думаю, что наши усилия будут объединены, и при нашей следующей встрече мы сможем похвастаться какими-то результатами.
Я вам хочу сказать, что есть такая служба по борьбе с наркотиками и в США. Они существуют 30 лет. И проблема объединения усилий у них до сих пор стоит. И что бы там ни говорили, Америка употребляет наркотиков больше, чем мы. На порядок там больше наркоманов. У них 1,5 млн преступлений в стране регистрируется. Кстати, в США получают из бюджета государства 19,4 млрд долларов на нужды борьы с наркотиками. А вы знаете наш бюджет, нашей страны? Поинтересуйтесь, сравните.
Вопрос: А почему в Свердловской области не была профинансирована программа по профилактике наркомании?
Олег Харичкин: Вы с меня спрашиваете? Спросите Росселя, почему он ни копейки не дал на программу. Я же не распоряжаюсь бюджетными средствами. Я обращаюсь к вам. Чтобы вы написали, что губернатор Свердловской области на реализацию программы областной не выделил ни копейки. А вот другие регионы находят, находят деньги. Может быть, с некоторой точки зрения они себя считают не совсем правомочными выделять на это деньги. Есть федеральный центр – он и должен помогать. Но вы поймите, проблема стоит значительно острее. Завтра те, кто сегодня употребляет наркотики, придут за станки. Придут в оборонный комплекс, которым славен Урал. Сядут за штурвал самолетов. А у нас уже была ситуация, когда диспетчера, который употреблял наркотики, отстранили от полета. Дойдем до этого? И конечно, если "моя хата с краю"… Не должно быть хаты с краю ни у кого!