23 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBrkZ5
Рекомендуем: http://remont.youdo.com/repair/flat/other/novostroyke/, рекомендуем!
Услуги мастера: http://remont.youdo.com/repair/bathroom/material/saiding/, недорого.
Объявление: http://remont.youdo.com/repair/loggia/, варианты >>
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

"Золотой ключик" к мировой атомной энергетике

Вслед за "Силовыми машинами", 22,43% акций которых купит РАО "ЕЭС России", владельца сменили и "Объединенные машиностроительные заводы" (ОМЗ). И хотя сумма этой сделки и покупатель до сих пор не называются, на рынке сложилась твердая уверенность, что новым владельцем ОМЗ стал "Газпромбанк", представляющий интересы "Газпрома". Последний, заметим, тем самым получил бы контрольный пакет ОМЗ. Аналитики убеждены, что своими новыми, непрофильными приобретениями РАО "ЕЭС России" и "Газпром" выполняют "госзаказ" на создание энергомашиностроительной корпорации. По крайней мере, у этого проекта, официально пока не озвученного, начали вырисовываться реальные контуры.

О завершении сделки по покупке "несколькими российскими инвесторами" 42,16% акций ОМЗ на минувшей неделе официально объявил ИБ "United Financial Group". Акции ОМЗ были выкуплены у компаний, связанных с Кахой Бендукидзе (который владел 25,93-процентным пакетом) и его партнерами (контролировавшими 16,23% акций). Напомним, основатель ОМЗ Каха Бендукидзе, а ныне министр экономики Грузии, вел переговоры о продаже своей доли в этой компании около полугода. Как писали СМИ со ссылкой на источники, близкие к переговорам, интерес к ОМЗ проявили "Газпромбанк", входящий в группу "Газпром", "Базовый элемент", а также УГМК и "Северсталь-транс", но в меньшей степени. Вот почему наиболее вероятными покупателями ОМЗ считаются "Базовый элемент" и "Газпромбанк". "На рынке сложилась твердая уверенность, что за покупателями стоит "Газпром", так как в результате этой сделки он получает контрольный пакет ОМЗ, - говорит в интервью Накануне.RU начальник аналитического отдела ИК "Файненшл Бридж" Станислав Клещев, - во-вторых, как госкомпании, ему могли поручить (вместе с РАО "ЕЭС России") собрать энергомашиностроительный холдинг". Добавим, для того, чтобы группа "Газпром" получила контроль над ОМЗ, "Газпромбанку" было вполне достаточно выкупить и меньшую долю в этой объединенной компании, поскольку у НПФ "Газфонд" уже имеется около 15% ее акций. " Заинтересованность "Газпрома" можно рассматривать в свете вероятного "огосударствления" энергомашиностроительной отрасли. Кроме того, среди прочих акционеров ОМЗ неоднократно упоминался НПФ "Газфонд" - дочерняя структура газового монополиста, которой принадлежит порядка 15% акций ОМЗ, - отмечает в интервью Накануне.RU аналитик ИК "ФИНАМ" Наталья Кочешкова и поминает, - недавно РАО "ЕЭС России" получило разрешение ФАС о покупке 22,43% акций "Силовых машин" у "Интеррроса".

Так вот, если предположить, что за покупкой ОМЗ стоят структуры "Газпрома", а РАО "ЕЭС России" выкупит 22,43% акций "Силовых машин" (в собственности "Ленэнерго" еще 2,58%, таким образом РАО ЕЭС аккумулирует блокирующий пакет (25% плюс 1 акция) "Силовых Машин"), а также учесть, что "Газпромбанк" в прошлом году выкупил у Кахи Бендукидзе 53,85% акций ЗАО "Атомстройэкспорт", который по поручению Федерального агентства по атомной энергии является генподрядчиком в межправительственных программах по строительству и модернизации атомных электростанций за рубежом. Все это может свидетельствовать о том, что у государства рожден план по созданию единой энергомашиностроительной корпорации, и вырисовываются первые его реальные контуры.

Краткая справка: ОАО "Объединенные машиностроительные заводы" – крупнейшая российская компания в области тяжелого машиностроения - специализируются на инжиниринге, производстве, продажах и сервисном обслуживании оборудования и машин для атомной энергетики, горной промышленности и производстве спецсталей. В структуру компании входят несколько предприятий, которые разделены на четыре дивизиона: ОМЗ-Атом, Горное оборудование, Спецсталь и Уралмаш-Промуслуги. К первому дивизиону относятся КомплексАтомИжора, Skoda JS в Чехии, и Ижорские заводы, ко второму - ОМЗ Горное оборудование и технологии, к третьему – ОМЗ-Спецсталь, Skoda Steel в Чехии, и УралмашСпецсталь, к последнему – Уралмашзавод и ОМЗ-Кран.

Стратегическое направление "Объединенных машиностроительных заводов" - производство оборудования для атомных электростанций, серьезная ставка сделана также на развитие сервиса и поставки комплектующих. Сегодня ОМЗ изготавливает оборудование для АЭС, строящихся в Иране, Индии и Китае. В Китае, заметим, строящаяся АЭС "Тяньвань" - один из крупнейших проектов экономического сотрудничества с Россией. Межправительственное соглашение по сооружению этой атомной станции было достигнуто в 1992 году, в 1997 году подписан генеральный контракт (стоимость которого оценивается в $3 млрд), а генподрядчиком стал ЗАО "Атомстройэкспорт".

Так вот Китай, отметим, уже не раз заявлял, что к 2020 году планирует довести мощность своих АЭС до 40 ГВт, для чего в стране предстоит построить несколько десятков (!) атомных энергоблоков. Любопытно, что совсем недавно глава Правительства России Михаил Фрадков выступил в Пекине с весьма знаковым заявлением: "Россия готова построить для Китая все необходимые этой стране атомные и тепловые электростанции" , - заявил он после переговоров с председателем Госсовета КНР Вэнь Цзябао. Как видим, российскому правительству энергетическое машиностроение, атомная энергетика в частности, представляется весьма перспективным и выгодным направлением. Ведь если объединить ОМЗ и "Силовые машины", о чем, кстати, говорят и независимые эксперты, то в мировом энергомашиностроении появится весьма серьезный игрок, с ежегодной выручкой более $1,5 млрд.

Краткая справка: ОАО "Силовые машины" – крупнейший в России производитель и поставщик оборудования для гидравлических, тепловых, газовых и атомных электростанций, транспортного и железнодорожного оборудования. Компания объединяет "Ленинградский Металлический завод", "Электросилу", "Завод турбинных лопаток", "Калужский турбинный завод", сбытовые структуры "Энергомашэкспорт" и Научно-производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования им.Ползунова. На сегодняшний день "Силовые машины" предоставляют полный комплекс услуг, включая проектирование объекта, поставку и монтаж энергетического оборудования, пуск в эксплуатацию, гарантийное и послегарантийное обслуживание.

Примечательно, что владельцы "Силовых машин" и ОМЗ уже затевали объединение компаний.  Каха Бендукидзе ( крупнейший акционер ОМЗ) и Владимир Потанин, глава "Интерроса" (владеющего 71% акций "Силовых машин"), объявили о слиянии холдингов в декабре 2003 года. До 20 июля 2004 года сделка формально шла в соответствии с утвержденным партнерами графиком, пока не оказалось сорванным годовое собрание акционеров ОМЗ – на него не явился представитель Кахи Бендукидзе . А 23 июля "Интеррос" объявляет о расторжении сделки с ОМЗ и намерении продать 71% акций "Силовых машин" германскому концерну Siemens. Государство, однако, в лице Федеральной антимонопольной службы, как известно, эту сделку не одобрило.

Версий произошедшего несколько. Считается, что альянс "Силовых машин" и ОМЗ распался, потому как Владимир Потанин договорился о продаже компании немецкому концерну Siemens. При этом очевидно, что параллельно с готовящимся слиянием с ОМЗ "Интеррос" уже вел переговоры с Siemens, ведь информация об интересе немцев к "Силовым машинам" была озвучена еще в начале июня. В этой версии, правда, есть нестыковка - повод для распада альянса ОМЗ и "Силовых машин" дал не "Интеррос", а ОМЗ . Значит, либо Каха Бендукидзе потерял интерес к этой сделке, либо ему, тогда уже министру экономики Грузии, еще могли аргументированно "намекнуть" в России, что слияние компаний нежелательно. Поскольку реальную подоплеку событий стороны до сих пор держат в секрете, отдать приоритет какой-либо из версий сложно. Однако можно предположить, что, не допустив объединения ОМЗ и "Силовых машин", российские власти предотвратили образование законченной производственной цепочки в атомном машиностроении и продажу готовенького "атомного куска" за границу. Ведь по условиям сделки, о чем мы уже писали , акционеры "Силовых машин" должны были получить контрольный пакет акций объединенной с ОМЗ компании.

Впрочем, сама логика событий говорит о том, что нынешний передел, вернее, собирание новой вертикали в энергетическом машиностроении начато, скорее всего, именно ради его атомной составляющей (вспомнить хотя бы недавнее заявление российского премьер-министра Михаила Фрадкова в Китае). Если властям удастся в итоге создать единую структуру, то конкурентоспособность России на международном рынке атомного машиностроения возрастет в разы. Вот почему, по всей видимости, государство в лице Федеральной антимонопольной службы не одобрило сделку с немецким Siemens, а претендентом на "Силовые машины" себя вдруг объявило РАО "ЕЭС России". Иными словами, государство продолжает негласную консолидацию наиболее интересных для себя активов в своих руках.

Эксперты, заметим, указывают на то, что ни "Газпром", ни РАО "ЕЭС России" не имеют особой, вернее, даже собственной заинтересованности в энергомашиностроительных активах. В контроле над важнейшими отраслями экономики, прежде всего, энергетическими (нефть, газ и электроэнергия) заинтересовано государство: "Если в нефтяной отрасли государство пошло на увеличение контроля через увеличение своей доли в добывающих активах ("Юганскнефтегаз" и другие), то в энергомашиностроении через поставщиков оборудования, - отмечает начальник аналитического отдела ИК "Файненшл Бридж" Станислав Клещев, - Задача - создание крупного игрока мирового масштаба. Слияние ОМЗ и "Силовых машин" сможет обеспечить необходимый масштаб". При этом эксперт отмечает, что "Газпрому" такой актив как ОМЗ не нужен: "Газпром" в данном случае выступает проводником интересов государства по формированию государственной энергомашиностроительной компании, в которой ОМЗ - представляет атомный сегмент".

Добавим также, что РАО "ЕЭС России" намерено не только выкупить 22,43% акций "Силовых машин", но и взять в управление еще 30,41%-ный пакет акций этой компании, принадлежащий "Интерросу" (предварительные договоренности на этот счет уже есть). Таким образом, в руках РАО ЕЭС окажется контрольный пакет акций этой компании. Как отмечает Станислав Клещев, учитывая масштабные планы РАО "ЕЭС России" по модернизации мощностей, а значит предстоящие крупные инвестиции в энергетику, можно полагать, что "Силовым машинам" обеспечена высокая загрузка в ближайшие годы. "Отработать на таких многомиллиардных программах – весьма прибыльное дело. Поэтому, опасаясь ценового диктата со стороны производителей энергооборудования, РАО "ЕЭС России" само выкупает их на себя", - полагает эксперт. Однако с мнением коллеги не согласна аналитик из ИК "ФИНАМ" Наталья Кочешкова. По ее словам, несмотря на то, что "Силовые машины" производят продукцию для электроэнергетики, для РАО ЕЭС этот актив является непрофильным: "Приобретение "Силовых машин" не логично в рамках планов РАО "ЕЭС России" по уходу от вертикальной интеграции к горизонтально интегрированным по видам деятельности конкурентным сегментам, - отмечает она и напоминает, - по заявлению представителей РАО "ЕЭС России", они сами не знают, какая судьба ждет "Силовые машины" после их приобретения". Таким образом, эксперты считают, что покупка "Силовых машин" РАО "ЕЭС России" и ОМЗ структурами "Газпрома", скорее, реализация плана по созданию госкомпании в секторе энергетического машиностроения.

Синица в руках или журавль в небе?

Конечно, развитие атомного машиностроения (если рассматривать энергомашиностроение именно с точки зрения привлекательности атомной его составляющей) без крупных заказов, без поддержания серийности производства невозможно. Но как раз с заказами для России все может сложиться как нельзя удачно. В Китае и Индии публично объявлены программы строительства атомных станций: Китай в течение ближайших десятилетий планирует построить до 50, а Индия до 20 блоков АЭС. ОМЗ в этих странах, как уже отмечалось, успешно работает. "Атомное машиностроение имеет блестящие перспективы, - убежден начальник аналитического отдела ИК "Файненшл Бридж" Станислав Клещев, - Запасы нефти и газа истощаются, цена на углеводороды растет. Энергетики все больше обращают внимания на мирный атом, как на наиболее реальный заменитель горючих полезных ископаемых. Одна только программа строительства АЭС в Китае требует строительства порядка 40 реакторов в 2015 году".

"Сектор атомного машиностроения характеризуется высокой конкурентностью. В условиях роста цен на традиционные энергоносители привлекательность АЭС по всему миру растет (ранее сдерживающим фактором роста атомной энергетики была более высокая стоимость строительства АЭС по сравнению с тепловыми электростанциями), что дает основания  рассчитывать на рост рынка атомного оборудования, - отмечает аналитик ИК "ФИНАМ" Наталья Кочешкова, - Согласно расчетам специалистов, конкурентоспособность АЭС по сравнению с газовыми теплоэлектроустановками возможна по достижении цены газа $40 за тонну условного топлива. На сегодняшний день рынок атомного оборудования оценивается в $45 млрд. Согласно прогнозам, российские производители могут рассчитывать на треть (!) этого рынка. В частности, на ОМЗ ожидают роста мощностей АЭС в странах Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона, в некоторых странах Восточной Европы (Болгарии, Словакии, Венгрии), а также в странах, входящих в СНГ".

Вообще, если говорить об атомной энергетике, Россия имеет современную, абсолютно пока еще конкурентоспособную технологию. Но проблема в том, как сохранить и повысить конкурентоспособность производимого оборудования. Как рассказал в одном из интервью генеральный директор ОАО "Объединенные машиностроительные заводы" Сергей Липский, один из путей развития атомной энергетики на ближайшие десятилетия - это создание легководных реакторов нового поколения мощностью 1500 МВт, обладающих повышенной безопасностью. По его словам, возможность изготовления этого оборудования на мощностях ОМЗ сегодня доказана: "Для того, чтобы сохранить и повысить конкурентоспособность нашего оборудования, мы должны создать референтный блок мощностью 1500 МВт и расширить спектр предлагаемого продукта, - рассказал он, - Принципиально важно сконцентрировать ресурсы на разработке именно этого типа реактора и прекратить распыление средств на разработку 12 типов реакторов, часть из которых носит экспериментальный характер, часть имеет промышленную перспективу только лет через 30 лет, а остальные - не что иное, как фундаментальные разработки. Наша страна недостаточно богата, чтобы вести такой спектр исследований".

В мировых масштабах, отметил Сергей Липский, перспективное направление - это реакторы на быстрых нейтронах (БН-реакторы). Однако "возведение такого типа реактора сегодня слишком дорого, хотя и имеются наработки по снижению себестоимости в 30-летней перспективе, - признался он, - Поэтому, я подчеркиваю, в рамках 10-15 летнего периода промышленные перспективы имеют только реакторные установки типа ВВЭР".

Во всем мире атомная энергетика сегодня развивается в двух направлениях – эволюционном (увеличение количества традиционных блоков) и инновационном – внедрение принципиально новых технологий, в этом числе разработка и строительство ВВЭР-1500 (о чем говорил Сергей Липский) и БН-800 (то есть, реакторов на быстрых нейтронах). Китай, например, уже озвучил сумму вложений в сооружение "быстрых" реакторов - $100 млрд.

Тем временем в России, напомним, на Белоярской атомной станции (Свердловская область) уже 25 лет успешно работает единственный в мире (!) действующий промышленный реактор, использующий технологию на быстрых нейтронах, и ведется строительство нового блока БН-800, о чем мы уже писали . Созданием "быстрых" реакторов несколько десятилетий назад пытались заниматься Япония, Франция, США, но все проекты потерпели неудачу, и их решено было заморозить как бесперспективные. Однако, забыв на время об этой технологии, зарубежные страны сегодня вновь пришли к выводу, что именно реакторы на быстрых нейтронах являются максимально эффективными, безопасными и позволяющими решить крайне болезненные сырьевые и экологические проблемы. Западные государства, к которым в этом вопросе теперь присоединился и Китай, пытаются наверстать упущенное. Поэтому России, которая пока еще не передовых рубежах атомной науки, крайне важно не потерять свое первенство, но без государственной поддержки развитие ядерной энергетики невозможно. "Россия обогнала в вопросе быстрых реакторов остальной мир на 10-15 лет, - рассказал в одном из интервью Накануне.RU генеральный директор Белоярской атомной станции Николай Ошканов, - Можно создать серийный реактор и торговать им по всему миру. Много ли сегодня сущетсвует технологий, которыми Россия торгует? Мало найдете. А это проблема всех стран сегодня. Я вижу шевеления США – письма получаю, звонки, они снова начали заниматься быстрым реактором, от которого сперва отказались. У Америки сначала не получилось и они сказали – пустяк, не надо этим заниматься, а спустя десятилетия снова начали. Китайская программа по быстрым реакторам – просто грандиозная. Китайцы по нашему российскому проекту, правда, они его своим назвали, уже приступили к монтажу реактора, то есть построили все и приглашают наших специалистов на пусковые операции. И мы, если будем медлить, можем потерять технологию, род свой. Ведь нужно детей своих для продолжения рода делать".

Мировой рынок технологий ядерных реакторов на быстрых нейтронах исчисляется триллионами долларов. И задача России как раз в том, чтобы суметь конвертировать "наш 10-15 летний задел" в деньги; в противном случае, мы потеряем преимущество и выйдем из элитного круга мировых ядерщиков. Такую оценку в интервью Накануне.RU высказал председатель Комитета Госдумы РФ по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев: "Американцы, которые с 1984 года не построили у себя ни одного атомного реактора, приняли сегодня программу строительства 44 новых реакторов, - рассказал он, - Сколько из них будет на тепловых нейтронах, а сколько на быстрых пока не определено, но то, что они вернулись к теме реакторов на быстрых нейтронах абсолютно очевидно. Россия не может на паритете участвовать в международном научно-техническом сотрудничестве, потому что у нас денег меньше, и наша задача конвертировать наш 10-15 летний задел, наше опережение в деньги. А, если мы утрачиваем наше преимущество, то мы выбываем из этого элитного круга мировых ядерщиков". 

А, если говорить о еще более дальней перспективе, то это - водородная экономика. "Америка приняла программу и выделила только на 2005 год $2,7 млрд на исследование водородной энергетики. Суммарный бюджет Европы на эти цели тоже около $3 млрд, - рассказал Накануне.RU Валерий Язев, - Мы можем просидеть, не пустив реакторы на быстрых нейтронах, а мир в это время еще дальше шагнет, пропустив эти технологии. И мы будем покупать в результате водородную энергию у них. А Россия уже отстает по водородной тематике от остального мира". Валерий Язев напомнил, Уральский электрохимический комбинат (Свердловская область) выпускал и выпускает электрохимический генератор тока в качестве источника энергии на "Буран". "Это, по сути, элемент водородной экономики, но мы там остались на уровне 80-х годов, а по Европе уже Мерседесы  ездят с водородными двигателями. И уже принята там масштабная программа по переводу транспорта на водород, - заключил он, - Высокие цены на нефть подстегивают мир к тому, чтобы стремительно развивать водородную энергетику. Мы создали недавно "Российское водородное общество" и сейчас подключаем "Газпром" к этой тематике, потому что один из основных источников водорода – природный газ". 

Серьезные технологии, в которых Россия существенно опережает весь остальной мир, можно пересчитать по пальцам. Одна из них – ядерные реакторы на быстрых нейтронах. Вечные нерасторопность и проблемы с государственным финансированием, конечно, могут в считанные годы похоронить это наше преимущество, но пока еще у России есть уникальный шанс – использовать свои знания и опыт, чтобы остаться элитой ядерной энергетики и суметь хорошо заработать на своих достижениях. Напомним, в марте этого года в Госдуме РФ прошли парламентские слушания по развитию атомной энергетики на быстрых нейтронах, где обсуждались эти и многие другие проблемы. Возможно, российские власти наконец-то осознали, во-первых, курс, которым надо двигаться дальше, во-вторых, механизмы создания для этого движения. Возможно, именно в этом кроется подоплека собирания "энергомашатомной вертикали". Государство заполучило себе в руки "золотой ключик" к мировой атомной энергетике, теперь вопрос в том, хватит ли у нее политического умения открыть эту потайную дверцу. 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС