27 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgC1XS6
Смотрите здесь - http://perevozki.youdo.com/city/moscow/dlv/small/, подробнее по ссылке.
Плиточные работы в Санкт-Петербурге на http://remont.youdo.com/tile/geo/ukladka-plitki-v-sankt-peterburge/.
Услуги сервиса: http://perevozki.youdo.com/international/company/, варианты >>
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Опорное телевидение державы или новости, которые всегда рядом

Хлеб и зрелища – как ни крути – вечные ценности. Со временем, конечно, они меняют форму, но не содержание. Хлеб нынче людям заменяют полуфабрикаты и фастфуды, а вместо Колизея есть "скандалы, интриги, расследования…". И "четвертая власть" уже давно никакая не четвертая – она вырвалась в лидеры, пришла домой к каждому, уютно устроилась на кухнях и в комнатах, собрала вокруг себя домочадцев и включила свой голубой экран. Это ни плохо, ни хорошо – 21 век, он же век информации, сами понимаете, диктует свои правила. Другое дело, что мы смотрим.
Конечно, вкусы и предпочтения аудитории – это отдельный, большой разговор. Но вряд ли кто-то будет спорить, что новости – это сегмент, имеющий постоянный спрос, если выражаться рыночными терминами, а телевидение у нас давно стало рыночным.
Недавно исследовательская компания "Gallup Media" представила очередные замеры пристрастий зрителей Екатеринбурга. И вот какие интересные факты благодаря этому исследованию обнаружились.

Во-первых, местные новости (и в личном, и в командном "зачете") обогнали новости федеральных каналов. Так, например, на первом месте оказались "Вести. Местное время" (СГТРК), следом новости 4 канала и информационная программа "День ТК "Ермак". Во-вторых, если посмотреть на содержательную сторону новостей, большой популярностью пользуются "криминальные приложения" к новостям федеральных каналов. Рейтинг программы "Новости культуры" на одноименном канале всего на 0,5% опережает рейтинг программы "Ночные новости. Криминальная хроника" на 4 канале. Последнюю тенденцию, наверное, пояснять не надо, а вот то, что региональные новости обогнали федеральные – о многом говорит.
Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU Людям, конечно, всегда интересней смотреть и узнавать новости "про себя". Страна большая, а проблемы разные: в Красноярском крае и на Кубани сейчас актуальна борьба с паводками, в Москве – вечная проблема с "пробками" на дорогах, в Черноземье скоро начнется посевная, в Тюменской области только что отгремели выборы, а в Чечне зрители хотят услышать про восстановленный аэропорт. Почему же тогда федеральные новости долгое время не давали региональным почти никаких шансов вырваться вперед? Может быть, дело не только в содержании, но и в качестве? И если местные новости стали популярнее, значит ли это, что они перешли на новый уровень?

Новости – как правило, это "лицо" любого канала. Ведущие – любимцы (или "нелюбимцы") публики. У большинства местных телеканалов есть сетевые партнеры федерального уровня. Поэтому и ставку местные телебоссы часто делают на информационное вещание – то немногое (хотелось бы надеяться, что пока), что с большей вероятностью привлечет аудиторию. Заметьте, очень редко встречаются на региональных каналах ток-шоу и реалити-шоу.
С другой стороны, и последние начинают появляться. Нельзя сказать, что они пользуются огромной популярностью, но стабильная, хотя и небольшая, аудитория у них есть.
Вернемся к новостям, у которых тоже есть проблемы. Проблемы есть технического характера и содержательного, и связаны они между собой, как оказалось, крепко-накрепко. Мы решили выяснить у самих новостийщиков, как же можно решить существующие проблемы, и в чем же все-таки секрет нынешнего успеха местных новостей.

Повестка дня

Фото: Накануне.ruВсем известно, что большинству населения доступны лишь три-четыре канала. Выбирать из десятка местных новостных выпусков в Уральском федеральном округе могут разве что жители Екатеринбурга. На весь округ вещает только УОТК "Ермак". В каждом регионе УрФО есть один – два канала, охватывающих всю область или округ, остальные же занимаются практически исключительно новостями центра субъекта Федерации.
И ребенку понятно, что канал, который не вещает на область, не станет делать сюжеты про районные центры и уж подавно про события маленьких городов и поселков. Здесь мы, конечно, не берем в расчет различные ЧП – про них могут рассказать все, включая каналы федеральные. Как раз отсюда и вытекает проблема номер раз – одинаковость информационных поводов.
Проще говоря, переключаешь каналы, переключаешь, а везде одно и то же. Если сформулировать вопрос по-другому – мало эксклюзивных новостей. Хотя сейчас как раз ситуация начала меняться в лучшую сторону, причем довольно резко.
Местные новости придумывают свои способы добычи необычных новостей, и, надо сказать, достаточно успешно.
Фото: www.trtr.ru"Чуть больше полугода назад мы решили организовать "Ярмарку новостей": запустили промо и развесили по всем районам области специальные ящики с нашим логотипом. И теперь люди нам пишут письма – они могут стать героями наших сюжетов. Когда это все уже пошло как на конвейере, мы смогли выбирать из посланий. Эти ящики развешаны во всех 22 районах юга Тюменской области, два ящика у нас висят в Тюмени. По мере того, как мы ездим в районы, мы забираем корреспонденцию", - рассказала Накануне.RU шеф-редактор новостей канала ТРТР (Тюменская область) Марина Климович. Такой вариант – оригинальное решение уже давно известного способа, когда зрители звонят в редакции или скидывают сообщения на пейджер, при этом за интересные новости могут выплачиваться денежные вознаграждения или выдаваться призы, что вполне логично, ведь зритель в данном случае становится ньюсмейкером. Ведь платят же каналы некоторым информационным агентствам или организациям за подписку на новости.
"У нас канал областной, и по области у нас есть свои корпункты, что очень помогает. В процентном соотношении у нас, как минимум, 40% сюжетов – из области", - рассказывает репортер челябинского областного телевидения Лейла Кайпова.

Еще один вопрос по содержанию – "желтеющее ТВ". Впрочем, проблема общефедеральная и даже больше – глобальная. О том, что пора бы приостановить поток криминальных и скандальных новостей говорят нынче даже новостийщики федеральных каналов. Фото: www.studio-41.com"Я бы не сказал, что это какое-то веяние последнего времени. Нас [новостийщиков] всегда критиковали и критикуют за преобладание плохих новостей над хорошими, и это вопрос не сиюминутности – он уходит глубже – это вопрос "Яйца и курицы". Действительно, иногда хочется начать выпуск с новости "Грачи прилетели!", весна наступила. Но невольно тянется рука к тому, чтобы начинать с новости про страшное ДТП, где люди погибли. С другой стороны, ловишь опять же себя на мысли, что смерть человека – это тоже уже сегодня не новость. Но если есть реальный скандал или конфликт – такой способ начинать новости всегда был одним из самых рейтинговых", - рассказал Накануне.RU шеф-редактор "Новостей" на "Студии-41" (Екатеринбург), преподаватель факультета журналистики УрГУ Алексей Фаюстов. С ним соглашается шеф-редактор информационной программы "День" на канале "Ермак" (УрФО) Ирина Арефьева. "Новости всегда были такими. Это началось на заре 90-х годов прошлого века. Показывать аварии, катастрофы и другие ЧП – это, наверное,  не есть плохо в новостях. Потому что когда мы делаем новости – мы отражаем действительность. Но когда весь выпуск состоит только из таких новостей, и даже поскользнувшаяся бабушка Люся возводится в ранг чрезвычайной ситуации всемирного масштаба – тоже неправильно. Все зависит от уровня мышления редакторов новостей, и от приоритетов руководства телеканала", - поясняет Ирина.
На самом деле, проблемы эксклюзива, одинаковой повестки дня и "желтизны" актуальны и для федеральных информационных программ, но в меньшей степени. У таких гигантов как "Первый канал", "Россия" и НТВ больше выбор. В конце концов, они могут выбирать самые интересные новости из своих же региональных выпусков. Даже технически региональным компаниям бывает сложнее. Если у канала есть по области свои коррпункты, то не всегда с ними есть связь, иногда не удается "перегнать" сюжет вовремя, и он "прокисает".

Редкие кадры

"Кадровый голод" – это для региональщиков очень острая проблема. С тем, что он есть, соглашаются практически все новостийщики, особенно в крупных городах. Куда же талантливые журналисты исчезают? Да в Москву едут!
Внимательный зритель заметит, что на центральных каналах сейчас очень много знакомых лиц – ведущие и корреспонденты перебираются в столицу, где, как правило, без работы не остаются. Впору говорить об уральской журналистской диаспоре в Москве. Конечно, когда смотришь на знакомое по местным выпускам новостей лицо, например, на НТВ – испытываешь гордость – вот какие мы, уральцы, молодцы. Федеральные каналы, в свою очередь, внимательно следят за регионами и выявляют самых талантливых с помощью тех же профессиональных конкурсов (об этом чуть ниже). С другой стороны, как местным новостям найти замену?
Тут регионы выкручиваются кто как может. Бывает, переманивают с других каналов, бывает, сами готовят молодое поколение. Одно точно – не с помощью высоких зарплат. И это, кстати, одна из причин, по которой многие журналисты подаются в столицу.
Фото: www.admhmao.ru"Для нашего канала такая проблема существует. Мы даже стараемся привлекать к нам из других регионов семейные пары. Допустим, жена корреспондент, муж – оператор. Но у нас в Ханты-Мансийске очень трудно с жильем, и это, наверное, основная причина "кадрового голода", - рассказывает руководитель и ведущий информационной программы телеканала "Югра" Антон Гладышев. Вообще, многие считают, что на телевидении, особенно в новостях, если не умопомрачительные зарплаты, то, как минимум, выше среднего. Но это далеко не всегда так. Чтобы получать высокую зарплату, нужно иметь и приличный опыт. Выпускников же журфаков нужно "выращивать", а это время, которого у региональных компаний не всегда хватает. Правда, у некоторых хватает терпения, и тогда проблема решается. "У нас в компании такой проблемы не существует. Есть проблема, может быть, в отношении техников, графиков, но не журналистов точно. Дело в том, что в Курганском госуниверситете есть на филологическом факультете отделение журналистики. Оттуда приходят интересные люди. Они, конечно, подготовлены не на сто процентов, но у них есть задатки и способности. Самое главное, должна быть хватка. У нас только два человека с высшим журналистским образованием работают, а остальные все – либо исторический факультет, либо филологический, есть даже с техническими специальностями люди. После выпуска КГУ в июне к нам приходят выпускники на стажировку, а потом многие из них остаются", - рассказали Накануне.RU в редакции программы "Вести-Зауралье".
С тем, что диплом для репортера новостей – не главное, соглашаются многие. "На самом деле, образование при найме на работу в новостях может отойти на второй план. Очень много среди журналистов людей, которые журфак не заканчивали. Фото: Накануне.ruСуществует стереотип, что если человек пришел на журфак, то у него есть задатки – он же прошел какой-то конкурс, какие-то экзамены сдавал. На самом деле, это совсем не так. Главное – чтобы у человека желание было, вот и все. Если он придет с какого-нибудь химического факультета, но напишет текст хорошо, мы возьмем и с химического. А на счет переманивания с других каналов я могу сказать так: на заре создания телеканала "Ермак" у нас было огромное количество репортеров, которых переманили с других каналов. Просто звезда сидела на звезде и звездой погоняла. А когда очень много звезд – коллектив становится нетрудоспособным. И мы пришли к тому, что теперь сами выращиваем своих собственных звезд. Тем более, что у нас формат отличен от других, и людям, работавшим на городских, например, новостях, очень трудно перестроиться на федеральный формат, но интересно", - рассказывает Ирина Арефьева.
А в "Югре" приводят другой пример – когда кадры уже не молоды. "На местах часто работают люди молодые, студенты, или, наоборот, уже достаточно взрослые люди, чтобы их переучивать. Они обижаются и работают по старинке. Их это устраивает, они не будут подстраиваться под нас, - говорит Антон Гладышев, и тут же мечтательно добавляет. – Вот если бы на региональные телекомпании по парочке таких профессионалов послать, чтобы остальные сотрудники за ними тянулись!".

Алло, мы ищем таланты!

Таланты, безусловно, нужны везде. Им не дадут возможность пропасть, их обязательно откопают. Как? Например, на профессиональных конкурсах. Прямо сейчас идут сразу два конкурса для региональщиков: "Тэфи-Регион" и "Профессия-репортер". Последний впервые проводит телекомпания НТВ. И, как бы НТВ-шники не пытались уйти от сравнений с Тэфи, коллеги все равно проводят аналогию. "Конкурс "Профессия-репортер" носит узкую направленность. Оцениваться будет только репортаж, аналогичного конкурса в России нет", - объяснила на пресс-конференции, посвященной старту конкурса Татьяна Миткова. А ее коллега по каналу – руководитель дирекции праймового вещания НТВ Николай Картозия добавил: "Дело в том, что удачи бывают даже у самых маленьких телекомпаний. Иногда просто смотришь какие-то репортажи очень маленьких телестудий, там, на краю света непонятно как существующих, и видно, как человек рвется, просто пробивает энергия через Betacam. Таких людей очень много. И для того, чтобы они не потеряли ощущение того, что они занимаются каким-то нужным делом, мы и устраиваем конкурсы".
Ну, на самом деле, тут без лукавства не обошлось. Федеральные каналы на конкурсах, безусловно, присматривают себе кадры. Но дело все же не в этом. На том же "Тэфи-регион-2006" из 98 телекомпаний, которые номинировали своих репортеров, 20 представляли СМИ УрФО, и вовсе не обязательно, что победители тут же поедут в Москву работать.
А вот почему бы регионам самим не проводить профессиональные конкурсы? Не для того, чтобы журналисты центральных каналов присылали свои работы – это уже чересчур. Но почему хвастаться, в хорошем смысле этого слова, можно только перед центральными каналами? Возможно, тогда бы могла осуществиться мечта Антона Гладышева о профессионалах в глубинке.
Фото: terra.alt.ruХотя "глубинкой" назвать уральские телекомпании сложно. Ведь с чем смотря сравнивать. Если с НТВ, "Первым" – то да, наверное, не совсем центр. Ну,  а если сравнить с каналами, вещающими на Московскую область? Или с телеканалами УрФО? Думаю, наши будут смотреться вполне достойно, а, может, даже и лучше всех. Но этого сравнения, как раз, и нет пока в чистом виде. Ведь согласитесь, как-то нелепо выглядит соседство в одной номинации ведущих вечерних новостей федеральных каналов и городского канала, пусть даже и самого лучшего. Лучших, безусловно, надо определять, но лучших среди равных. Равных не в таланте (тут надо вспомнить про "Удачи бывают даже у самых маленьких телекомпаний"), а в условиях.
Конечно, и проблем, и достижений у региональных новостей больше. И говорить о них нужно чаще. Но чаще почему-то не получается. Хотя, если это от того, что региональщики ищут новые темы для сюжетов, новых героев программ, новые темы, интересные зрителю, - не будем их отвлекать. Чтобы они как всегда в 19:00 могли рассказать нам о событиях дня, и чтобы эти события снова вышли в рейтингах на первое место.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС