Диакон Андрей Кураев: "Остров" - это настоящее, живое православие
Православный, но не церковный. Простой и наполненный. Без глубокого знания монастырской жизни, без спецэффектов. Живой. О фильме "Остров" критики высказываются уважительно, порой, даже трепетно. Этой притче о душе прочат награды на множестве фестивалей, наверняка, она их завоюет. Сам режиссер Павел Лунгин считает, что фильм о людях и для людей. Отец Анатолий не человек нашего времени – он юродивый. И он же христианин, но не типичный, не такой, каким обычно их рисуют православные. Поэтому и возник главный вопрос – как отнесется к этому фильму церковь. Отдельные мнения отдельных священнослужителей были положительными, однако позиция Русской православной церкви пока еще не звучала. Известный богослов, диакон Андрей Кураев рассказал в интервью Накануне.RU о своем личном впечатлении от "Острова", по которому, в общем-то, можно судить и о позиции всей РПЦ.
Вопрос: Существуют разные мнения. На Ваш взгляд, это церковный фильм, или нет?
Диакон Андрей Кураев: Прежде всего, это нормальный человеческий фильм. Он великолепно сделан по всем параметрам. Это хорошее произведение искусства, добротное и качественное. Кроме того, оно очень корректное по отношению к православию, начиная с того, что ни одной бытовой детали не нарушено. Но главное для меня, что дорого в этом фильме, это настоящее живое не елейное православие. Меня тошнит от переизбытка елея во многих так называемых официальных православных лентах. Это фильм, который снят на русском языке, а не на церковно-славянском. Я бы так обозначил его жанр. Честное и очень глубокое кино.
Вопрос: Но фактические-то ошибки как раз есть. Например, на севере не было никаких монастырей. Или это не важно?
Диакон Андрей Кураев: Это, конечно, не важно, но что значит не было монастырей? Были монашеские общины, тот же Валаам. Псковская духовная миссия находилась на оккупированной немцами территории. Дело не в этом.
Что касается общего церковного отношения, я во многих регионах беседовал со священниками, семинаристами, монахами. У всех положительные отзывы. В Московской духовной семинарии будет актер Петр Мамонов и режиссер фильма Павел Лунгин. В церковной духовной среде самое благожелательное отношение к этому фильму. |
Вопрос: А как бы Вы могли оценить игру главного актера? Это попадание в "десятку"?
Диакон Андрей Кураев: Да.
Вопрос: По-Вашему, о чем этот фильм?
Диакон Андрей Кураев: (пауза) Это фильм о повседневном чуде. Обыкновенное чудо, которое не рекламируется в церкви, но оно есть. Понимаете, жизнь православного христианина очень странно складывается. С одной стороны, не должно быть установки на чудо, не должно быть ни в коем случае экзальтации, требований чуда! А, с другой стороны, это чудо в жизни нормального церковного человека присутствует почти ежедневно.
Вопрос: Отец Андрей, сейчас много говорится о пропаганде семьи, о том, что церковь стремится просветить людей. Как Вы считаете, чтобы люди поверили в Бога, почувствовали, что он есть, должны создаваться именно такие фильмы?
Диакон Андрей Кураев: Дороже всего в этом фильме, что в нем нет никакой пропаганды. Может быть, самая действенная пропаганда эта та, которая чужда жанру пропаганды. Хочу отметить, что одновременно с фильмом "Остров" появился другой, не менее православный фильм - "Живой". Причем, для меня он еще более глубокий, чем "Остров". В фильме "Остров", при всем реализме персонажа, главный герой не совсем из нашего мира, а в "Живом" именно обыкновенные люди.
Вопрос: Если все-таки вернуться к "Острову"… Мог ли он появиться несколько лет назад? Не является ли этот фильм неким показателем того, что и российская культура, и кинематограф достигли определенного уровня?
Диакон Андрей Кураев: Я бы так не сказал. Наш кинематограф давно достиг определенного уровня, еще в советские времена. "Мастерство не пропьешь". Иногда при всей чудовищности финансовой стороны прорывается и рождается настоящая жемчужина. Это происходит не каждый год, но, тем не менее, достаточно регулярно. Хочу с радостью отметить, что традиции высокого искусства есть. Пример предыдущего православного кино высшего уровня – фильмы "Мусульманин", "Возвращение". Это нормальное проявление жизни нашей культуры и мне как раз не хотелось бы видеть в этом сенсацию.
Вопрос: У меня к Вам, может быть, личный вопрос, какие у Вас возникли чувства после просмотра "Острова"?
Диакон Андрей Кураев: Гордость за то, что я православный и русский.
Вопрос: Вам лично не обидно, что монахи представлены не в самом лучшем свете?
Диакон Андрей Кураев: Это мне как раз и понравилось. Они сложные, реальные. Очень важно, чтобы святые вышли из иконы. Если святые будут только в иконоокладах, то покажутся инопланетянами, и поэтому не станут вызовом, обращенному к каждому из нас.
Вопрос: А момент, что главный герой лечит других, вас не смущает? Ведь церковь это не приветствует, называя знахарством?
Диакон Андрей Кураев: Исцеляет ведь не главный герой, исцеляет Господь не без его молитв. Нет-нет, здесь как раз все очень корректно показано и очень хорошо, что вся тема чудотворчества идет незаметно, она не главная, а главное – трагедия человека. Можно было бы поддаться искушению, раз снимаешь фильм о святом, нагородить чудес побольше, заставить бесов летать. Но нет. Я удивляюсь целомудрию этого фильма. Духовному целомудрию.
Москва - Екатеринбург