07 Января 2025
search

Сохранит ли Россия базы в Сирии?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBaPy6
Грузовые перевозки в Выборге на http://perevozki.youdo.com/country/geo/viborg/.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Опасения и ожидания нового дефолта

Российские социологи накануне 7-летия дефолта-98 решили изучить общественное мнение на предмет того, боится ли народ повторения масштабного финансового кризиса. Соревновались в этом деле две крупнейшие и известнейшие специализированные фирмы страны – прогосударственный ВЦИОМ и с оппозиционным налетом "Левада-центр". Результаты, понятное дело, получились разные и разрыв между ними, само собой, далеко за пределами статистической погрешности. По версии ВЦИОМа бояться нового дефолта продолжает 41% респондентов, по данным "Левада-центра" – 52%. Истина, соответственно, где-то посредине, то есть на уровне 46%.

Выходит, экономической стабильности так и не удалось почувствовать почти половине населения страны, что совсем не мало, учитывая, что экономическая устойчивость (состоящая из борьбы с бедностью, удвоения ВВП, роста зарплат и пенсий и т.д. и т.п.) является одной из первейших доктрин, провозглашенных действующей властью. Другой немаловажный момент – динамика. Здесь цифры тоже сильно разнятся. По мнению ВЦИОМа пессимистов стало меньше на целых 6% (в 2004 году повторения кризиса боялись 47% респондентов), по версии "Левада-центра" все в точности наоборот – количество пессимистов выросло на те же самые 6% по сравнению с прошлым опросом. А потому, будем считать, что с прошлого года положение существенно не изменилось.

Но это все на словах, которые, надо сказать, сильно отличаются от дел россиян. Следует напомнить, что кризис 1998 года коснулся в первую очередь финансовой системы, в том числе банков, как ее крупнейшей составляющей. Тем не менее, граждане, несмотря на свой страх перед новым дефолтом, весьма активно несут свои капиталы в эти самые банки. В сравнении с послекризисным 99-ым объем депозитов частных вкладчиков в российских банках вырос в 11(!) раз с 208 млрд до 2,3 трлн рублей. Аналитики называют целый комплекс причин, по которым банкам столь успешно удается привлекать средства дорогих россиян, но факт остается фактом – если бы доверия не было, то никто в банк все, что нажито непосильным трудом, и не понес бы. Так что наши граждане или отчаянно смелые люди, или они просто лукавят в ходе соцопросов.

Другой вопрос, стоит ли в действительности опасаться дефолта? И здесь, пожалуй, однозначного ответа не существует – и да, и нет. "Нет", потому что предпосылок для дефолта в масштабах страны с виду и на ближайшую перспективу не имеется никаких. Если кто забыл, то в 98 году лопнул гигантский мыльный пузырь, обрушилась государственная финансовая пирамида, по сравнению с которой МММ – детские шалости. Государство заигралось с ГКО (государственными краткосрочными облигациями), занимая и перезанимая на рынке невероятные деньги под невероятные проценты. Всем, кто тогда вникал в проблему, еще задолго до августа было очевидно, что государство не сможет погасить эти долги, что пирамида рухнет. Но, во-первых, никто не верил, что возможно политическое решение о дефолте, что пирамида с невиданным позором рассыплется в одночасье, а во-вторых, соблазн "наварить" на нереально больших процентах по ГКО у большинства превалировал над чувством опасности. Банки в тот момент были крупнейшими игроками на рынке ГКО. Происходило все это на фоне минимальных цен на нефть.

А теперь – в бюджете профицит, цены на нефть зашкаливают за $60, стабфонд продолжает пухнуть даже при том, что из него регулярно и досрочно погашаются внешние долги.

"Да", потому что стабильность временная и кажущаяся. И чем дальше, тем четче это вырисовывается. Уроки недавнего прошлого извлечены экономистами, но не политиками. Ситуацию вроде как стабильности именно банковского сектора замечательно демонстрирует пример прошлого лета – двумя-тремя умелыми действиями власти плюс слухами о "черных списках" уничтожается пара-тройка банков, среди которых и весьма крупный. Он, правда, через некоторое время восстает из пепла, но уже в составе еще более крупного на 100% государственного банка. Все это сопровождается очередями в кассы, замороженными счетами вкладчиков и прочими старыми знакомыми явлениями. Выяснилось, что шатнуть банковскую систему можно всего лишь легким движением руки. При этом замечательно сочетаются два процесса – параллельно с явно рукотворным банковским мини-кризисом в стране создается система страхования банковских вкладов, гарантируемая тем же самым государством. Проходит меньше года и выясняется, что и эта система хромает как минимум на одну ногу – в нее попадают практически все банки без разбору и есть уже первые отозванные лицензии у якобы "отборных" банков.

Но это хоть и существенные, но все же частности. Главное же в том, что страна, как и прежде, на нефтяной игле и зависимость эта, в точности как и наркоманская, только растет. Ни одна из многочисленных реформ не достигла своей цели. Одна надежда была на Чубайса, но и тот не сумел сделать все по-нормальному, опозорился. Страна не стала управляться эффективнее, люди не стали чувствовать себя уютнее и защищеннее, а экономика не переключилась с сырьевого экспорта на выпуск высокотехнологичной продукции. Зато в стране возникла и уже хорошенько подросла новая пирамида обязательств – на этот раз не перед финансовым рынком, а перед пенсионерами и бюджетниками. Президент приказал пенсии и зарплаты повысить, а налоги понизить - правительство взяло под козырек. Но ни тот, ни другие не имеют ответа на вопрос, как выполнять эти обязательства, если нефть перестанет стоить $60 или хотя бы $40 за баррель. А масштаб пирамиды, по оценкам экспертов, таков – уже в 2005 году Пенсионный фонд России недополучит около 230 млрд рублей. К 2008 г дефицит может уже составить от 500 млрд до 1 триллиона рублей. Правительству следует надеяться, что нефть к 2008 году будет стоить уже $100. Эта пирамида, конечно, сильно отличается от пирамиды ГКО, хотя бы тем, что по ней не придется объявлять дефолт, можно просто молча не повышать пенсии, зато обратно повышать налоги, тем более что, как выяснилось, в данном случае от снижения ЕСН и пользы-то никакой.

Семь лет – немалый срок. За это время можно много чего сделать в отдельно взятом государстве, даже в таком большом и трудно управляемом, как Россия. Однако наблюдения за временным отрезком 18.08.98 – 18.08.05 приводят к выводу, что больше было шагов назад, чем вперед. Не то чтобы все прямо уж трагично. Нет. Центробанк старается изо всех сил и даже регулярно получает высшую похвалу - позитивную оценку со стороны банковского сообщества, за грамотное регулирование рынка. Военные и милиция стали финансироваться лучше и иногда даже оснащаться новейшей техникой. И даже ВВП пусть и не удваивается, но расти-то подрастает. Вроде все хорошо. Но когда всматриваешься немножко вглубь, становится уныло. От того, что хорошее происходит везде, но только не в главном...


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС