ОСАГО на пороге убыточности
На третьем году жизни автогражданка начала вызывать недовольство страховщиков, поскольку выплаты некоторых страховых компаний (СК) достигли предельно допустимых норм. 23 из 165 СК в России оказались в числе тех компаний, уровень убыточности которых, т.е. процент выплат из числа собранных денег по ОСАГО, превышает 77%. Этот показатель считается уже предельным, так как согласно закону об ОСАГО, 23% от суммы страховых взносов отводится страховым компаниям на ведение дел (оформление бумаг, зарплату сотрудникам).
Наиболее неблагоприятная ситуация складывается на Урале и в Сибири, где убыточность СК увеличилась за год на 30-40% и уровень выплат достиг в среднем 80%, в ряде компании – 100%. В связи с этим были отозваны лицензии ОСАГО у таких работавших на Урале компаний, как: "Авест" (филиал в Екатеринбурге), Западно-Сибирская транспортная компания, "Доверие" (отделение в Челябинске), Евро-Азиатская страховая компания. Приостановлено действие лицензии у компании "Урал-Рецепт". И, думается, на этом череда пострадавших компаний не закончится. По мнению аналитиков, апофеоза убыточность страховщиков по автогражданке достигнет к концу следующего года, когда обозначится крепкий десяток страховых лидеров, которые смогут продолжать работать на рынке ОСАГО или же, что меньше понравится автовладельцам, произойдет повышение тарифов.
По Уралу при всех названных средних цифрах по убыточности картина неоднозначная. Особенность Челябинской и Курганской областей в том, что здесь уровень выплат в среднем составляет 60-70%, в многонаселенных городах переходит границу 70%. В "Северной казне" в Свердловской области за 2004 год убыточность составила 66,9%, за 9 месяцев этого года - уже 78,4%. Уровень убыточности в филиале "Росгосстраха" по Тюменской области в среднем составляет 62%. Однако, в некоторых северных городах (например, Сургут, Салехард, Нижневартовск) он приближается к отметке 100%. Во многих регионах Сибири, а также в Приморье, убыточность по автогражданке составляет 78%, что выше норматива, предусмотренного Минфином. Это доказывает, что для Свердловской и Тюменской области полисы ОСАГО становятся убыточными. На северах же положение вообще критическое.
Причин сложившейся на Урале ситуации несколько. Но одной из первых практически все уральские страховщики называют некорректно выставленный территориальный коэффициент. "В большей степени страдают северные страховщики от того, что численность населенного пункта влечет за собой низкий территориальный коэффициент, а цены на услуги не ориентируются на наши тарифы, территориальные коэффициенты, - рассказывает в интервью Накануне.RU начальник управления урегулирования убытков ГСК "Югория" Ирина Бородулина, - СТО, магазины запчастей – все живут по северным расценкам. У нас очень много новых машин и иномарок. Поэтому выплата пострадавшему в ДТП приравнивается практически к восстановительному ремонту".
По мнению начальника отдела маркетинга "ЮжУралАско" Александра Ромашова также влияние на убыточность оказывает коэффициент, некорректно выставленный для городов-миллионников, поскольку уровень аварийности здесь таков, что собранных денег страховщикам только-только хватает на выплаты.
"Статистика по ряду сибирских регионов свидетельствует о необходимости повысить там коэффициенты к базовому тарифу, - предлагает свой рецепт решения проблемы начальник отдела маркетинговых коммуникаций филиала "Росгосстраха" в Тюменской области Марина Сычева, - Если их не повышать, это может привести к тому, что в ряде областей и городов региональные страховщики просто начнут сворачивать свою деятельность. Для рынка это будет иметь негативные последствия: сузится сам рынок ОСАГО, а на крупные компании, и так несущие главные затраты по этому виду бизнеса, ляжет еще больший груз".
Представители СК "Северная казна" в Свердловской области, в свою очередь, называют конкретные цифры по увеличению коэффициента. "Сейчас в нашем регионе много дорогих машин, плотность потока на дорогах большая, стоимость ремонта автомобиля приближена к московским расценкам, а территориальные коэффициенты ниже, чем в столице. Территориальный коэффициент по Екатеринбургу нужно доводить до уровня Санкт-Петербурга (минимум 1, 6)", - считает генеральный директор СК "Северная казна" Александр Меренков.
В общем-то неоптимистический итог разговора о некорректно выставленных тарифах подводит аналитик ИК "Финам" Константин Петоян: "Сложно судить о справедливости и несправедливости коэффициентов в условиях, когда сама по себе система неэффективна. Если исходить из этого, то, на мой взгляд, оснований говорить о некорректности территориальных коэффициентов вообще нет".
Другая причина убыточности СК - выросший уровень инфляции при оставшихся теми же, что были назначены два года назад, тарифных расценках. "Самое простое тому объяснение, даже если не брать увеличение аварийности, автопарка и прочих вещей, это инфляция. Увеличение стоимости запчастей, ремонта влечет за собой и соответствующие выплаты. Соответственно, и тарифы надо увеличивать на те же проценты, что вносит на рынок инфляция", - говорит в интервью Накануне.RU Александр Ромашов.
Сегодня средняя стоимость полиса ОСАГО по стране составляет 1,5 тыс. рублей, а средняя выплата – 20 тыс. рублей. При этом темпы роста выплат и убыточность сейчас стремительно нарастают. А вопрос о размерах тарифов напрямую связан с объемами выплат. Пока, говорят страховщики, объемов формируемых резервов хватает на урегулирование страховых случаев, но достаточно скоро неизбежно встанет вопрос о повышении тарифов. По оценкам "Росгосстраха" в Тюменской области, это произойдет примерно через год. В противном случае страховые компании среднего уровня придут в разорение. "Уже имеющаяся практика применения ОСАГО и сложившиеся тенденции свидетельствуют: если тарифы не будут меняться достаточно продолжительное время, это может привести к разорению мелких и средних компаний, не обладающих развитой системой продаж, урегулирования убытков, сбалансированным портфелем и опытом работы на рынке. Это создаст большой прессинг для крупных компаний, поскольку не надо забывать, что, согласно закону, страховщики несут по ОСАГО консолидированную ответственность перед страхователями", - комментирует ситуацию Накануне.RU Марина Сычева.
При выросшей инфляции минимальное увеличение тарифов на
ОСАГО может составить 20%. Это позволит страховщикам покрыть инфляцию и динамику убытков. Но вместе с тем, вызовет и очередную волну протеста у несколько успокоившихся после введения автогражданки автовладельцев. "Реально же тарифы нужно увеличивать в 3-4 раза в ближайшие 2-3 года, затем постепенно повышать их до европейских показателей. Правда, это предложение исходит из логики эффективности страхового бизнеса. Для многих автовладельцев эти цифры будут чрезмерными. Очевидно, нужно искать компромисс, повышая тарифы, например, на 25-30% в год", - замечает эксперт инвестиционной компании "Финам" Константин Петоян.
Между тем Департамент финансовой политики Минфина РФ все же поставил вопрос о необходимости спасать страховые компании и, соответственно, о повышении страховых тарифов. Замдиректора Департамента Вера Балакирева заявила, что через несколько лет тарифы на ОСАГО могут быть либерализованы, подчеркнув, что о полностью свободных тарифах речь не идет. Предположительно, государство установит минимальный и максимальный размер тарифов, в пределах которых страховщик будет устанавливать свои коэффициенты.
Почему сегодня не может быть полностью свободных тарифов и почему их либерализация возможна только через несколько лет? Рынок сейчас не готов к тому, чтобы тарифы регулировались самим рынком, считают представители СК "Северная казна", по той причине, что сегодня есть компании, которые пришли на этот рынок "хапнуть" денег и, соответственно, если сегодня дать либеральную систему, то вырастет количество банкротств этих компаний (из-за демпинга цен, предоставления необоснованных скидок), а, следовательно, увеличится нагрузка на те компании, которые работают честно. А по банкротству выплаты обеспечивает фонд РСА, который не резиновый. Заметим, что пока нет никаких признаков того, что средств РСА может не хватить. Но если процесс банкротства ненадежных участников рынка ОСАГО пойдет быстрыми темпами, то Союз автостраховщиков встанет перед серьезной проблемой - как обеспечить выплатами всех пострадавших.
Если речь зашла о повышении тарифов и жизнедеятельности СК, то не наступило ли время кризиса ОСАГО? По мнению страховщиков, кризиса в системе автострахования нет, сейчас идет процесс цивилизации рынка, отсеиваются те компании, которые не готовы работать с ОСАГО, идет процесс выравнивания рынка и распределения возможностей. Мировой опыт в сфере автострахования показывает, что отзыв лицензий у ряда компаний – это лишь закономерный этап развития рынка автогражданки. "В странах Восточной Европы законы, аналогичные Закону об ОСАГО действуют с начала 90-х годов, и пик убыточности по ним, превысивший 100 %, пришелся на первые 3-5 лет их действия. Затем государство установило (и регулирует) лимиты ответственности страховщиков, контролирует финансовое состояние страховых компаний, установило верхние границы базовых тарифов", - замечает начальник отдела ОСАГО ГСК "Югория" Александр Вечерников .
Причина убыточности этих компании в том, что многие из них не обладают развитой системой продаж, урегулирования убытков, сбалансированным портфелем, и, скорее всего, неправильно формировали резервы. По прогнозам аналитиков рынка страхования, мелкие и средние компании уйдут с рынка автогражданки. А страхованием автогражданской ответственности займутся пять-шесть крупных страховщиков. Потому что при огромных объемах работы уровень рентабельности этого вида – 2–3% во всем мире. А с подобной рентабельностью нельзя работать, если у компании нет развитой системы продаж и урегулирования убытков. Потому возникает вопрос: Надо ли спасать мелкие и средние страховые компании, занимающиеся ОСАГО, повышая тарифы?
Наконец, еще одной из причин можно назвать – увеличившийся уровень мошенничества на дорогах. Порядка 10-20% всех заявляемых случаев по ОСАГО относятся к категории мошенничеств. По мнению Александра Ромашова, большую помощь оказало бы появление единой базы по участникам ДТП, мошенничествам: "Каждый год хорошие водители получают скидку 5%, потом еще 5%, и, по закону, тариф тех, кто попал в ДТП, должен увеличиваться, но поскольку они мигрируют из компании в компанию, им все сходит с рук. Скидка дается, но повышающий коэффициент не учитывается".
Для борьбы с мошенничеством в отдельных страховых компаниях уже созданы службы безопасности, которые работают с органами милиции и ГАИ. "Росгосстрах", например, для борьбы с мошенничеством, использует систему "Спектр", созданную при содействии Российского союза автостраховщиков, которая позволяет отслеживать автомобили с "темным прошлым". Прямой экономический итог деятельности Службы безопасности "Росгосстраха" в 2004 году составил 127,3 млн рублей, из них около 5 млн рублей – в Тюменской области. Эти деньги были возвращены в компанию в результате раскрытия мошеннических схем. В СК "Северная Казна" работает своя служба безопасности, которая ежемесячно производит задержания мошенников. Сейчас заведено даже несколько уголовных дел.
Список названных причин, конечно, можно еще существенно расширить. И сказать, например, о том, что число купивших полис ОСАГО за последние два года перевалило за 70% в связи с возросшим доверием водителей к автогражданке, что привело к увеличению числа выплат. Или, как северные страховщики, пожаловаться на возросший уровень ДТП, поскольку хороших дорог в регионе много. Но это только дополнительные факторы. Корень зла, думается, кроется в том, что сама реформа проработана абы как, наспех. Отсюда и нарушения закона, выявленные в ней, и непроработанная система защиты страховщиков, и некорректные коэффициенты.