Осенний призыв 2005: кто пойдет защищать Родину?
Накануне началась осенняя призывная кампания. Пока вопросов, связанных с ней, не так много – основные нововведения, в том числе и пресловутая отмена части отсрочек если и будет, то позже и осенних призывников она не коснется. Комитет солдатских матерей, например, не ожидает от призыва особых сюрпризов – мол, уже было все. Военкомы тоже не считают осеннюю кампанию в чем-то отличную от других. Есть план, его надо выполнить. Но фактически, сегодняшнюю ситуацию можно звать затишьем перед бурей.
Дело в том, что армейские реформы набирают силу и далеко не все они по душе призывникам. Трудно ожидать всплеска восторгов по поводу предстоящей отмены ряда отсрочек. Генштаб уже решил, что в армии нужны парни, у которых родители достигли пенсионного возраста, сельские учителя и те, кто работает на "оборонку". В целом собираются отменить шесть отсрочек. Среди остальниых трех, скорее всего, будут одаренные юноши, аспиранты и ухаживающие за больным членом семьи. К тому же уже прекращен набор на военные кафедры в большинстве ВУЗов России, что тоже нагнетает обстановку в среде призывников и их родителей.
Тем не менее, все эти действия Минобороны вполне логичны и объяснимы. Основных причин такого закручивания гаек две – во-первых, в России продолжается период демографического спада и юношей призывного возраста с каждым годом становится все меньше, а во-вторых, на 2008 год запланировано изменение сроков срочной службы с 24 месяцев до 12. При уменьшенном в два раза сроке потребуется в два раза больше парней. И хотя сейчас идет усердная работа по увеличению контрактников, все равно в 2008 году потребуется значительное увеличение призывников. Именно эти потребности и планируется перекрыть парнями, потерявшими право на отсрочку, а впоследствии – выпускниками вызов, не прошедшими военную кафедру.
Кстати, как сообщил Накануне.RU сотрудник одного из районных военкоматов, даже если парень потеряет право на отсрочку, его далеко не обязательно заберут в армию. На количество призывников существуют строгие планы и перевыполнение их также плохо, как и невыполнение – призвав человека в армию, Минобороны берет на себя все заботы по его содержанию. Естественно, что на парней "сверх плана" просто не будет ни денег, ни еды, ни одежды, ни даже койки в казарме. К тому же, по неофициальной информации, есть негласное распоряжение в первые призывы после отмены отсрочек в первую очередь призывать тех, кому эти отсрочки итак не были положены, и лишь потом, в случае невыполнения того самого плана, призывать остальных.
Тем не менее, разные общественные организации продолжают обвинять военных в стремлении выполнить план любой ценой, не особо присматриваясь к способам и методам. Так, недавно одно из российских изданий опубликовало способы, которыми военкомы пополняют ряды родной краснознаменной. Перечень впечатлил. Это и якобы старые знакомые девушки, с которыми призывник давно не виделся, а они хотят встретиться. Это и "сосед снизу" в старой майке и растянутых трениках, оказывающийся сотрудником военкомата. В общем, список уловок военкомов можно без преувеличения назвать гигантским. Призывники не уступают в изобретательности. Один из самых оригинальных способов "откосить" от армии недавно придумал тюменский призывник – он просто пошел в паспортный стол и… отказался от российского гражданства. Без гражданства же люди призыву не подлежат, хотя и обладают большей частью прав россиян. Нельзя назвать его пример слишком удачным – уже три года молодой человек не может найти работу – кому нужен даже не иностранец, а вообще государственный бомж?
Но, несмотря на то, что основные изменения лишь грядут в будущем, некоторые новшества появились уже сейчас. Если быть точными, то нововведение всего одно – расширение полномочий призывных комиссий субъектов федерации. Ранее все решения по судьбе конкретного призывника принимались на уровне районов, а региональные военкомы могли лишь давать какие-то рекомендации своим подчиненным, да в крайнем случае отменять их решения. То есть, дать или не дать отсрочку, освободить от призыва или направить в войска мог лишь районный военкомат. Фактически, у районных военкомов было больше полномочий, чем у их начальников в областных и окружных военкоматах. К началу осеннего призыва-2005 эту юридическую нестыковку убрали.
"Если раньше в законе было сказано, что призывная комиссия субъекта федерации может только отменить решение районной, то сейчас добавлено, что она может не только отменить, но и принять свое решение, - рассказал Накануне.RU заместитель военного комиссара Тюменской области полковник Виктор Осипов, – Например, изменить род войск, куда направляют призывника, или вообще отменить его призыв. Фактически, просто довели закон до ума".
Несмотря на логичность подобного решения, солдатские матери оценивать
нововведение пока не спешат, зато не церемонятся с оценками сотрудников
комиссий.
"На самом деле мы сейчас не рекомендуем в этот призыв
призывникам обращаться с жалобами на региональные комиссии, - заявила
Накануне.RU ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей
Валентина Мельникова, – Квалификация их сотрудников очень низкая.
Люди совершенно не проинструктированы, законов о воинской обязанности не знают.
Районные, понятно, тоже не знают. Но "районные" решения человек может
опротестовать в суде. А если человек попал на сборный пункт, то вероятность 90%,
что он уедет в войска, откуда опротестовывать очень сложно. В Москве, например,
региональная призывная комиссия находится в одном месте со сборочным пунктом. Во
многих регионах то же самое. Раньше региональные комиссии решения не принимали –
они давали рекомендации районным. Могли разве что отменить решение
райвоенкоматов".
Скорее всего, основной причиной скандалов во время призывной кампании будет все же не расширение возможностей военкоматов субъектов федерации, а медкомиссии. Дело в том, что если основное обследование призывники проходят в райвоенкоматах, то дополнительное, когда парень претендует на отсрочку по здоровью, проводятся в гражданских больницах. Но, как известно, всякий труд должен быть оплачен. А у Минобороны после вступления в силу печально известного 122 закона денег на "гражданских" врачей не оказалось. В итоге на проведение дополнительного "гражданского" обследований парней, претендующих на отсрочки или освобождение от службы по здоровью просто нет средств. Причем проблема эта возникла еще весной, но никаких реальных шагов по ее решению так и не сделали. Но если весной худо-бедно военные сумели договориться с врачами, то сейчас "гражданские" доктора отказываются работать без предоплаты. Варианты решения при этом есть.
"Я предложил свой вариант решения проблемы, - рассказал начальник Центральной военно-врачебной комиссии Минобороны генерал-майор Валерий Куликов, - На первом этапе, пока правительство не утвердит механизм расчетов, нам поможет "Военно-страховая компания". Она хоть сегодня готова заключить договоры со Службой экономики и финансов Минобороны и с руководством экспертных больниц. После этого "ВСК" переведет собственные средства на счета медицинских стационаров. А когда порядок расчетов узаконят и в военкоматы поступят средства, они расплатятся по долгам со страховой компанией".
Однако пока что это предложение не принято и
региональным военкоматам приходится самостоятельно решать проблему. На Урале военные с
этим вполне справляются. Как правило, помогают региональные бюджеты. А иногда
военкоматам просто хватает средств, присланных из Москвы.
"У нас ситуация
нормальная, - рассказал Накануне.RU сотрудник военного комиссариата
Ханты-Мансийского автономного округа, – Средства на эти цели у нас
есть, так что обследования будут проводиться как положено".
Такая же ситуация и у тюменцев. "У нас такой проблемы нет, потому что все соответствующие заявки и деньги мы уже получили и отправили, - заявил Накануне.RU Виктор Осипов, – К тому же есть совместный приказ Минобороны и Минздрава, где указано, что именно мы должны проводить. Особо сложные обследования, конечно, отдельный разговор, но по ним у нас тоже вопрос решен и они будут проведены как и положено бесплатно".
В УрФО, правда, этих проблем нет не только в
регионах-донорах, но в регионах-получателях бюджетных дотаций.
"У нас денег на все
хватает, - заявил Накануне.RU начальник отделения учета и призыва
граждан на воинскую службу военного комиссариата Курганской области подполковник
Сергей Ануфриев, – Все необходимые средства перечисляются вовремя,
так что призыв идет по плану".
Но, естественно, что эта проблема не могла не затронуть комитет солдатских
матерей, которые не упустили возможность в очередной раз упрекнуть военный
бюджет в непрозрачности.
"Эта история с военным бюджетом вообще очень
темная, - считает Валентина Мельникова, – Я хочу
напомнить, что есть обязательное медстрахование, куда относится и подобное
обследование. За свой счет люди могут проходить обследование, если захотят сами.
В 122 законе все расходы по призыву возложены на бюджет военных. Вы посмотрите
на статью в федеральном бюджете "национальная оборона". Там статьи очень
укрупнены и засекречены, невозможно разобраться, куда идут деньги. Прибедняться
не нужно – сами хотели 122 закон. Нет денег – отменяйте призыв. Ищите людей по
контракту, вербуйте. Халява кончилась! Фактически, "утечка" этой информации
могла быть организована в самом Минобороны как полуофициальное оправдание взяток
в военкоматах. По закону же все расходы на призыв оплачиваются из федерального
бюджета".
В общем, споры были, есть и будут. Между тем, число призывников неуклонно сокращается.
Сокращается и план по призыву. Так, если весной солдатские сапоги надели 158
тыс. российских парней, то осенью их будет менее 150 тыс.
"Особенность
призыва одна – идет полоса демографического спада, - говорит Виктор
Осипов, - Плюс к этому мы переходим постепенно на контрактную
основу, таким образом, уменьшение призывников мы компенсируем меньшим на них
спросом в войсках".
По словам военных, до 2008 года число призываемых парней будет неуклонно сокращаться за счет увеличения контрактников. Зато после дня "Х" план снова резко возрастет: как уже упоминалось, с 2008 года запланирован переход на срок службы в один год. Так, если будет принят нынешний вариант поправок, то в войска отправятся и призывники, у которых родители вышли на пенсию, и студенты колледжей и техникумов и даже сельские учителя.