Отец Владимир: Россия - такая страна, которая сначала до пропасти дойдет, а потом взглянет в пропасть, ужаснется и начнет пятиться обратно
Февраль, уж так получилось, проходит в Екатеринбурге под знаком некоего массированного обсуждения демографических проблем. Большой форум, на котором и миряне, и православные служители обсуждали, как остановить падение России в демографическую пропасть, тому подтверждение. Но гораздо более любопытным нам кажется то, что борьбу с вымиранием коренного населения страны подняла на щит православная церковь. С одной стороны, это логично. Именно русское, славянское население является основным поставщиком, если можно так выразиться, прихожан в православные храмы, но, с другой стороны, церковные иерархи, пожалуй, в этом смысле в большей степени служат все-таки решению общегосударственной проблемы. Причем в отличие от многих других проблем, коими полна российская жизнь, демография, укрепление семьи, восстановление нравственных основ общества - это , как говорится, все вопросы по профилю. И, пока властьимущим совершенно некогда на фоне экономических реформ, провалов в геополитике и так далее, заниматься вопросами госполитики в области рождения управляемого ими народа, Церковь здесь "шагает впереди". Ну, что ж, факт сам по себе отрадный. Накануне в эфире телекомпании "Ермак" свое видение проблемы излагал Отец Владимир, советник правящего Архиерея. Печатную версию его интервью мы публикуем ниже.
Вопрос: На Ваш взгляд, к демографическому кризису ведут экономические, политические, и социальные факторы или все-таки причина в области морали?
Отец Владимир: Это, прежде всего, духовные аспекты. Наши деды и прадеды рожали нас в самое суровое время и никогда ни у кого не было желание бросить ребенка, и всегда радовались детям. Меня мама родила в 46-м году, мой брать родился в 42-м году. Я, вспоминая, как мы тогда жили, прихожу к выводу, что относительно бедная семья сейчас живет гораздо лучше, чем мы тогда жили. Сейчас слишком много свобод люди себя отвоевали. Мама ребенка думает: родить или не родить, при этом, забыв спросить у ребенка, ведь он тоже имеет право на свое мнение. Ребенок – отдельный организм и он тоже хочет жить. И везде дайте нам свободу. Эти свободы приводят к вымиранию, они приводят к духовной смерти самого человека, который отказывается любить свою родину.
Люди начинают думать:"Зачем мне эта Родина?" Отказываются создавать законные семьи, думая опять же: "Зачем мне законная семья, когда я могу так пожить?" У нас рсплодилсиь свободы забыть бога, родителей. В итоге дети брошены, а мамы и папы думают, о чем угодно, но только не о Родине и не о семье.
Вопрос: Получается, нужно идти по тропе запретов?
Отец Владимир: Здесь нужно идти и по тропе запретов. Да. Мы читали Ветхий Завет. И там описано, что были более жесткие запреты. С другой стороны, нужно идти по тропе воспитания нравственности человека. Это основа. Не поднимем нравственность, ничего нам не поможет
Вопрос: Какова роль Православной Церкви в улучшении демографической ситуации?
Отец Владимир: Эту роль Православная Церковь уже играет. По мере своих сил и возможностей. Государство объявило цифры кризисной демографической ситуации, и кто подхватил идею по улучшению ситуации? Церковь. По всем областям проходят форумы, конференции, а сколько работы внутри проводится, что не показывается по телевидению. Я знаю, как наш Владыка бьется, как бьется Святейший Патриарх. Постоянно этот вопрос стоит.
Церковь первая некогда, даже еще до Иосифа Сталина обратилась к народу с призывом защитить родину и благословила народ. Так и сейчас. Ведь идет война и не физическая, она более страшная. Идет война против государства. И церковь обращается: нужно встать - велика Россия, а отступать некуда. Не поднимемся, не улучшим демографическую ситуацию, мы все погибнем, погибнет наше государство, наша Россия.
И, несомненно, здесь наблюдается бездействие государства. А это бездействие влияет и на мораль. Молодая мама рассуждает: я никому не нужна, мой ребенок никому не нужен, зачем рожать? Вон Мария родила троих и страдает, а я не буду такой дурой. И в этом виновно государство. И государство в этом случае – убийца своего народа.
Вопрос: Получается, что государственная политика должна в первую очередь перестроиться?
Отец Владимир: Нет разделения в таких вопросах между церковью и государством. Да, церковь отделена от государств и не вмешивается в государственные дела. Но церковь не отделена от своего народа. И мы пытаемся настроить народ, чтобы люди любили свое государство.
Вопрос: Вы часто общаетесь с чиновниками разных рангов. Не сложилось ощущение того, что государство начинает понимать весь ужас демографической ситуации?
Отец Владимир: Пока мы еще понимаем только на словах. Я приведу личный пример. У меня супруга – мать шестерых детей. Он выработала стаж и получает пенсию 1003 рубля. Раньше за декретный отпуск платили 100%. Сейчас платят по стажу. Женщине декретные по стажу – это же издевательство! А 70 рублей в месяц? Можно сейчас на эти деньги даже в кафе один раз поесть? На эти 70 рублей мама может только хлебом обеспечить своего ребенка и до года, когда ему
Вопрос: Сейчас вопрос больше стоит в плоскости качества или количества. Уже очень не хочется думать, что Россия станет вторым Косово, в котором коренного населения – сербов всего 10%.
Отец Владимир: Давайте русских соберем с вокзалов, с чердаков. Там русские девочки, мальчики. Что депутаты Государственной Думы не видят этого? Они решают вопрос ездить им на автобусе бесплатно или нет. А о каком величии России, о каких танках и самолетах можно говорить, когда мы этому сироте не можем помочь?
Вопрос: Какой, по Вашему мнению, должна быть государственная семейная политика?
Отец Владимир: Нужно показать пример в первую очередь. Мы очень мало говорим о демографии. Давайте сделаем День матери, День сироты. Мы почему-то День любви рекламируем, а День Матери, День Сироты, День матери-одиночки нет. Мы не хотим этого признавать. Значит мы - священники, значит вы - СМИ, значит, государство в этих вопросах не дорабатывают. Пусть Депутаты Госдумы, например, Жириновский скажет: я такой-то, у меня столько детей и мы с женой решили взять сиротку из детдома. Давайте, будем конкретно делать. Давайте, пойдите на вокзал, там такую передачу можно снять, что вся Россия вздрогнет.
Вопрос: Но ведь главное, чтобы не просто вздрогнули, а предприняли какие-то действия?
Отец Владимир: Россия такая страна, которая сначала до пропасти дойдет, а потом взглянет в пропасть, ужаснется и начнет пятиться обратно. Гитлера до Москвы допустили, потом погнали и до Берлина. Так вот и здесь. Давайте в эту пропасть заглянем. Самое страшное, что мы отказываемся это делать, мы отказываемся называть цифры, говорить правду.
Вопрос: В Европе на семейную политику тратится 2% ВВП. Может, нам тоже пойти по такому пути?
Отец Владимир: Да, вон сколько олигархов, которые нашу нефть продают заграницу. Так им достаточно отчислить по 2%. И этих денег хватит не только на семейную политику.
Вопрос: Проблема абортов. Православная церковь ратует за их запрет. Но тут опять же встает вопрос экономический.
Отец Владимир: Аборт – это убийство. Врачи гораздо больше сил тратят на то, чтобы уговорить женщину сделать аборт, а не рожать. У меня сноха, случилось, забеременела. Рожала с помощью кесарева сечения. А, когда она пошла в больницу, ей тогда сказали - вы подписываете себе смертный приговор, делайте аборт. Мы в семье запретили ей делать аборт, она родила, и младенец живет. А, бывает, мать приходит впервые рожать и ее уже уговаривают на аборт.
Вопрос: В России аборты предусмотрены в рамках обязательного медицинского страхования, более того, расходы на них составляют 5% от всего бюджета здравоохранения. Может, просто ввести плату за аборт? По крайней мере, такие предложения звучат.
Отец Владимир: Мы сейчас говорим про смертную казнь. Сегодня расстрелять убийцу, насильника – нельзя. Закон не позволяет. А вот аборты - пожалуйста. 4 млн в нашей стране невинных людей приговаривают к убийству без адвоката, без прокурора. Это же ведь смерть. Мы необдуманно это делаем. Каждый аборт должен проходить через специальную комиссию. И в этих комиссиях должны быть священники, которые бы разговаривали с женщинами, уговаривали рожать. Конечно, у женщины есть право рожать или не рожать, но у нее нет право убивать!
Редакция благодарит УОТК "Ермак" за предоставленные материалы.