Опасное небо августа
Авиаторы всего мира в последний месяц столкнулись с проблемами – самолеты и вертолеты, похоже, больше не желают летать. За один только август произошло несколько десятков инцидентов и аварий разной степени тяжести. От легкого отказа какой-нибудь запасной системы до разгерметизации салона, повлекшей гибель самолета со всеми пассажирами и экипажем. При этом специалисты уверяют, что ничего необычного не происходит, а статистика вполне в пределах нормы. Просто самолетов становится больше, вот и падают они чаще.
Может быть, и так. Но почему они падают? Что первично - техника, или человек? Однозначного ответа на этот вопрос, как выяснилось, нет. В России, например, по данным Свердловского областного профсоюза работников авиации, существует серьезная проблема кадров. Долгое время зарплаты в гражданской авиации, как, в общем-то, в целом по стране, были достаточно низкими, и молодежь выбирала другие сферы деятельности. Закрывались летные училища. Так, например, если в советские времена пилотов для гражданских самолетов готовили почти десять училищ по стране, заявляют представители профсоюзов, то сейчас их осталось всего два. В итоге в авиации работают пилоты, средний возраст которых – 55 лет. По идее, они налетали уже столько часов, что их пора отправлять на пенсию – человеческий организм просто физически не приспособлен к длительному пребыванию в воздухе. Но пенсии у пилотов небольшие, если не сказать мизерные, и они продолжают держаться за штурвал до последнего.
В последние годы зарплата пилотов вышла на вполне достойный уровень, но это проблему сразу не решит. Молодых пилотов после училища все равно надо доучивать специфике работы на тех или иных типах самолетов и рейсов. В итоге в российской авиации сейчас два типа летчиков – пенсионеры и пионеры, поясняют профсоюзные деятели. Среднего звена между ними практически не существует. То есть, если отправить на пенсию в соответствии с законом (а нормы максимального нахождения человека в полете существуют на официальном уровне) всех "старых" пилотов, то возникнет еще одна проблема – молодые летчики к самостоятельной работе готовы далеко не все, а учить их в авиакомпаниях будет просто некому.
Представители авиакомпаний с этим не согласны."Может быть, из-за того, что я сам пилот и прошел путь от второго пилота Ан-2 до генерального директора, я и руководство компании понимаем, что подготовка пилотов – важнейшая часть безопасности полетов, - заверил Накануне.RU генеральный директор ОАО "Авиакомпания "Уральские Авиалинии" Сергей Скуратов, - У нас есть свой стандарт качества в формировании летного состава. Один из элементов – это максимальный возраст пилотов. Наши летчики летают только до 60 лет. Даже если врачебно-летная экспертная комиссия допускает до полетов, и они действительно хорошо летают, мы в 60 лет все равно их отправляем на пенсию. Я сторонник того, что есть возрастные критерии в любой профессии, и у пилота – именно такой возраст. В 70 лет уже не та реакция, которая требуется для управления современными самолетами. Молодых же летчиков мы принимаем и принимали всегда. Правда, старались принимать в основном одну категорию молодых людей – отличников. То есть тех, кто окончил летное училище с отличием. Таких мы принимали даже сверх штата. Так что средний возраст в нашей компании достаточно аккуратный и мы это отслеживаем и молодежь всегда приходит к нам, пополняет наши ряды".
"В "Аэрофлоте" проблемы с кадрами нет, - поддержал коллегу представитель авиакомпании "Аэрофлот" в Екатеринбурге Андрей Быковский. - У нас достаточно много экипажей "переучено" на западную технику, в том числе и из-за того, что наша компания занимает порядка 60% российского рынка международных перевозок. В России у нас также на всех рейсах летают опытные экипажи. Проблем с возрастом пилотов у нас вообще нет".
При этом анализ аварий в воздухе показывает, что до сих пор главным остается человеческий фактор.
"Как правило, во всех сферах, включая авиацию, до 70% причин аварий – "человеческий фактор", - объяснил Накануне.RU руководитель уральского управления федеральной службы по надзору в сфере транспорта Анатолий Телегин. - Это было в прошлом веке, это остается и сейчас".
При этом, как выяснилось, по мнению Анатолия Телегина в данный момент нет поводов для особого беспокойства по поводу якобы участившихся аварий. Увеличивается количество самолетов – соответственно, увеличивается и количество аварий.
"Ежегодно у нас происходит 30 тыс. аварий на дорогах, случаются железнодорожные катастрофы, на воде, производственные, - уверяет он. - Это естественный процесс, плата человека за техногенную революцию. Не более и не менее. Есть такое понятия, как относительный показатель безопасности полетов на 100 тыс. летных часов. И если в абсолютных цифрах количество увеличивается, то этот показатель остается на старом уровне. В России, например, это сравнимо с Советским Союзом 80-х годов прошлого века. Периодически происходят колебания, но если интерполировать, то получится прямая линия".
С ним согласны и авиаторы.
"Фактически, никакого учащения авиационных происшествий не произошло, - считает Сергей Скуратов. – Статистика – она злая штучка, и средняя цифра существует, она может колебаться, но никакого резкого скачка ни в России, ни в мире не существует. Привязывать же аварии к возрасту самолетов не стоит. Возраст самолетов – растяжимое понятие. "Боинг-747" летает 45 лет, и вопросов к нему нет. Все зависит от уровня технической поддержки этих самолетов. Если высокий уровень – самолет летает безгранично долго, просто агрегаты, выработавшие ресурсы, меняют на новые".
Стоит учесть и сочетание разных факторов, которые приводят к катастрофам.
"Отказ техники, даже одного двигателя, или какой-нибудь одной системы самолета не приводит к тяжелым последствиям, - объяснил Анатолий Телегин Накануне.RU. - Для аварии необходимо как минимум две совпавшие по времени и месту причины, но, как правило, их три-четыре. Допустим, отказ двигателя плюс внешние факторы, те же погодные условия, плюс неадекватная реакция экипажа на эти совпадения. Вот сочетание всех этих негативных моментов приводит к катастрофам".
Как правило, происшествия можно разделить на четыре основные группы: неисправность двигателей, разгерметизация салона, неполадки с шасси и столкновения в воздухе.
Про столкновения в воздухе над Европой пассажирского "Ту" из Башкирии с детьми на борту и грузового "Боинга" знает, наверное, почти весь мир. Одна ошибка диспетчера привела к гибели сотен человек и национальному трауру. При этом, судя по результатам расследования, аварии можно было бы избежать, если бы швейцарский диспетчер действовал строго по инструкции. В общем, репутация швейцарцев, как самых точных в мире людей основательно пошатнулась.
При разгерметизации самолету и пассажирам угрожает сразу несколько опасностей. Во-первых, разница в давлении на борту и за бортом. При наличии отверстия в обшивке достаточных размеров, внутренним давлением самолет может просто разорвать на части. Вторая причина тесно связана с первой – даже при сохранении целостности обшивки, на большой высоте давление все равно будет выравниваться и пассажирам будет нечем дышать. На этот случай предусмотрены кислородные маски, но не все успевают ими воспользоваться. И, в конце концов, не стоит забывать и о разнице температур. На крейсерской высоте современных пассажирских самолетов, а это около
И именно из-за этого запрещено провозить с собой огнестрельное оружие – обшивка самолетов достаточно крепкая, но не до такой степени, чтобы выдержать попадание даже пистолетной пули. Угроза терроризма лишь ужесточила запрет, но ни в коем случае не стала его первопричиной.
Отказ тормозов недавно приобрел статус самой "высокопоставленной" аварии. Именно из-за этого Владимиру Путину пришлось из Финляндии возвращаться на запасном самолете. Федеральная служба по надзору на транспорте после коротких раздумий решила вообще прекратить эксплуатацию самолетов Ил-96-300, к которым относился и российский "борт номер один".
"Сейчас ситуация беспрецедентная как по мировым, так и по российским масштабам, - заявил Накануне.RU Андрей Быковский. - У нас в авиакомпании создан кризисный штаб по оперативному управлению расписанием. Сложились очень серьезные проблемы с Дальним Востоком, Юго-Восточной Азией, Канадой и США. В Петропавловск-Камчатский и Хабаровск у нас пойдут Ил-62 и Ил-86, в Шанхай и Пекин мы будем сокращать частоту рейсов, Ханой, скорее всего, будет отменен совсем. Конечно, авиакомпания приложит все усилия, чтобы выполнить обязательства перед пассажирами, но, конечно, это будет очень непросто.
Если говорить конкретно о проблеме с самолетом, то авиакомпания неоднократно обращалась к производителю, начиная с 1993 года. К сожалению, никакой реакции не поступило и, получается, надо было, чтобы произошел какой-то инцидент с воздушным судном первого лица, чтобы на эту проблему обратили внимание".
"Проблема с тормозами на этом самолете возникла давно – пояснил Сергей Скуратов . - Проблема достаточно неприятная. Самолет приземляется на скорости
Другая опасность, караулящая в небе – отказ двигателей. Во времена зарождения авиации самолеты делались по принципу "планер с моторчиком" и даже в случае поломки двигателя они могли продолжать полет. Сейчас же без работающих двигателей у самолетов летные качества сравнимы с топором или булыжником. Чтобы хоть как-то подстраховаться, двигатели стараются ставить как можно мощнее, дабы в случае отказа одного из них, на остальных можно было дотянуть до ближайшего аэродрома. Правда, и это не всегда помогает. Так, например, в Венесуэле недавно самолет разбился из-за того, что у него отказали сразу оба двигателя.
В общем, причин катастроф очень много и неудивительно, что полностью справиться с ними не удается. В августе этого года это стало наиболее очевидно. При этом в теорию об "опасности" августа, которая периодически всплывает на поверхность, верят не все.
"Никакой подтверждающей это статистики не существует, - заверил Накануне.RU Анатолий Телегин. – Это не более, чем попытка привязать события к определенному сезону. В данном случае – к августу".
Тем не менее, версии объяснения этого скачка есть, и при этом они достаточно очевидные.
"Августовский скачок может быть связан с пиком перевозок, - объяснил Накануне.RU Сергей Скуратов. - Во всем мире безопасность полетов считается на 100 тысяч летных часов. Просто в августе пик перевозок, летных часов больше, больше и происшествий".
Что же делается для того, чтобы в новостях как можно реже передавали о новых авиакатастрофах?
"По каждому конкретному событию, по каждому конкретному типу аварии проводятся тщательные проверки, - обнадежил Накануне.RU Анатолий Телегин. – По каждому событию и типу происшествий издаются периодические анализы – квартальные, полугодовые, годовые, в которых расписываются причины, следствия и мероприятия по предотвращению подобных событий в будущем".
Но на августовские катастрофы авиакомпании отреагировали по-разному."Дополнительных мер по обеспечению безопасности мы не принимали, - заявил Накануне.RU представитель "Аэрофлота" Андрей Быковский. – У нас и так серьезное отношение и к безопасности и к обслуживанию, соответствующее всем требованиям как в России, так и в мире".
Коллеги-конкуренты придерживаются другой позиции."Мы всегда оперативно реагируем на все происшествия, - уверяет Сергей Скуратов. - Есть общие регламенты по обслуживанию самолетов, они обязательны для всех, мы отвечаем за их исполнение перед прокуратурой. И есть дополнения к регламентам, которые разрабатываются в авиакомпаниях, исходя из опыта эксплуатации. То есть мы берем на себя дополнительную, но необходимую работу. И они постоянно меняются, в том числе и после подобных происшествий".
В Евросоюзе решили принять еще и дополнительные меры. В ближайшем времени, обещают европейские специалисты по безопасности полетов, они подготовят список самолетов и авиакомпаний, которыми опасно пользоваться. Вот только насколько он будет соответствовать действительности – не понятно.
"Это не совсем здравая идея, - считает руководитель уральского управления транспортного надзора Анатолий Телегин. – Нельзя делать какие-то выводы, не обследовав конкретное воздушное судно и заносить его в "черный список" лишь за принадлежность к определенной марке или авиакомпании. Я считаю, что после выхода такого списка последует поток исков. Скорее всего, это не более чем проявление конкуренции".
Представители авиакомпаний напротив считают, что создание подобного списка вполне реально, кроме того, они далеко не уверены в безгрешности российских авиаперевозчиков
"Опасных авиаперевозчиков определить можно, - считает Сергей Скуратов. - Есть та же статистика по авариям по каждой авиакомпании. Постучу по дереву, но в нашей компании не было авиационных происшествий более 30 лет. Это очень хороший показатель при нашей интенсивности перевозок. И подобные критерии есть в мире, можно оценить каждую компанию. Кроме того, авиакомпания оценивается и по количеству претензий. Периодически в Европе проводятся внезапные проверки самолетов – инспектор поднимается на борт и проверяет все показатели. И если у авиакомпании будет много подобных замечаний – то у нее есть все шансы попасть в этот список. Есть ли в России компании, которые попадут в список, я не знаю, это решит сама Европа, но, скорее всего, есть".
"Я думаю, относительно авиакомпаний такой список создать можно, - поддерживает Сергея Скуратова Андрей Быковский. - Можно сделать его достаточно объективным. Нужно создать комиссию, которая объективно подойдет к обследованию парка той или иной авиакомпании. Есть характеристики самолетов, определяющие, насколько они пригодны к полету. Даже элементарное возрастное состояние парка говорит о многом. В России такие авиакомпании есть. Может, они попадают не по самолетам, а по людям - они не могут тратить деньги на те же тренажеры для экипажей и, соответственно, подготовка пилотов очень плохая".
Но пока список только обсуждается, летать по-прежнему опасно. Все принимаемые меры лишь сохраняют безопасность на прежнем уровне, не повышая ее. Но, что радует, и не снижая. Психологи считают, что страх перед полетами – не более чем обычная фобия, не более обоснованная, чем, скажем, боязнь замкнутых пространств. Хотя, если внимательно читать августовскую сводку авиапроисшествий, людей с фобиями начинаешь понимать лучше.
Краткая справка
Авиапроисшествия за последний месяц (на момент написания статьи)
30 июля
Судан: крушение вертолета. Погибло 14 человек, в том числе вице-президент страны Джон Гардинг.
1 августа
Пассажирский самолет авиакомпании "Эйр Индиа" с 300 пассажирами и членами экипажа на борту совершил аварийную посадку в аэропорту Дели. Причиной посадки стали обнаруженные во время полета технические неисправности "Боинга 747-400"
2 августа
Самолет украинской авиакомпании "Боинг-737"
со 124 туристами и шестью членами экипажа на борту совершил экстренную посадку в
ОАЭ на военном аэродроме близ аэропорта "Дубаи". После взлета экипаж украинского
лайнера получил от диспетчеров сообщение о возможном повреждении шасси. Для
выяснения причин возможной неисправности экипаж принял решение о вынужденной
посадке.
2 августа
Пассажирский самолет при посадке в аэропорту Торонто сошел с ВПП и загорелся. Пострадало 22 человека. Одна из возможных причин аварии – удар молнии
2 августа
Министр обороны США Дональд Рамсфелд не смог долететь до Далласа, личный самолет Рамсфелда дважды ломался из-за проблем в механике - сначала в штате Нью-Мексико, а затем в городе Амарилло. В итоге главе Пентагона пришлось выступать перед бизнесменами "заочно" и зачитывать свою речь по телефону из Амарилло.
3 августа
При выходе на рулежную дорожку в самолете президента России Владимира Путина Ил-96-300 была обнаружена техническая неисправность. После этого командир экипажа принял решение пересадить главу государства на резервный борт.
5 августа
Грузовой самолет "Митсубиши MU-2" потерпел катастрофу недалеко от аэропорта Кентенниал в пригороде Денвера. Живых людей среди обломков найдено не было.
6 августа
Пассажирский самолет из Туниса совершил вынужденную посадку в море в окрестностях Палермо. Погибли 19 человек, многие получили сильные ожоги. Экипаж самолета сообщил диспетчерам аэропорта в Палермо, что двигатели теряют мощность. Через 16 минут пилоты передали, что не могут дотянуть до земли и садятся в море.
9 августа
Самолет Ту-154 авиакомпании "Сибирь" совершил аварийную посадку. После вылета из аэропорта Улан-Удэ в центр управления полетов авиакомпании "Владивосток Авиа" поступила информация, что на взлетно-посадочной полосе аэропорта обнаружены фрагменты покрышки самолетного шасси. После контрольного захода на посадку и визуального определения состояния стойки шасси с ВПП, командир самолета Ту-154 принял решения на производство посадки самолета. Авиалайнер благополучно приземлился в аэропорту "Владивосток".
9 августа
В Каирском аэропорту совершил экстренную посадку саудовский лайнер с горящим двигателем. Командир самолета сообщил о сильной утечке топлива. Для экстренной посадки была расчищена полоса, на которую благополучно приземлился лайнер, из правого двигателя которого шел густой черный дым.
10 августа
Йеменский военный грузовой самолет совершил вынужденную посадку в Йемене. Посадка была совершена в йеменской провинции Хадрамаут (
10 августа
В брюссельском аэропорту совершил вынужденную посадку самолет "Авро RJ-85" бельгийской авиакомпании "Брюкселес Эйрлайнс", в один из двигателей которого при взлете попала птица. Пилот принял решение развернуть машину и посадить ее в аэропорту вылета.
10 августа
Самолет египетской национальной авиакомпании А-340 в среду совершил экстренную посадку в аэропорту Каира. Лайнер со 125 пассажирами на борту вылетел в Шарм эш-Шейх из египетской столицы. Через 15 минут командир экипажа сообщил о воспламенении правого двигателя и запросил экстренной посадки в Каире, где благополучно приземлился.
10 августа
Пассажирский вертолет марки "Сикорски S-76C", следовавший из Таллина в Хельсинки, рухнул в море недалеко от острова Найссаар в Таллинском заливе. Погибло 12 пассажиров и два члена экипажа.
11 августа
В миланском аэропорту Мальпенса совершил аварийную посадку самолет греческой авиакомпании. Самолет, летевший из Греции в Англию, сел в Италии из-за неисправности в двигателе.
14 августа
Пассажирский самолет "Боинг-737-800" кипрской авиакомпании Хелиос Эйрлайнс" со 115-ю пассажирами и 6 членами экипажа на борту разбился к северу от греческой столицы.
14 августа
В воскресенье вечером самолет ERJ-145 авиакомпании "Бритиш Эйруэйз" совершил аварийную посадку в аэропорту Ганновера. Самолет бразильского производства выполнял рейс из Бирмингема (Великобритания). По неизвестной причине он проскочил посадочную полосу и остановился лишь в
14 августа
Пассажирский лайнер авиакомпании "Роял Бруней Эйруэйз" совершил в воскресенье вечером незапланированную посадку в международном аэропорту Манилы. Пилоты самолета, следовавшего рейсом из Гонконга в брунейскую столицу Бандар-Сери-Бегаван, запросили аварийную посадку в Маниле после того, как во время полета над Южно-Китайским морем отказал один из двигателей.
16 августа
В Венесуэле разбился самолет со 152 пассажирами на борту. Самолет летел из Панамы на остров Мартиника. Пилот, незадолго до аварии, просил разрешение на посадку в городе Маракайбо в Венесуэле, так как возникли проблемы с двигателем. Потом отказал второй двигатель, и самолет начал падать.
18 августа
Юго-западнее города Нефтеюганск упал вертолет Ми-8 авиакомпании "Арго", выполнявшем авиационные работы по осмотру нефтепровода. Погибло четыре члена экипажа.
18 августа
При отработке парашютных прыжков под Хабаровском разбился вертолет Ми-8. Погибших нет, четыре члена экипажа получили ранения
18 августа
В самолете АН-24 казахстанской авиакомпании "Скат" произошел отказ левого двигателя. Самолет совершил аварийную посадку в аэропорту города Атырау, на борту находились 34 пассажира и четыре члена экипажа, жертв и пострадавших нет
19 августа
В аэропорту острова Гуам из аварийного самолета "Боинг-747" эвакуированы 334 человек. Двое из них пострадали. У самолета при посадке сломалась стойка переднего шасси
19 августа
Пассажирский лайнер "Боинг-737" британской авиакомпании в пятницу вечером совершил вынужденную посадку в аэропорту французского Бреста. На борту самолета находилось 144 пассажира, никто не пострадал. Вынужденная посадка была вызвана неполадками в системе герметизации.
19 августа
Самолет австралийской авиакомпании "Кантас Эйруэйз", на борту которого находились 178 пассажиров и 13 членов экипажа, совершил экстренную посадку в аэропорту Осаки. При срочной эвакуации из салона пострадали девять человек. A-330 совершил посадку после сигнала о том, что в грузовом отсеке возникло задымление
22 августа
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта приостановила эксплуатацию самолетов Ил-96-300 в связи с нарушением требований безопасности. Причина – неполадки в тормозной системе.
22 августа
В пригороде Владивостока совершил аварийную посадку частный гидросамолет. Причиной аварии стала лопнувшая стяжка крыла самолета.
23 августа
В Перу при вынужденной посадке на автостраду разбился пассажирский самолет. Погиб весь экипаж и 48 пассажиров.